Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 11:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение таких понятий как идеальный и эффективный рынок.
Введение..............................................................................................................3
1. Теории идеальных рынков капитала……………………………….............4
2. Эффективность рынка…………………………………………...….………6
Заключение....................................................................................................... .19
Расчётная часть……………………………………………………………….27
Список использованной литературы..............................................................36
В целом эти исследования показали наличие слабой тенденции к позитивной корреляции доходности краткосрочных ценных бумаг; это означает, что доход, полученный в день t + 1, имеет незначительную позитивную корреляцию с доходом, полученным в день t. Однако, когда доходы корректируются с учетом риска и трансакционных затрат, эта корреляция исчезает.
Если курсы ценных бумаг действительно не подчиняются каким-либо закономерностям, не должно существовать и каких-либо существенных тенденций изменения доходности этих бумаг во времени с учетом их приведения к нормальным ожидаемым значениям. Однако проверки выявили некоторые интересные аномалии. Одной из них является так называемый январский эффект: в январе (особенно в первые пять дней этого месяца) доходность ценных бумаг (в особенности акций мелких фирм) существенно выше, чем в любое другое время года. Точное объяснение этой аномалии отсутствует, однако одно из возможных объяснений состоит в том, что инвесторы стремятся продать те ценные бумаги, которые не оправдали себя в течение года, до 31 декабря с тем, чтобы сократить суммы взимаемых с них налогов за счет списания возникших при продаже убытков, а затем, в январе, реинвестировать вырученные таким образом средства в другие ценные бумаги. Это приводит к повышенному спросу на ценные бумаги в январе, что и порождает «январский эффект». Разумеется, если бы фондовый рынок был эффективным, его субъекты действовали бы с учетом информации о неэффективности рынка в январе, их действия устранили бы «январский эффект» и вернули бы рынок к состоянию эффективности.
Второй важнейший способ эмпирической проверки наличия слабой формы эффективности заключается в применении различных методик совершения сделок на рынке к статистическим данным о состоянии рынка, для того чтобы определить, приводит ли та или иная тактика действий на рынке к получению сверхдоходов. В целом результаты исследований свидетельствуют о том, что использование каких-либо методик не гарантирует сверхдоходов (с учетом трансакционных затрат и налогов). Таким образом, с точки зрения доходов самые сложные методики ничем не лучше наивной стратегии «купил и держи».
В
целом имеется немалое число
веских доказательств в пользу существования
слабой формы эффективности на важнейших
рынках ценных бумаг. Можно привести впечатляющие
примеры, когда аналитики рынка на основании
прошлых тенденций предсказывали повышение
или понижение цен как для отдельных ценных
бумаг, так и для рынка в целом. Однако
можно назвать и не менее впечатляющие
ошибки в прогнозах. Даже в тех случаях,
когда известные аналитики предсказывают
повышение или понижение курсов и эти
прогнозы немедленно оправдываются, не
может не возникнуть вопрос: не является
ли это реакцией на сами прогнозы? Во всяком
случае, существует множество эмпирических
доказательств верности слабой формы
ЕМН. Поэтому изучение динамики цен прошлых
периодов едва ли поможет кому-либо получить
сверхдоходы.
Умеренная
форма эффективности.
Слабая
форма ЕМН характеризует лишь динамику
рыночных цен, имевших место в прошлом;
умеренная форма (semistrong form) предполагает,
что текущие рыночные цены отражают не
только изменение цен в прошлом, но также
и всю остальную общедоступную информацию.
Таким образом, если на фондовом рынке
существует умеренная форма эффективности,
не имеет смысла изучать ежегодные отчеты
фирм и другие опубликованные статистические
данные или следить за новостями из финансового
мира, поскольку любая общедоступная информация
такого рода немедленно отражается на
ценах акций до того, как Вы сможете использовать
ее в своей практике.
Для проверки реальности умеренной формы эффективности использовались эмпирические исследования двух типов: 1) изучение реакции цен на поступление новой информации и 2) оценка показателей доходности инвестиций у различных профессиональных менеджеров. В условиях идеального рынка цены должны моментально реагировать на поступление новой информации. Например, если фирма IBM сообщила о только что приобретенном ею патенте на новую компьютерную технологию, которая позволит ей выпускать более мощные персональные компьютеры значительно меньших размеров и более дешевые по сравнению с существующими моделями, цена акций фирмы должна немедленно возрасти, достигнув нового равновесного значения. Если имеется тенденция чрезмерного повышения цен, реагирующих на новую информацию, с последующим их падением или постепенный выход на новый уровень в течение нескольких дней, становится возможным получение сверхдоходов от операций с ценными бумагами после поступления новой важной информации. Эмпирические изучения реакции цен на поступление информации называются исследованиями событий, и за последние 30 лет были проведены тысячи таких исследований. В ходе их изучалась реакция цен на сообщения о дроблении акций, об увеличении дивидендов, слияниях фирм, капитальных вложениях, эмиссии акций и т. д. и т. п. Как и при слабой форме эффективности, были выявлены некоторые аномалии, однако в подавляющем большинстве случаев эмпирические исследования подтверждали логику умеренной формы эффективности.
