Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Управленческий учет – это не только сбор и регистрация информации, но и ее анализ и оценка с целью получения таких данных, на основе которых возможно управление организацией, прежде всего оперативное. Первичный бухгалтерский учет является одним из наиболее важных источников информации для управленческого учета, причем самым достоверным. В то же время для реализации информационных потребностей менеджеров необходимы данные из дополнительных источников, как внутренних, так и внешних.
Часть управленческого учета, объектом учета которого являются только производственные издержки, называется производственным учетом .
Основными составляющими производственного учета является учет издержек:
1) по видам — определение групп издержек в процессе производства продукции;
2) по местам возникновения — распределение издержек по производственным подразделениям;
3) по носителям — определение издержек, связанных с производством единицы конкретной продукции, конкретного заказа.
Система производственного
учета позволяет оценить
2.3.
Характеристика информационной базы управленческого учета
Источники информации управленческого учета.
Информационная база должна удовлетворять следующим требованиям:
Нормативные документы управленческого учета можно распределить по четырем уровням:
1) законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;
2) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ);
3) методические указания, инструкции, рекомендации и т.п.;
4) документы организации,
которые разрабатываются ею
2.4.
Взаимосвязь управленческого и финансового учета
Между управленческим и финансовым учетом существуют различия, обусловленные соответствующими показателями учета, основные из них представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Основные различия между управленческим и финансовым учетом
Основные показатели учета | Виды учета | |
Управленческий учет | Финансовый учет | |
1. Цель учета | Подготовка информации для менеджеров организации для принятия ими объективных управленческих решений | Подготовка информации
для сопоставления затрат с доходами
для определения прибыли |
2. Соблюдение юридических требований | Информация подготавливается, если выгода от ее использования больше, чем затраты на ее сбор | Законом предусмотрено, например, что руководство открытых акционерных обществ обязано предоставлять финансовые отчеты независимо от их желания |
3. Степень точности информации | Информация подготавливается в сжатые сроки, носит приближенный характер | Данные отчетности
должны быть более точными, иначе
это может вызвать недоверие
внешних пользователей к |
4. Масштаб учета | Информация подготавливается
по каждой структурной единице |
Информация характеризует деятельность организации в целом |
5. Принципы учета | Информация подготавливается в форме, наиболее приемлемой и удобной для руководства организации, по правилам, удобным для него | Информация должна соответствовать нормам и требованиям законодательства и установившейся практике учета |
6. Привязка
ко времени предоставления |
Информация носит характер прогноза, характеризует деятельность организации на перспективу с учетом состояния за прошедшее время | Информация характеризует уже свершившиеся операции и хозяйственные факты, показывает, как это было |
7. Частота подачи информации | Информация подготавливается по мере необходимости, может составляться ежедневно, еженедельно, ежемесячно | Информация готовится раз в год (полугодие, квартал) |
8. Используемые измерители | Информация может быть представлена как в денежных, так и неденежных измерителях | Информация представляется в денежных единицах в российской валюте — рублях |
9. Группировка затрат | Затраты группируются по носителям в разрезе статей калькуляции, что позволяет определить, где и на что израсходованы ресурсы. Перечень статей организация устанавливает самостоятельно | Затраты группируются по экономическим элементам, что позволяет определить результат по обычным видам деятельности. Перечень статей установлен Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 |
10. Основной объект учета | Структурные подразделения. Руководители подразделений несут ответственность за результаты их работы | Организация в целом. Руководители организации несут ответственность за результаты работы всей организации |
11. Степень открытости информации | Является коммерческой тайной, не подлежит публикации, носит конфиденциальный характер | Не является коммерческой тайной. Является открытой, публичной, может заверяться независимыми аудиторами |
12. Пользователи информации | Пользователями являются
менеджеры и работники |
Пользователи внешние |
13. Базисная структура | Структура информации зависит от запросов и степени их детализации пользователями | Финансовый учет строится
на основополагающем балансовом уравнении: АК = СОБК + ОБ, где АК — имущество организации (ее активы); СОБК и ОБ — источники его покрытия: СОБК — собственный капитал организации; ОБ — обязательства организации |
14. Методика расчета финансовых результатов | Прибыль рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью; «маржинальный доход» рассчитывается согласно международным стандартам бухгалтерского учета, а при составлении финансовой отчетности это запрещается | Возможны два варианта
расчета прибыли: 1) стандартный: как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью; 2) современный: как разность между выручкой от реализации продукции, ее производственной себестоимостью и периодическими расходами (отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы») |
15. Связь с другими дисциплинами | Использует методы микроэкономики, финансов, экономического анализа, математической статистики, оптимизации и т.д. | Использует только собственные методы |
Несмотря на различия, управленческий и финансовый учет — взаимно связанные подсистемы бухгалтерского учета организации. Общими для них являются:
1) единые объекты учета;
2) единый подход к выбору целей и задач учета;
3) общепринятые принципы учета;
4) однократное ведение первичной информации для составления отчетности;
5) информационная
база учета, используется для
принятия управленческих
6) использование
общих методов (документация, инвентаризация,
оценка и калькуляция,
Исходя из этого, одни хозяйственные операции в финансовом и управленческом учете отражаются совершенно одинаково, другие — требуют различного отражения. При этом альтернативный подход позволяет получать данные для управленческого учета на основании показателей финансового учета с дополнением или удалением соответствующих поправочных бухгалтерских записей по тем позициям, по которым принципы отличаются. Операции по дополнению или удалению поправочных записей могут выполняться управленческим бухгалтером в конце отчетного периода.
2.5.
Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений
В современных условиях коренным образом меняется роль бухгалтера организации: он должен быть аналитиком , оказывать помощь менеджерам организации при выполнении ими таких функций, как планирование, контроль и регулирование, организационная работа, деловые контакты, стимулирование.
Планирование — предоставление информации по следующим вопросам: организация процесса продаж, т.е. какие товары продавать, на каких рынках и по каким ценам; оценка предложений по капиталовложениям; при составлении смет — подготовка краткосрочных планов, координация разработки краткосрочных планов.
Контроль и регулирование — информирование менеджера о случаях отклонения определенных результатов производства от плановых показателей, т.е. своевременное проведение оперативного анализа производственных результатов организации и определение слабых мест производства.
Организационная работа — участие в формировании рациональной системы учета, способствование повышению уровня эффективности системы управленческого учета.
Деловые контакты — предоставление менеджеру важной информации о деловой активности организации, на основе которой он может сделать выводы об эффективности деятельности, своевременно наметить и реализовать мероприятия по устранению недостатков.
Стимулирование — участие в составлении смет, что побуждает менеджеров организовывать свою работу таким образом, чтобы организация в целом могла достичь поставленных перед ней целей.
2.6.
Классификация методов управленческого учета
Для принятия управленческих решений используются следующие методы:
Так, например, методы статистики широко применяются при анализе текущей деятельности организации, прогнозировании изменения основных финансовых показателей и т.д., результаты анализа служат базой для принятия управленческих решений.
Основными методами статистики являются методы средних, методы рядов динамики и т.д.
Вопросы для самопроверки
Информация о работе Концепция, функции и сущность управленческого учёта