Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 01:48, реферат
Целью данной работы является анализ долгового кризиса США, и задачи, которые поставлены в данной работе, это изучение особенности кризиса, выделение основных причин его возникновения и развития, а также поиск путей преодоления долгового кризиса США.
Введение………………………………………………………………………..2
1 Особенности долгового кризиса США……………………………………..3
2 Причины долгового кризиса США………………………………………….5
3 Пути преодоления долгового кризиса США……………………………….8
Заключение…………………………………………………...………………..12
Список литературы …...………………………………………………………13
Содержание
С глобализацией мировой экономики государства все больше вовлечены в международные отношения. Они заключаются в том, что страны экспортируют и импортируют товары, дают и получают кредиты, инвестируют за границу и привлекают иностранные инвестиции. Сегодня, несмотря на отказ от доллара, как главной мировой валюты в результате Ямайской конференции, около 80% сделок по покупке или продаже иностранной валюты в мире — это обмен других валют на доллары США, более половины международных резервов центральных банков стран — это долларовые резервы. То есть, доллар США сохранил статус мировой валюты. Поэтому за экономическим состоянием США пристально следят экономисты всего мира. Тем более кризис 2008-2009 годов показал, как кризис в США и падение доллара может сильно повлиять на экономики других стран, в том числе и на российскую экономику.
Поэтому вся мировая общественность обеспокоена долговым кризисом США. И особенность этого кризиса заключается в том, что он может привести к крушению американского доллара и его замены как резервной валюты в мире. «Это будет настоящим кризисом ликвидности, поскольку Соединенные Штаты будут по существу вынуждены стать банкротом и не смогут платить долги и не будут иметь способов финансировать свои долги из-за своей неликвидной банковской системы». Скептики считают, что американский государственный долг будет «последним пузырем, который разрушится и фактически он все еще раздувается и надувается».
Целью данной работы является анализ долгового кризиса США, и задачи, которые поставлены в данной работе, это изучение особенности кризиса, выделение основных причин его возникновения и развития, а также поиск путей преодоления долгового кризиса США.
Важная особенность экономического развития США - роль и масштабы сферы услуг, не имеющие аналогов в других развитых странах. А также важным фактором является доверие к экономике Соединённых Штатов. Наглядно в этом можно убедиться, проанализировав следующую ситуацию. Экспорт товаров и услуг США в 2010 году составил 1,83 трлн. долл., импорт — 2,33 трлн. долл. Как показывают график 1 и график 2, подобная картина наблюдается на протяжении длительного времени, но торговый дефицит сам по себе не особо беспокоил инвесторов. Америка импортирует больше, чем экспортирует и имеет хронический торговый дефицит. Но если страна привлекает достаточно инвестиций и кредитов, чтобы компенсировать превышение импорта над экспортом, если к стране не падает доверие, и если из страны не начнется отток капитала в виде ухода иностранных инвесторов или нежелания инвесторов давать кредиты стране, то это не страшно и может продолжаться бесконечно долго. Страны кредиторы представлены в таблице 1, из которой видно, что их огромное количество. В США ситуация по итогам 2010 года стабильная: страна получает достаточно кредитов и иностранных инвестиций, чтобы покрыть превышение импорта над экспортом. Более того, приток кредитов и инвестиций в США настолько уверенный, что позволяет иметь золотовалютные резервы. Например, на 11 февраля 2011 года Министерство Финансов США сообщило, что резеврные активы США составили 132,9 млрд. долл. Для сравнения: в России золотовалютные резервы составляют около 480 млрд. долл., в Китае — 2,85 трлн. долл. Таким образом, модель международных отношений США заключается в том, чтобы с одной стороны много импортировать и потреблять, с другой стороны, создать такие условия для иностранных инвесторов, чтобы у них было желание инвестировать в страну и давать ей кредиты. Пока есть доверие к стране — такая международная модель будет существовать. Рассмотрим таблицу 2, которая показывает это. Составляющие политики государства при такой модели «доверия» — это стабильность валюты, правовая база, поддерживающая иностранных инвесторов, терпимое налогообложение, прозрачность экономики и т. д.
