Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:12, контрольная работа
Издержки производства и калькулирование себестоимости продукции. Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции. Группировка затрат по экономическим элементам ( смета затрат на производство). Группировка затрат по статьям калькуляции. Определение себестоимости продукции. Общие, средние и предельные издержки.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг, определяется действующим законодательством (в частности, Налоговым кодексом РФ) и нормативно-правовыми актами министерств и ведомств.
Одним из важнейших разделов экономического (управленческого) анализа деятельности промышленных предприятий является изучение себестоимости выпускаемой и реализуемой продукции.
Себестоимость — это сумма затрат данного предприятия на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка используемых в процессе произвоства природных ресуров, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость является частью
стоимости продукции и
Себестоимость:
Виды себестоимости:
Снижение себестоимости продукции является основным направлением увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности.
Важнейшими показателями,
выражающими себестоимость
Источниками информации для
анализа себестоимости
В составе себестоимости
продукции различают переменные
и условно-постоянные расходы (затраты).
Величина переменных затрат меняется
с изменением объема выпускаемой
продукции (работ, услуг). К переменным
относятся материальные затраты
на производство продукции, а также
сдельная заработная плата рабочих.
Сумма условно-постоянных затрат не
меняется при изменении объема производства
продукции (работ, услуг). К условно-постоянным
расходам относятся амортизация, аренда
помещений, повременная заработная
плата административно-
Итак, задание бизнес-плана по себестоимости всей товарной продукции не выполнено. Сверхплановое удорожание себестоимости составило 58 тыс. руб., или 0,29 % к плану. Это произошло за счет сравнимой товарной продукции. (Сравнимая продукция — это не новая продукция, которая уже выпускалась в предыдущем периоде, и поэтому ее выпуск в отчетном периоде можно сравнить с предыдущим периодом).
Затем следует установить, как выполнен план по себестоимости всей товарной продукции в разрезе отдельных статей калькуляции и определить, по каким статьям имеется экономия, а по каким — перерасход. Представим соответствующие данные в таблице 16.
Таблица №16 (тыс. руб.)
Показатели |
Полная себестоимость фактически выпущенной продукции |
Отклонение от плана | ||||
по плановой себестоимости отчетного года |
по фактической себестоимости отчетного года |
в тыс. руб. |
в % | |||
к плану по данной статье |
к полной плановой себестоимости | |||||
1 |
Сырье и материалы |
5091 |
5192 |
+101 |
+1,98 |
+0,50 |
2 |
Возвратные отходы (вычитаются) |
231 |
238 |
+7 |
+3,03 |
+0,03 |
3 |
Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий |
|||||
4 |
Топливо и энергия на технологические цели |
960 |
949 |
-11 |
-1,14 |
-0,05 |
5 |
Основная заработная плата основных производственных рабочих |
2756 |
2703 |
-53 |
-1,92 |
-0,26 |
6 |
Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих |
184 |
209 |
+25 |
+13,58 |
+0,12 |
7 |
Отчисления на страхование |
212 |
208 |
-4 |
-1,88 |
-,0,02 |
8 |
Расходы на подготовку и освоение производства новой продукции |
224 |
223 |
-1 |
-0,44 |
-0,005 |
9 |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
4536 |
4470 |
-66 |
1,45 |
-0,33 |
10 |
Общепроизводственные (общецеховые) расходы |
2117 |
2031 |
-86 |
-4,06 |
-0,43 |
11 |
Общехозяйственные (общезаводские) расходы |
2262 |
2182 |
-80 |
-3,53 |
-0,40 |
12 |
Потери от брака |
х |
218 |
+218 |
- |
+1,09 |
13 |
Прочие производственные расходы |
1620 |
1646 |
+26 |
+1,60 |
+0,13 |
14 |
Итого производственная себестоимость товарной продукции |
19731 |
19793 |
+62 |
+0,31 |
+0,31 |
15 |
Коммерческие расходы (расходы на продажу) |
57 |
153 |
-4 |
-2,54 |
-0,02 |
16 |
Всего полная себестоимость товарной продукции: (14+15) |
19888 |
19946 |
+58 |
+0,29 |
+0,29 |
Как видим, повышение фактической себестоимости товарной продукции по сравнению с плановой вызвано перерасходом сырья и материалов, дополнительной заработной платы производственных рабочих, увеличением против плана прочих производственных расходов и наличием потерь от брака. По остальным же статьям калькуляции имеет место экономия.
Мы рассмотрели группировку
себестоимости продукции по статьям
калькуляции (статьям затрат). Эта
группировка характеризует
При анализе необходимо определить отклонения фактических затрат на производство по элементам от плановых, которые содержатся в смете затрат на производство.