Второй
способ проверки реальности умеренной
формы эффективности
Оппоненты ЕМН часто ссылаются на блестящие успехи таких людей, как Уоррен Баффетт из фирмы «Berkshire Hathaway» или Питер Линч, бывший менеджер «Fidelity's Magellan Fund» (инвестиционный фонд, добившийся наибольших успехов в последние 15 лет), как на доказательство того, что рынок не является эффективным, — ведь, в конце концов, эти люди «переигрывали» рынок в течение длительного времени. Возможно, они обладали необычайно высокой профессиональной квалификацией, но не исключено и то, что им попросту везло. В качестве иллюстрации этого утверждения предположим, что возможность «переиграть» рынок определяется жребием — с помощью подбрасывания в воздух монеты. В начале каждого года 10000 менеджеров по инвестициям бросают монетки. Если выпадает «орел» — менеджер побеждает рынок, если «решка» — рынок побеждает менеджера. В каждом году примерно у 50% менеджеров выпадают «орлы» — соответственно они имеют показатели выше среднерыночных; у остальных 50% выпадают «решки» — их показатели ниже среднерыночных. К концу 10-летнего периода вероятность того, что отдельный менеджер будет иметь успех во все годы этого периода, составит 0.510 ≈ 0,001; 0,001 × 10000 = 10, т. е. из 10000 менеджеров 10 будут иметь поистине выдающиеся результаты. Таким образом, удача может обеспечить нескольким менеджерам выдающиеся результаты даже на эффективном рынке. Такое рассуждение более обоснованно, чем предположение о неэффективности рынка.
Хотя результаты многочисленных исследований и подтверждают существование умеренной формы эффективности, отдельные исследования и события подрывают устои этой концепции. Например, бихевиористская теория рыночного ценообразования утверждает, что большинство людей, как правило, чрезмерно сильно реагируют на неожиданные и драматические события. Тем самым плохие новости обычно снижают курсы акций сильнее, чем должны были бы; противоположное относится к хорошим новостям. Если эта теория верна, то сверхдоходы могут быть получены путем инвестирования средств в ценные бумаги, чьи курсы только что упали ввиду получения неблагоприятной информации. Хотя данный вопрос остается открытым, имеются доказательства, свидетельствующие в пользу этой теории.
Если бы мы провели опрос ученых об абсолютной справедливости гипотезы умеренной формы эффективности, то голоса, вероятно, разделились бы поровну, но мало кто из опрошенных был бы решительно уверен в своей правоте. Другими словами, ученые считают: при фундаментальном анализе возможно порой обнаружить, что отдельные ценные бумаги имеют завышенную или заниженную стоимость, однако в целом курсы ценных бумаг отражают всю общедоступную информацию. Может иметь место случай чрезмерного реагирования на новую информацию — в отношении как отдельных ценных бумаг, так и рынка в целом, однако такие случаи сравнительно редки; кроме того, точно спрогнозировать чрезмерную реакцию нелегко, и поэтому получение сверхдоходов за счет подобных случаев — задача непростая. Независимо от мнения ученых биржевики с Уолл-стрит в большинстве своем, по-видимому, не верят в существование умеренной формы эффективности, а многие из них не верят даже в существование слабой формы эффективности. В большинстве случаев институциональные капиталы управляются менеджерами по инвестициям, которые принимают решения на основании данных фундаментального и технического анализа. Крупнейшие брокерские фирмы охотятся за аналитиками, популярными у институциональных инвесторов, так же усердно.
На
наш взгляд, правы и ученые и
практики с Уолл-стрит. Хороший фундаментальный
анализ — к техническому анализу
это, вероятно, не относится — дает
возможность выделить и обработать
информацию, которая позволяет выявить
ценные бумаги, имеющие в данный
момент заниженную или завышенную цену,
хотя конкуренция между многочисленными
аналитиками не позволяет извлечь особо
крупную выгоду из такого анализа. Тем
не менее для менеджера, управляющего
портфелем инвестиций стоимостью 10 млрд.
долларов, получение даже небольшого преимущества
может оправдать затраты на оплату работы
хорошего аналитика. Таким образом, обширный
фундаментальный анализ не может принести
пользу профессору кафедры финансов, оперирующему
на рынке несколькими тысячами долларов
и пытающемуся увеличить доходность своих
инвестиций, но менеджер пенсионного фонда
IBM, наняв эксперта, вероятно, не останется
внакладе.
Сильная
форма эффективности.
