Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:44, курсовая работа
Сегодня рынок государственных ценных бумаг представляет собой один из важнейших источников финансовых ресурсов, предназначенных для поддержания экономической стабильности и обеспечения развития страны. Нельзя переоценить влияние государственного долга на финансовую систему в целом. Суверенные долговые обязательства не только задают инвесторам ориентир доходности с минимальным уровнем кредитного риска, но и являются квазиденьгами, инструментом сохранения и накопления капитала.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА…6
1.1. Понятие, роль и сущность государственного долга…………………………6
1.2. Две точки зрения на государственный долг…………………………………12
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ США: СТРУКТУРА И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ…………………………………………………20
2.1. История государственного долга США……………………………………20
2.2. Причины государственных заимствований США…………………………21
2.3. США в мировой финансовой системе………………………………………22
ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА США…………………………………………………………………………………35
3.1. Способы покрытия бюджетного дефицита…………………………………35
3.2. Структурная оценка государственного долга США………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………44
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………
3. Дефицит, финансируемый
Правительство для покрытия бюджетного дефицита может выручить деньги от продажи активов: земли, предприятий государственного сектора (например, процесс приватизации), золота и т.п. Продажа активов происходит гораздо реже, чем наращивание государственного долга и денежной массы. Продажи активов стали значительными в 80-ые годы в США, в Европе и в развивающихся странах. Примером такого рода финансирования бюджетного дефицита может служить проводимая в России в 1992-1995 гг. приватизация государственной собственности. Однако эта форма финансирования является временной. Правительство может иметь и бюджетный избыток, как это наблюдалось в России несколько последних лет на фазе экономического роста. Тогда вместо продажи облигаций или увеличения денежной массы правительство уменьшает объем неоплаченных государственных облигаций.
Общий объем невозвращенных правительством кредитов эмиссионному банку и непогашенных государственных облигаций образует государственный долг.
Проблема финансирования и рефинансирования, то есть управления государственным долгом,- явление в экономике далеко не новое. По государственному долгу надо платить проценты по займам. Эти выплаты являются первоочередной статьей расходов государственного бюджета. И по мере роста бюджетного дефицита возрастает и государственный долг, что в итоге может привести к финансовому кризису. Поскольку на дефицит государственного бюджета значительное влияние оказывает конъюнктура экономического цикла, то правительству весьма трудно точно определить размеры предстоящих бюджетных поступлений и расходов и сформировать государственный бюджет. Так было в России в 90-ые , когда государственный бюджет, при неоднократных чтениях в Госдуме, возвращался на доработку и окончательно утверждался уже в текущем году.
Общий дефицит государственного бюджета (В) есть разность между расходами и доходами правительства
В = G – jy, (1)
где G – расходы правительства; j – ставка подоходного налога ; y – реальная величина национального дохода.
Первичный дефицит ( ) есть разность между общим (или фактическим) дефицитом и суммой выплат по государственному долгу:
(2)
где i – текущая номинальная ставка процента; D – государственный долге.
Под структурным дефицитом ( ) подразумевается разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующее системе налогообложения:
,(3)
где - реальная величина национального дохода полной занятости.
Если известен коэффициент Оукена, то величину можно определить по формуле:
,(4)
где – коэффициент Оукена; u – фактический уровень безработицы ; – естественный уровень безработицы; – уровень вынужденной безработицы.
Исследованиями Оукена установлено, что при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального объема ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и научно-техническим прогрессом, составляет приблизительно 3%. Следует отметить, что = 3 был установлен для экономики США в 60-ые годы, когда естественная норма безработицы составляла 4%.
Циклический дефицит ( ) есть разность между общим (или фактическим) дефицитом и структурным дефицитом:
.(5)
В период экономического спада бюджетный
дефицит возрастает, так как доходы
от налоговых поступлений
Структурный дефицит (циклически скорректированный дефицит) есть дефицит, рассчитанный при предположении полной или высокой занятости, естественном уровне безработицы, обычно 5-6 процентной безработице. Он показывает разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые могли бы поступить в него при естественном уровне безработицы (полной занятости) и существующей системе налогообложения.
Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую составляющую и являющуюся той частью дефицита, образовавшейся исключительно из-за того, что экономика в данный момент не находится на уровне выпуска, соответствующего высокой занятости.
