Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 06:12, курс лекций
Финансовый менеджмент – одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее как теоретические разработки, так и практическую направленность в области управления финансами. Финансовый менеджмент является связующим звеном между всеми аспектами хозяйственной деятельности предприятия. Поскольку практически любое решение, принимаемое на предприятии в области производственного, кадрового, инновационного менеджмента и т.д. прямо или косвенно оказывает влияние на денежные потоки и финансовые результаты деятельности предприятия.
Введение
4
Раздел 1. Сущность и задачи финансового менеджмента на предприятии
Промежуточные тесты
Раздел 2 Диагностика финансового состояния предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 3 Политика управления оборотными активами предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 4 Финансовый рычаг и рациональная политика заимствования
Промежуточные тесты
Раздел 5 Операционный анализ
Промежуточные тесты
Раздел 6 Политика управления денежными потоками предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 7 Дивидендная политика предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 8 Финансовое планирование деятельности предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 9 Сущность, виды и процедура банкротства
Промежуточные тесты
Итоговый тест
Прежде чем непосредственно приступить к изучению методики подготовки основного бюджета, рассмотрим некоторые аспекты, связанные с философией бюджетирования
-бюджеты могут быть
недостижимыми, если
- когда основной бюджет уже подготовлен, то может выясниться, что для его выполнения потребуется слишком значительное дополнительное финансирование, которое неприемлемо для предприятия. В этом случае будет необходимо пересмотреть поставленные цели, и бюджет предприятия
-бюджет должно быть
возможно быстро
Бюджет продаж
Бюджет продаж составляется на основе прогноза объема продаж. Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство предприятия считает, что прогнозируемый объем продаж может быть достигнут. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и учета различных микро- и макроэкономических факторов:
объем продаж предшествующих периодов
производственные мощности предприятия
зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, уровня цен, уровня личных расходов и т.д.
прибыльности продукции
степени изученности рынка, рекламной компании
ценовой политики, качества продукции
конкуренции
сезонных колебаний
долгосрочных тенденций продаж для различных товаров
При прогнозировании объема продаж можно рассматривать 4 вида прогнозов:
Товары/услуги | |||
Существующие |
Новые | ||
Рынки |
Существующие |
Базовый прогноз |
Прогноз В |
Новые |
Прогноз А |
Прогноз С |
Руководство предприятия может ориентироваться на любой из четырех приведенных прогнозов, в зависимости от выбранной стратегии развития.
Бюджет объемов продаж может быть сделан в результате использования экспертных и статистических методов (трендовый, корреляционный, регрессионный и др.), которые позволяют прогнозировать ход событий на основе существующих тенденций развития. Однако эти методы не позволяют предвидеть возможные качественные изменения.
Бюджет продаж показывает
количество каждого вида товара (работы,
услуги), которое предприятие планирует
реализовать в предстоящем
Бюджет коммерческих расходов
В бюджет коммерческих расходов входят те затраты, которые связаны со сбытом продукции.
Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.
Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются: типы продукции, типы покупателей, география сбыта.
Значительную часть
При составлении бюджета
Бюджет производства
Бюджет производства - это план
выпуска продукции в
Целью бюджета производства
является расчет объема произво
Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец планируемого периода плюс планируемый объем продаж и минус запас готовой продукции на начало периода. Самый сложный момент в составлении бюджета производства - определить желаемый запас готовой продукции на конец планируемого периода. Простым и надежным способом определения уровня запасов является выражение его в процентах от уровня продаж следующего периода.
Бюджет использования основных материалов
Бюджет использования основных материалов отражает сколько требуются сырья и материалов для выполнения производственной программы.
Бюджет затрат на приобретение основных материалов
Данный бюджет отражает необходимое количество денежных средств для приобретения основных материалов.
Объем денежных средств для приобретения основных материалов равен объем использования основных материалов плюс планируемый запас материалов на конец периода минус запас на начало периода.
Бюджет прямых затрат на оплату труда
Прямые затраты на
оплату труда - это затраты на заработную
плату основного производственн
Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда.