Итак, анализ себестоимости
продукции в разрезе
Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции
Яндекс.Директ Все объявления Расчет себестоимости Себестоимость, доходность, рентабельность – полный расчет+графики в Excel finances-analysis.ru
Затраты на 1 рубль товарной продукции — относительный показатель, характеризующий долю себестоимости в составе оптовой цены продукции. Он исчисляется по следующей формуле:
Затраты на 1 рубль товарной продукции это полная себестоимость товарной продукции деленная на стоимость товарной продукции в оптовых ценах (без налога на добавленную стоимость).
Этот показатель выражается в копейках. Он дает представление о том, сколько копеек затрат, т.е. себестоимости, приходится на каждый рубль оптовой цены продукции.
Исходные данные для анализа.
Затраты на 1 рубль товарной продукции по плану: 85,92 коп.
Затраты на 1 рубль фактически выпущенной товарной продукции:
На основе этих данных определим отклонение фактических затрат на 1 рубль товарной продукции в ценах, действовавших в отчетном году, от затрат по плану. Для этого вычитаем из строки 2б строку 1:
85,53 — 85,92 = — 0,39 коп.
Итак, фактический показатель меньше планового на 0,39 коп. Найдем влияние отдельных факторов на это отклонение.
Чтобы определить влияние изменения структуры выпущенной продукции, сравним затраты по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент продукции, и затраты по плану, т.е. строки 2а и 1:
85,23 — 85,92 = — 0,69 коп.
Это означает, что за счет изменения структуры продукции анализируемый показатель сократился. Это является результатом увеличения удельного веса более рентабельных видов продукции, имеющих сравнительно низкий уровень затрат на рубль продукции.
Влияние изменения себестоимости
отдельных видов продукции
85,14 — 85,23 = -0,09 коп.
Итак, за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции показатель затрат на 1 рубль товарной продукции снизился на 0,09 коп.
Для расчета влияния изменения цен на материалы и тарифов разделим величину изменения себестоимости за счет изменения этих цен на фактическую товарную продукцию в оптовых ценах, принятых в плане. В рассматриваемом примере за счет повышения цен на материалы и тарифов себестоимость товарной продукции увеличилась на сумму + 79 тыс. руб. Следовательно, затраты на 1 рубль товарной продукции за счет этого фактора возросли на:
(23335 тыс. руб. — фактическая товарная продукция в оптовых ценах, принятых в плане).
Влияние изменения оптовых
цен на продукцию данного предприятия
на показатель затрат на 1 рубль товарной
продукции определим следующим
образом. Вначале определим общее
влияние 3 и 4 факторов,. Для этого
сравним фактические затраты
на 1 рубль товарной продукции соответственно
в ценах действовавших в
85,53 — 85,14 = + 0,39 коп.
Из этой величины влияние цен на материалы, составляет + 0,33 коп. Следовательно, на влияние цен на продукцию приходится + 0,39 — (+ 0,33) = + 0,06 коп. Это означает, что снижение оптовых цен на продукцию данного предприятия увеличило затраты на 1 рубль товарной продукции на + 0,06 коп. Общее влияние всех факторов (баланс факторов) составляет:
- 0,69 коп. — 0,09 коп. + 0,33 коп. + 0,06 коп. = — 0,39 коп.
Таким образом, снижение показателя затрат на 1 рубль товарной продукции имело место в основном за счет изменения структуры выпущенной продукции, а также за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции. В то же время повышение цен на материалы и тарифов, а также снижение оптовых цен на продукцию данного предприятия увеличили затраты на 1 рубль товарной продукции.
Анализ материальных затрат
Основное место в
Удельный вес материальных затрат составляет около трех четвертей затрат на производство продукции. Отсюда следует, что экономия материальных затрат в решающей степени обеспечивает снижение себестоимости продукции, а значит, увеличение прибыли и повышение рентабельности.
Важнейшим источником информации для анализа является калькуляция себестоимости продукции, а также калькуляции отдельных изделий.
Анализ начинают со сравнения фактических материальных затрат с запланированными, скорректированными на фактический объем продукции.
Материальные затраты на предприятии повысились по сравнению с их предусмотренной величиной на сумму 94 тыс. руб. Это увеличило себестоимость продукции на ту же сумму.
На величину материальных затрат оказывают влияние три основных фактора:
1) Изменение (снижение) удельного
расхода материалов на единицу
продукции достигается путем
уменьшения материалоемкости
Материалоемкость продукции, представляющая собой удельный вес материальных затрат в цене продукции, определяется на стадии конструирования изделий. Непосредственно же в процессе текущей деятельности предприятия снижение удельного расхода материалов зависит от уменьшения величины отходов в процессе производства.
Различают два вида отходов: возвратные и безвозвратные. Возвратные отходы материалов в дальнейшем используются в производстве, либо реализуются на сторону. Безвозвратные отходы дальнейшему использованию не подлежат. Возвратные отходы исключаются из затрат на производство, так как вновь приходуются на складе как материалы, однако приходуются отходы не по цене полноценных, т.е. исходных материалов, а по цене их возможного использования, которая значительно меньше.
Информация о работе Издержки производства и калькулирование себестоимости продукции