Финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 06:12, курс лекций

Описание работы

Финансовый менеджмент – одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее как теоретические разработки, так и практическую направленность в области управления финансами. Финансовый менеджмент является связующим звеном между всеми аспектами хозяйственной деятельности предприятия. Поскольку практически любое решение, принимаемое на предприятии в области производственного, кадрового, инновационного менеджмента и т.д. прямо или косвенно оказывает влияние на денежные потоки и финансовые результаты деятельности предприятия.

Содержание

Введение
4
Раздел 1. Сущность и задачи финансового менеджмента на предприятии
Промежуточные тесты
Раздел 2 Диагностика финансового состояния предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 3 Политика управления оборотными активами предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 4 Финансовый рычаг и рациональная политика заимствования
Промежуточные тесты
Раздел 5 Операционный анализ
Промежуточные тесты
Раздел 6 Политика управления денежными потоками предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 7 Дивидендная политика предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 8 Финансовое планирование деятельности предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 9 Сущность, виды и процедура банкротства
Промежуточные тесты
Итоговый тест

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент.doc

— 967.50 Кб (Скачать)

 

  • Планирование денежных потоков предприятия в разрезе различных их видов. Здесь необходимо составлять прогноз движения денежных средств

Пример. Начинающий предприниматель предполагает основать своё дело начиная с 1 января 20XX года. Он понимает, что проблемой будут деньги и просит вас помочь ему сделать прогноз движения денежных средств на будущие шесть месяцев. Для этого он даёт вам следующую информацию:

  1. Он начинает дело имея в банке 75000 ден.ед. сбережений и ему удалось получить кредит под залог имущества 10000 ден. ед. Вот максимальная сумма, которой можно располагать, и в течение шести месяцев увеличена она быть не может. Он должен немедленно выплатить 30000 ден. ед. за переоборудование здания в мастерскую. Он также покупает оборудование стоимостью 18000 ден.ед. и автофургон за 8000 ден.ед.(с учётом налога на приобретение автотранспортных средств). Прочие расходы (на приобретение смазочных масел, канцелярских товаров и т.д.) составят 2000 ден. ед. и в дальнейшем за это он предполагает выплачивать по 150 ден. ед. в месяц начиная с февраля.
  2. Будут наняты четверо рабочих с окладом в 500 ден. ед. в месяц каждый, выплачиваемым в последний день месяца.
  3. Сырьё закупается в кредит и оплачивается через месяц после получения (ден.ед.):

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

18000

13000

16000

16000

16000

18000


  1. В апреле будет оплачен ещё один станок стоимостью в 14000 ден. ед.
  2. Сбыт (ед.):

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

2000

2500

2500

2000

3000

3000


50% изделий будет продано  по 10 ден.ед. каждое, и денежные средства  будут получены в течение месяца  следующего после продажи, 50% изделий будет продано по 12 ден.ед. каждое, и деньги начнут поступать через два месяца после продажи.

  1. Предприниматель будет получать 600 ден.ед. в месяц 70 ден.ед. в месяц дополнительно, которые будут выплачиваться с отставанием в один месяц.
  2. Расходы на рекламу составят 2000 ден.ед. в месяц на первые три месяца и 100 ден.ед. в месяц на последующие месяцы. Выплаты должны делаться в течение того же месяца.
  3. Процент за кредит составляет 1,5 в месяц и должен выплачиваться на 30-е число каждого месяца, начиная с января. Кредит должен погашаться равными долями в течение 5 месяцев начиная с февраля в последний день месяца.
  4. Предприниматель будет обязан уплатить единый налог на вменённый доход 1600 ден. ед. ежемесячно начиная с января месяца.
  5. Налог на владельцев транспортных средств 350 ден.ед. уплачивается в июне.

 

Прогноз движения денежных средств

ден.ед.

Показатели 

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

1. Начальное  сальдо

85000

20650

4080

7040

-2070

350

2. Поступления

           

Продажи, ед.

2000

2500

2500

2000

3000

3000

50 % по цене 10 д.ед.

 

10000

12500

12500

10000

15000

50 % по цене 12 ден. ед.