Различие между структурным
и фактическим дефицитом
Во времена спада величина циклического
дефицита становится положительной, так
как фактический дефицит
Следовательно, образование положительной
или отрицательной абсолютной величины
циклического дефицита зависит от изменений
в структуре налогов и
Дефицит государственного бюджета и государственный долг тесно связаны между собой. Непосредственное влияние на образование величины государственного долга оказывает дефицит госбюджета, поскольку последний значительно покрывается за счет государственных займов. В свою очередь государственный долг зависит от государственных расходов. Расходы в государственном бюджете покрываются главным образом за счет сбора налогов. Таким образом, сокращение дефицита госбюджета может быть достигнуто только за счет двух источников: повышения налогов или снижения государственных расходов.
Поскольку правительство при проведении своей стабилизационной политики манипулирует государственным бюджетом, то возникает вопрос: насколько бюджетный дефицит и государственный долг и в каких объемах опасны для функционирования экономической системы. На эту проблему среди экономистов существует два противоположных взгляда. Экономисты “либеральных” взглядов утверждают, что дефицит государственного бюджета и государственный долг не имеют большого значения для функционирования экономики. Другие экономисты – их большинство – считают бюджетный дефицит и государственный долг серьезной экономической проблемой. [20;10].
В данном пункте были изучены способы финансирования бюджетного дефицита и виды государственного дефицита.
3.2.Структурная оценка государственного долга США
В последние десятилетия
Опыт как развитых, так и развивающихся
стран свидетельствует о
Коэффициент изменчивости, он же коэффициент вариации формуле 6 [3, с.89]:
D[x]= = (6),
Где Коэффициент изменчивости ( коэффициент вариации) Среднее квадратичное отношение
D[x]- Дисперсия.
Таким образом, можно наглядно посмотреть
динамику роста государственного
долга. Так же при помощи статистического
показателя- Коэффициента изменчивости,
он же коэффициент вариации, установили,
что данный показатель небольшой, а, следовательно,
демонстрирует однородность структуры
государственного долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было изучено влияние государственного долга Соединенных Штатов Америки (рынка государственных ценных бумаг) на устойчивость финансовой системы и выработаны на этой основе рекомендации по повышению устойчивости финансовой системы.
Таким образом, для повышения устойчивости американской финансовой системы стратегия управления государственным долгом должна иметь четкую цель, например, минимизацию затрат на долговое финансирование в долгосрочной перспективе при разумном уровне риска финансовой устойчивости федерального правительства и сохранении стабильности внутреннего финансового рынка. При этом важно обеспечить разграничение и прозрачность полномочий надзорных и исполнительных органов в сфере управления государственным долгом.
Увеличение роли государства в экономической деятельности общества предполагает не только принятие правительством традиционных социальных обязательства перед своими гражданами, но и создание квазирыночных сегментов экономики, особенно в периоды в периоды нестабильности финансово-экономического развития страны, когда снижается эффективность механизма свободного рыночного распределения благ. Растущие потребности государства в средствах для обеспечения собственной деятельности заставляют правительства искать такие методы привлечения, которые оказывают наименьшее искажающее воздействие на экономику и финансовый рынок. Покрытие государственных расходов за счет эмиссии долговых обязательств является одним из наиболее эффективных источников.
Таким образом, положение экономики США как главного центра мирового экономического развития создает растущий рынок для американских партнеров. На протяжении последних полутора десятилетий экономика Соединенных Штатов выступает главным локомотивом мирового хозяйственного роста. Но наиболее значительно влияние Соединенных Штатов на международное движение портфельных инвестиций. Превосходство экономики и фондового рынка США по размерам, надежности и доходности, по разнообразию финансовых инструментов и высокой технике операций – главная причина растущих масштабов иностранного инвестирования в американские финансовые активы. Приток иностранных инвестиций в США стал превышать их вывоз уже в 1980-е годы, но наиболее значительных размеров он достиг в последние годы, о чем свидетельствуют следующие данные таблицы. Они показывают, что приток иностранного капитала в Соединенных Штатах принимает более значительные размеры, демонстрируя способность американской экономики безболезненно принять и разместить огромные по современным меркам суммы. Резкий рост прямых инвестиций, превысивших 320 млрд. долларов в 2000 году, показал, какой простор для таких вложений способен открывать быстрый рост самой сильной экономики в мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
бюджета и казначейства. М., 2007. - 300с.
продвинутого подхода: Учебник. — М.: ИНФРА-М ,
2004. — 400 с. — (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).