Сильная форма (strong form) EMH предполагает, что в текущих рыночных ценах отражена вся информация — и общедоступная, и доступная лишь отдельным лицам. Если эта гипотеза верна, то сверхдоходы не могут быть получены даже посвященными — директорами, руководителями и крупнейшими акционерами фирм, или инсайдерами. Почти никто не верит в справедливость такого предположения. Изучение законных приобретений и продаж, совершаемых посвященными, свидетельствует о том, что когда данные лица продают акции своих компаний, доходность этих акций будет, скорее всего, ниже среднерыночной, а в случае покупки ими акций верно противоположное. Еще более очевиден тот факт, что посвященные могут получать прибыли выше обычных за счет незаконных сделок, используя информацию, не оглашаемую публично, например о предложениях по покупке контрольных пакетов, о крупных достижениях в сфере исследований и разработок и т. п. Один из самых известных случаев такого рода имел место в конце 80-х гг.: Айвэн Боски признался в том, что заработал 50 млн. долларов, приобретая акции фирм, которые вот-вот должны были получить предложения о продаже контрольных пакетов акций. Он уплатил крупный штраф и отправился в тюрьму, но зато помог опровергнуть сильную форму ЕМН.
В
целом имеющиеся доказательства
указывают на то, что важнейшие
рынки ценных бумаг являются эффективными,
но не идеально эффективными. В большинстве
случаев участники рынка обладают лишь
ограниченными знаниями, а затраты на
поиск информации высоки; кроме того, им
необходимо выплачивать налоги и покрывать
транзакционные затраты. Далее, в тех случаях,
когда чрезмерные эмоции вызывают повышение
или понижение курсов ценных бумаг, очень
трудно — если не невозможно — с уверенностью
сказать, курсы каких ценных бумаг отклонялись
от нормальных значений и насколько велики
эти отклонения. Таким образом, в большинстве
случаев и инвесторы, и менеджеры должны
действовать исходя из предположения,
что финансовые рынки эффективны, а курсы
ценных бумаг не содержат никаких искажений.
Компромисс
между риском и доходностью
Концепция
эффективности рынков ведет непосредственно
к концепции компромисса между
риском и доходностью (risk/return tradeoff).
При умеренной форме эффективности рынка,
когда в ценах отражена вся общедоступная
информация и, следовательно, стоимости
ценных бумаг не содержат никаких искажений,
альтернативы заключаются в том, что более
высокие доходы сопряжены с более высоким
риском. Другими словами, курсы ценных
бумаг формируются таким образом, что
получение сверхдоходов исключено и, следовательно,
различия в ожидаемых значениях доходности
определяются исключительно различиями
в степени риска. Для иллюстрации предположим,
что ожидаемая доходность по акциям фирмы
ATT 14%, а облигации этой же фирмы приносят
всего 9%. Означает ли это, что все инвесторы
должны покупать акции ATT, а не ее облигации,
или что фирма должна финансироваться
за счет заемного, а не акционерного капитала?
Конечно же, нет — более высокая ожидаемая
доходность акций попросту отражает их
большую рисковость. Те инвесторы, которые
не могут или не хотят идти на большой
риск, выберут облигации ATT, а более склонные
к риску инвесторы купят акции этой же
фирмы. С точки зрения самой компании финансирование
за счет акционерного капитала является
менее рисковым, чем финансирование за
счет займов, и поэтому менеджеры ATT готовы
оплачивать акционерный капитал по более
высокой цене с тем, чтобы ограничить риск,
с которым сталкивается фирма. Если предположить,
что менеджеры ATT: 1) уверены в том, что рынки
акций и облигаций обладают умеренной
формой эффективности и 2) не располагают
закрытой информацией, противоположной
рыночным ожиданиям, то они должны быть
(если отвлечься от налоговых аспектов)
безразличны к выбору между размещением
займов и дополнительной эмиссией акций
— в том смысле, что каждый из этих типов
капитала имеет для фирмы свою цену, соизмеримую
со степенью его рисковости.
Операции, совершаемые на эффективных рынках, имеют нулевой NPV (чистая приведенная стоимость). Однако рынки материальных товаров, как правило, не являются эффективными, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, и продажа материальных активов — станков, зубной пасты или торговых центров — может приносить сверхдоходы. Например, в первое время после появления персональных компьютеров фирмы IBM и «Apple» почти монополизировали рынок, и сочетание высокой рентабельности с большим объемом реализации обеспечивало этим компаниям высокие доходы. Однако их высокие значения доходности привлекли на рынок десятки конкурентов, что имело следствием снижение цен и понижение рентабельности у производителей до уровня, близкого к обычному. Таким образом, рынки материальных товаров могут быть неэффективными в течение непродолжительного времени, но в долгосрочной перспективе они стремятся к состоянию эффективности. С другой стороны, важнейшие рынки капитала почти всегда эффективны.