   

12000

15000

15000

12000

3. Платежи:

           

а) По основной деятельности:

оплата сырья

заработная плата рабочим

заработная плата предпринимателя

расходы на рекламу

единый налог на вменённый доход

налог с владельцев транспортных средств

   прочие расходы

 

 

 

 

2000

 

600

2000

 

1600

 

 

2000

 

 

18000

 

2000

 

670

2000

 

1600

 

 

150

 

 

13000

 

2000

 

670

2000

 

1600

 

 

150

 

 

16000

 

2000

 

670

100

 

1600

 

 

150

 

 

16000

 

2000

 

670

100

 

1600

 

 

150

 

 

16000

 

2000

 

670

100

 

1600

 

350

150

б) По инвестиционной деятельности:

расходы на ремонт

    покупка основных  средств

 

 

30000

 

26000

   

 

 

 

 

14000

   

в) Платежи  по финансовой деятельности:

выплата кредита

выплата процентов за кредит

Итого платежей по основной, инвестиционной и финансовой деятельности

 

 

 

 

150

 

 

64350

 

 

2000

 

150

 

 

26570

 

 

2000

 

120

 

 

21540

 

 

2000

 

90

 

 

36610

 

 

2000

 

60

 

 

22580

 

 

2000

 

30

 

 

22900

4. Конечное  сальдо

20650

4080

7040

-2070

350

4450

5. Необходимый уровень денежной наличности (20 % краткосрочных обязательств)

 

 

 

5614

 

 

 

4614

 

 

 

4814

 

 

 

4414

 

 

 

4014

 

 

 

4014

6. Излишек (недостаток) денежных средств (стр. 4- стр.5)

 

 

15036

 

 

-534

 

 

2226

 

 

-6584

 

 

-3664

 

 

436


 

Полученные расчеты  свидетельствуют, что в феврале, апреле и мае у предпринимателя возникнет недостаток денежных средств. Возможно, ему не стоит приобретать станок в апреле. Лучше найти возможность покупки станка с рассрочкой платежа, начиная с марта.

 

  • Контроль за денежными потоками предприятия. Здесь необходимо проанализировать причины и последствия дефицита денежных средств и разработать комплекс мер по увеличению их притока (табл. 6.5, 6.6)
Таблица 6.5

Причины и последствия  дефицита денежных средств

 

Причины дефицита денежных средств

Последствия дефицита          денежных средств

Внутренние

  • Падение объема продаж:
  • Потеря одного или более крупных потребителей
  • Недостатки в управлении ассортиментом продукции
  • Недостатки в системе управления финансами:
  • Слабое финансовое планирование
  • Потеря контроля над затратами
  • Низкая квалификация кадров
  • Прочие

Внешние

  • Кризис неплатежей
  • Неденежные формы расчетов
  • Конкуренция со стороны других производителей
  • Рост цен на материальные ресурсы
  • Негативные изменения налогового законодательства
  • Высокая стоимость заемных средств
  • Инфляция
  • Прочие

Задержки в выплате  заработной платы

Рост кредиторской задолженности перед поставщиками и бюджетом

Возможность появления  просроченной задолженности по кредитам банков

Снижение ликвидности  активов компании

Увеличение длительности производственного цикла из- за несвоевременной поставки сырья и комплектующих

Прочие


Таблица 6.6

Меры по увеличению потока денежных средств

 

 

Увеличение  притока                     денежных средств 

Уменьшение  оттока              денежных средств

 

 

 

 

 

Краткосрочные меры

  • Продажа или сдача в аренду внеоборотных активов
  • Рационализация ассортимента продукции
  • Реструктуризация дебиторской задолженности в финансовые инструменты
  • Привлечение внешних источников краткосрочного финансирования
  • Разработка системы скидок для покупателей, в целях получения предоплаты за отгруженную продукцию
  • Прочие
  • Сокращение затрат
  • Отсрочка платежей по обязательствам
  • Использование скидок поставщиков
  • Пересмотр программы инвестиций
  • Прочие

 

 

Долгосрочные  меры

  • Дополнительная эмиссия акций и облигаций
  • Реструктуризация предприятия
  • Поиск партнеров и инвесторов
  • Прочие
  • Долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей
  • Налоговое планирование

Прочие


 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Тест 1 Разность между всеми полученными и  выплаченными предприятием денежными средствами за определенный период времени называется:

а) выручка от реализации продукции (работ, услуг);

б) чистая прибыль предприятия;

в) денежный поток предприятия.