Рассмотрим второй пункт доверия к стране — ее внутреннюю фискальную политику, бюджет государства. В 2010 году доходы бюджета США составили 2,2 трлн. долл., расходы бюджета — 3,48 трлн. долл., дефицит бюджета — 1,28 трлн. долл. С 1970 года профицит бюджета США был зафиксирован только 4 раза — в1998-2001 гг, в остальные годы денег Америке хронически не хватало. И таким образом, если страна всё время будет тратить больше, чем зарабатывает, то единственным способом покрытия дефицита является взятие взаймы. На данный момент государственный долг составляет 14,7 трл.дол.
Таким образом, такая модель и стала причиной невероятно огромного госдолга США, который составляет 96% ВВП. А так как роль и масштабы сферы услуг Штатов велики, то назревающий кризис затронет почти все страны мира. Тем самым недоверие инвесторов к перспективам крупнейшей экономики мира растёт и получается замкнутый круг, так как фактор доверия является одним из очень важных факторов экономической модели США.
Но
доверие не является единственной причиной
нарастающего кризиса США, а существует
ряд причин, которые также повлияли
на сложившуюся ситуацию. И несколько
из них мне бы хотелось представить
в своей работе.
Хотелось бы ещё раз сказать о факторе доверия к экономике США и привести немного фактов о его снижении. сомнения относительно степени устойчивости восстановления американской экономики вызывает рост недельного индекса ожидаемых инфляционных циклов, рассчитываемого компанией ECRI. По расчётам экспертов данной компании, в июле текущего года возобновился рост инфляционных ожиданий в экономике США после двухмесячной передышки в мае-июне 2011г. Надо особо отметить выход крайне слабых статистических данных по притоку капитала в крупнейшую экономику мира. Согласно отчёту Федерального Казначейства, чистый приток капитала в размере $68,2 млрд. в апреле 2011г. сменился масштабным оттоком в $67,5 млрд. по итогам мая текущего года. Ещё больше настораживает тот факт, что зафиксированный отток капитала оказался максимальным за последние два года. Также не обрадовали участников рынка цифры по чистым долгосрочным вложениям нерезидентов в финансовые инструменты США, снизившиеся с $18,9 до $8 млрд. Это стало самым скромным долгосрочным вложением каптала со стороны иностранных инвесторов с октября 2010г. ($7,2 млрд.).
Всё
большее число экспертов и
экономистов склонны
Стоит отметить, что казначейские облигации
США всегда считались одними из самых
надежных инструментов инвестирования.
Этот факт объясняется тем, что, по мере
того как расширялись рынки, объемы выпущенных
бумаг увеличивались в соразмерной величине:
спрос и предложение были сбалансированы.
Однако кризис 2008 года изменил ситуацию.
Если до кризисного периода годовой прирост
правительственных обязательств составлял
200-300 миллиардов долларов, то в 2008 году
он увеличился до 1239 миллиардов. Общий
же размер выпущенных облигаций к концу
2008 года составил 6338,2 миллиардов. В результате
постоянного разрастания пирамиды к лету
2011 года США оказались на грани технического
дефолта. Сейчас США не в силах не то
что расплатиться со своими кредиторами,
но практически потеряли способность
осуществлять обычное обслуживание своих
долговых обязательств. Столь существенное
снижение расчётных темпов роста американской
экономики на фоне повышения целевого
уровня инфляции по итогам 2011г. свидетельствует
о всё возрастающей обеспокоенности инвесторов
и экспертов относительно степени устойчивости
наблюдавшегося до последнего времени
посткризисного роста экономики. Всё больше
экономистов склонны считать, что главным
фактором достаточно быстрого выхода
США из состояния экономической рецессии,
а затем и депрессии явилось увеличение
эмиссии доллара и, по сути, прямая монетизация
государственного долга.