Бюджет
общезаводских накладных
Бюджет общезаводских накладных расходов отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции за исключением затрат на материалы и прямых затрат на оплату труда.
Общезаводские накладные расходы - это затраты, сопутствующие основному производству. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов, организацию и обслуживание производства, страховка, дополнительные выплаты рабочим, оплата непроизводительного времени и т.д.
Общезаводские накладные расходы включают в себя переменную и постоянную части. Постоянная часть планируется исходя из потребностей производства, переменная часть как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.
Общезаводские накладные расходы могут распределяться в себестоимость единицы продукции на основании следующих показателей:
Сметная ставка
распределения общезаводских
Бюджет управленческих расходов
В бюджет управленческих
расходов входят все те
Сметы подразделений.
Для контроля за уровнем издержек смета по труду основных производственных рабочих, смета использования материалов и смета общезаводских накладных расходов объединены в сметы цехов. Эти сметы обычно разбиваются на двенадцать отдельных месячных смет, и фактические месячные расходы сравниваются с плановыми по каждой статье. К такому сравнению прибегают для того, чтобы судить об эффективности деятельности руководителей цехов по контролю расходов, за которые они отвечают.
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках - первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработало предприятие за отчетный период и какие затраты были понесены. Основные статьи прогнозного отчета о прибылях и убытках:
Прогноз движения денежных средств
Составление бюджета
денежных средств – один из самых
важных и сложных шагов в
Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы – с учетом изменений в кредиторской задолженности.
Отдельно рассчитываются доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности.
При прогнозе движения денежных средств прямым методом из суммы всех затрат исключается амортизация.
Основные статьи прогноза движения денежных средств:
Прогноз балансового отчета
Балансовый отчет показывает, какими средствами финансирования обладает предприятие, и как используются данные средства.
Балансовый отчет
Для прогноза баланса используется величина нормируемых оборотных активов (сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.
Инвестиционные проекты служат основой для прогноза стоимости основных средств.
Пассивная часть баланса формируется, исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.
В первом приближении никаких изменений в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный капитал) не планируется.
Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основании дополнительного анализа.
Изменение структуры баланса сказывается на потоке денежных средств.
При анализе прогнозного балансового отчета, составленного в первом приближении, возможны несколько вариантов расхождения активной и пассивной статей.
Пассивная часть превышает активную (наиболее редко встречающийся вариант). Это говорит о том, что предприятие получит дополнительные источники финансирования, которые формально не будут использованы. В этом случае рекомендуется запланировать выплату кредитов (если они имеются) или более быстрое погашение кредиторской задолженности (уменьшить пассивы до величины активов). Либо стоит запланировать дополнительное кредитование покупателей, увеличение запасов и т.д., т.е. увеличить активы до величины пассивов. Решение будет зависеть от стратегии развития фирмы. Если задача предприятия – выжить, то надо пойти по первому пути. Если руководство настроено на проведение агрессивной политики проникновения на новые рынки с новыми продуктами, то предпочтительнее второй путь.
Вероятность совпадения активной и пассивной частей баланса в первом приближении почти нулевая. Если они совпадают, то это, скорее всего, говорит о «нарисованности» баланса.
Наиболее часто встречающийся случай – недостаток финансирования, т.е. активная часть баланса превышает пассивную часть. При этом нехватка финансирования может быть как незначительной (не более 1-2 % от валюты баланса), так и весьма существенной. Если недостаток финансирования весомый, но связан с большими инвестициями (реконструкция предприятия, техническое перевооружение и т.д.), то анализировать надо качество инвестиционных проектов и их финансирование. Самый плохой вариант – когда значительный недостаток финансирования обусловлен операционной деятельностью: в этом случае необходимо пересмотреть весь бюджет от начала до конца. Может быть, придется пересмотреть даже цели и планы предприятия.
В любом случае, при подготовке прогнозного баланса, экономическое планирование доводиться до финансового. Поскольку финансовый отдел будет иметь информацию для принятия решений об объемах и формах финансирования, не надо будет заниматься только тушением «финансовых пожаров».