Тест 2 По направленности движения денежных средств различают:

а) положительный денежный поток;

б) валовой денежный поток;

в) отрицательный денежный поток;

г) денежный поток с  неравными и нерегулярными поступлениями.

Тест 3 Приток денежных средств в рамках операционной деятельности предприятия связан с:

а) реализацией внеоборотных активов;

б) выручкой от реализации продукции (работ, услуг);

в) эмиссией ценных бумаг;

г) поступлениями дебиторской  задолженности.

Тест 4 Отток  денежных средств в рамках финансовой деятельности предприятия связан с:

а) приобретением долгосрочных ценных бумаг;

б) возвратом заёмных  средств;

в) выплатой дивидендов;

г) платежами в бюджет.

Тест 5 Метод  расчета потока денежных средств, основанный на анализе движения денежных средств по счетам предприятия:

а) Прямой метод;

б) Косвенный метод.

 

 

 

 

Глава 7

Дивидендная политика предприятия

 

Дивиденды –  это доходы, которые получают акционеры  по имеющимся у них акциям. Дивиденды представляют собой вознаграждение, получаемое акционерами, за капитал, вложенный  в предприятие. Дивиденды начисляются и выплачиваются только по тем акциям, которые находятся в обращении и не начисляются по акциям, выкупленным акционерным обществом и находящимся на его балансе. Дивиденды, выплачиваемые в течение года за квартал или полугодие, называются промежуточными.

Термин "'дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в этом разделе принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология — вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад: механизм же выплаты доходов собственникам останется таким же).

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели понятие дивидендная политика может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой упорядоченную систему принципов и подходов, которыми руководствуются собственники предприятия при определении пропорции между потребляемой и капитализируемой частями нераспределенной прибыли с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Как и любое решение финансового  характера, дивидендная политика должна способствовать достижению основной цели управления финансами коммерческой организации - максимизации благосостояния акционеров. Поскольку доход акционеров состоит из двух частей - дивиденды и доход от капитализации, при определении дивидендной политики приходится делать выбор между двумя, на первый взгляд противоречащими друг другу вариантами действий. С одной стороны, дивиденды представляют собой текущий денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно, т.е. акции представляют собой привлекательный вариант инвестирования. С другой стороны, выплата дивидендов чаще всего предполагает единовременный отток крупных денежных средств, т.е. уменьшение экономического потенциала предприятия, тогда как именно его наращивание в подавляющем большинстве случаев рассматривается как одна из наиболее важных стратегических целей компании. Кроме того, здесь возникают и проблемы текущего характера, в частности необходимо иметь свободные средства в достаточном объеме, поддерживать требуемые уровни ликвидности и платежеспособности и др.

В большинстве экономически развитых стран источники выплаты дивидендов обычно не сводятся к отчетной прибыли, а могут выплачиваться за счет специально созданных фондов на предприятии. Более того, дивиденды могут выплачиваться даже в случае убыточной текущей деятельности (естественно, такое не может продолжаться бесконечно). Согласно российскому законодательству дивиденды выплачиваются из чистой прибыли акционерного общества за отчетный год и лишь дивиденды по привилегированным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов общества, т.е. фактически за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

Формированию оптимальной дивидендной  политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются:

1. Теория независимости  дивидендов. Ее авторы — Ф. Модильяни и М. Миллер (упоминаемые обычно при ссылках под аббревиатурой ММ) утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли. Поэтому дивиденды целесообразно выплачивать по остаточному принципу, т.е. после того, как профинансированы все заслуживающие внимания инвестиционные проекты. Этот подход разработан с учетом ряда предпосылок, многие из которых носят достаточно условный характер (например, отсутствие налогов, информационная симметрия на рынке капитала, равноценность дивидендного и капитализированного доходов и др.) В соответствии с - этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью. При этом свою теорию они сопроводили значительным количеством ограничений, которые в реальной практике управления прибылью обеспечить невозможно. Несмотря на свою уязвимость в плане практического использования, теория ММ стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений механизма формирования дивидендной политики.

Информация о работе Финансовый менеджмент