Также одной из причин является политическая борьба двух партий. Демократам и республиканцам так и не удалось выработать общего подхода к принципам сокращения бюджетного дефицита. Оппозиционно настроенные республиканцы, не теряющие надежду сместить нынешнюю демократическую администрацию президента на ближайших выборах 2012г., стремятся всеми силами переложить принятие крайне непопулярных мер по сокращению бюджетных расходов на медицинское, социальное и пенсионное обеспечение на Барака Обаму. В свою очередь демократы соглашаются пойти на урезание бюджетных расходов при одновременном увеличении ставки налогообложения доходов наиболее богатой части граждан. Что бы ни предложил американцам Обама, ему приходится договариваться с республиканцами, которые обещали «тормозить» любые идеи, предусматривающие рост государственных расходов и дефицита бюджета. Эта позиция республиканцев едва не довела США до технического дефолта, который грозил обрушить доллар и потрясти всю мировую экономику: политическому руководству страны в конце июля в самый последний момент удалось избежать этой угрозы и убедить конгресс проголосовать за увеличение потолка госдолга.
Также отяжеляет ситуацию торможение роста промышленного производства. Помесячное увеличение выпуска продукции в промышленности США едва превысило отметку в 0,2%, тогда как и без того достаточно пессимистичный прогноз составлял порядка 0,3%. Не вызвало особого энтузиазма у участников рынка и продолжившееся в июне текущего года снижение уровня загрузки производственных мощностей, свидетельствующее о набирающей силу неуверенности товаропроизводителей США относительно дальнейших перспектив крупнейшей экономики мира. Так, если ещё в марте 2011г. уровень загрузки мощностей превышал отметку в 77,4%, то уже в апреле степень использования активной части основных фондов упала до 76,9%, а по итогам июня и того снизилась до 76,7%. Для сравнения можно сказать, что на протяжении 1972-2010гг. средний уровень загрузки мощностей в США превышал 80,4%. При этом наибольшее простаивание мощностей наблюдается в производстве полуфабрикатов и готовой продукции. Если за период 1972-2010гг. степень использования имеющегося производственного потенциала в выпуске полуфабрикатов превышала 81,3%, то по итогам июня 2011г. данный показатель едва дотянул до 74,1%. В выпуске готовой продукции данный показатель снизился с 77,3% до 75,4% соответственно. Надо сказать, что существенный рост уровня загрузки производственных мощностей в выпуске продукции низкого передела (первичного сырья и материалов) с 86,4% до 87,2% за аналогичный период свидетельствует, в том числе, о стремлении экономических властей США обеспечить переориентацию промышленности с импорта безудержно дорожающих сырьевых товаров на их производство на территории США.
Значительный ущерб розничным продажам в Нью-Йорке нанес ураган «Айрин». Промышленное производство сократилось в Нью-Йорке, Филадельфии и Ричмонде. Производственные предприятия в Бостоне и Далласе жаловались на снижение спроса со стороны европейских потребителей. В числе негативных факторов также обострение кризиса госдолга в Европе, а также снижение кредитного рейтинга США агентством Standard & Poor's.
Таким
образом, существует ряд проблем, являющихся
причиной усугубления долгового кризиса
США и поэтому интересно проанализировать,
какие пути преодоления сложившейся ситуации
выбрали США и понять, как сильно они повлияют
на неё.
2 августа, депутаты Сената США поддержали законопроект, касающийся повышения лимита государственного долга Америки, одновременно сокращая расходы на 2,4 триллиона долларов. Вашингтон - Американская палата представителей в последнюю минуту одобрила законопроект, позволяющий избежать дефолта по государственному долгу - 269 голосами «за» при 161 «против. Но к этому привязаны серьезные обязательства, связанные с сокращением зашкаливающего за все разумные пределы государственного долга. Около 1 триллиона будет урезано немедленно, на эту сумму будут сокращены правительственные расходы, а еще статьи расходов на 1,4 триллиона долларов, которые будут порезаны, должны быть согласованы до конца года.
Политическое соглашение, в результате которого был поднят потолок долга, предотвратило начало финансового кризиса, но остается важный вопрос: не скажется ли сокращение затрат негативно на восстановлении экономики? Некоторые экономисты предупреждают, что с учетом сокращения государственных затрат новое соглашение ударит по и без того слабому восстановлению экономики после рецессии. Другие расценивают сделку как хороший вариант для создания новых рабочих мест. Они полагают, что уменьшение правительства поможет возродить частный сектор. А это – даже меньше, чем 0,2% ВВП страны. Однако масштаб этих сокращений может увеличиться, т. к. осенью политики вновь будут обсуждать эту тему. Хотя в 2012 году сокращения, похоже, останутся небольшими. Такие крупные организации, как Торговая палата США, не высказывали беспокойства по поводу того, что финансовые ограничения негативно повлияют на рост американской экономики. Но некоторые эксперты в условиях низкого спроса говорят, что переговоры по долгу направили финансовую политику страны по неверному пути. Государство и местные органы власти уже сокращают свои штаты. В среднесрочной перспективе эти меры также могут привести к негативным последствиям, и контролируемые расходы сведут на нет федеральное инвестирование. В основном экономисты согласны в том, что вложения правительства могут сыграть важную роль в росте экономики. В то же время некоторые считают, что в долговой экономической трясине, подобной нынешней, решение должно включать уменьшение долгов государства и частного сектора. Восстановление после долгового кризиса – многолетний процесс, предупреждают эксперты.
Чтобы предотвратить рецессию в США, президент Барак Обама готов вложить $300 млрд в борьбу с безработицей. Американский президент Барак Обама 8-го сентября представит конгрессу масштабный план по борьбе с безработицей. В частности, Обама рекомендует расширить систему налоговых кредитов для малого бизнеса и увеличить инвестиции в инфраструктуру страны. Ранее президент США уже говорил о том, что развитие инфраструктуры страны не только важная инвестиция в будущее новых поколений американцев – она также дает возможность создать много рабочих мест. Обама также предложит конгрессу продлить субсидии на подоходный налог для рабочих и пособия по безработице еще на один год. Льготы предусмотрены и для бизнесменов, которые нанимают работников для проектов, связанных с общественными работами. Отдельно финансирование будет выделено местным органам власти, для того чтобы сократить увольнение учителей.
Несколько путей поступательного выхода из долгового кризиса предлагают немецкие эксперты.
Повышение
доходов при одновременном
Сокращение расходов и долгосрочные программы экономического роста. Простое сокращение расходов может разрушить конъюнктуру. Поэтому сокращение расходов предлагается сочетать с долгосрочными программами экономического роста. Кроме того, необходимо создавать благоприятные условия для инноваций и конкуренции, без которой невозможен экономический рост.
Повышение и перераспределение налогового бремени. Возможно введение «чрезвычайного налога» для наиболее богатых слоев населения. Такое перераспределение действовало в Германии около 30 лет после войны. Налог платили все, кто не потерял состояние.
В
любом случае правительство должно
предложить стратегию роста экономики
и сокращения задолженности. Угодившие
в долговую яму государства должны
представить конкретные планы консолидации
бюджета. В этом случае инвесторы вернутся,
и нынешний переполох на биржах останется
лишь эпизодом в процессе выхода из тяжелого
финансового и экономического кризиса
последних лет.
Заключение
Таким образом, можно говорить о том, что долговой кризис США является одной из важнейших проблем не только Соединённых штатов, но и всей мировой общественности. В процессе глобализации экономики всех стран становятся всё более взаимосвязанными. И если учесть роль и масштабы сферы услуг США, не имеющие аналогов в других развитых странах, то понятно, что кризис сильно потрясет экономики всех стран, включая Россию. Также при решении данной проблемы следует учитывать особенности данной экономической модели. Выявлено несколько причин возникновения и усугубления сложившейся ситуации, такие как нарастание госдолга за счёт большой разницы между экспортом и импортом, а также сильное влияние фактора доверия, неограниченная эмиссия доллара США, снижения производства. Также принятие мер по борьбе с долговым кризисом отягощается внутриполитической борьбой между демократами и республиканцами. Всё это негативно сказывается на экономическом положении страны.