Финансовое прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

В эпоху, когда скорость принятия качественных решений является главным фактором успеха, необходимо быть максимально подготовленным к любому развитию ситуации. Так как импровизировано принимать решения, имеющие долгоиграющие последствия вряд ли возможно, по крайней мере вряд ли нужно, - возрастает потребность в прогнозировании развития ситуации, а также в планировании необходимых шагов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ..........................................................................................
Сущность прогнозирования, цели, задачи и роль в процессе управления предприятием................................................................................................

1.2. Особенности прогнозирования в финансовом менеджменте...................

1.3. Основные этапы финансового прогнозирования на предприятии...........

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСОВОМУ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ...........................................................................................

2.1. Классификация методов финансового прогнозирования...........................

2.2. Детерменированные методы...........................................................................

2.3. Стохастические методы.....................................................................

2.4. Методы экспертных оценок.........................................................................

2.5. Комбинированные метод....................................................................................

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ, РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОКОВ ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ»..................................................................................................

3.1. Характеристика предприятия ОАО «Северсталь»

3.2. Построение прогнозного отчета о прибылях и убытках

3.3. Построение прогнозного баланса

3.4. Рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами предприятия исходя из прогноза финансового состояния

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовая фин.прогнозирование.docx

— 1.01 Мб (Скачать)

     Обычно  прогнозные финансовые отчеты включают:

     • прогнозный отчет о прибылях и  убытках;

     • прогнозный баланс;

     • прогнозный отчет о движении денежных средств.

     Подготовка  финансовых прогнозов включает четыре основные стадии.

     1. Определение основных исходных  данных для процесса прогнозирования.

     Основные  исходные данные для подготовки прогнозных финансовых отчетов можно разделить  на две группы: внешние и внутренние.

     Внешние исходные данные.

     При подготовке прогнозных финансовых отчетов  необходимо учитывать возможные  изменения в политике правительства  и изменения в общей экономической  ситуации. В частности, необходимо сделать  следующие прогнозы:

     • ставки корпоративного налога (налога на прибыль);

     • процентные ставки по кредитам;

     • темп инфляции;

     • ожидаемые изменения в технологии.

     Как правило, для подготовки подобных прогнозов  мы располагаем значительным объемом  публикуемой информации об исторических данных и перспективных тенденциях. Однако к этой информации необходимо относиться максимально внимательно, поскольку мы заинтересованы в изучении и учете влияния подобных факторов на деятельность компании. Например, при  подготовке прогноза вероятного темпа  инфляции необходимо отдельно учитывать  влияние последней на каждую статью затрат; обычное применение среднего темпа инфляции для всех элементов  некорректно, так как уровень  инфляции может значительно различаться  для разных товаров.

     Кроме глобального анализа внешней  среды необходимо тщательно изучить  специфическую конкурентную среду  бизнеса. Это исследование может  включать в себя следующие аспекты:

     • масштабы рынка и перспективы  роста;

     • уровень конкуренции в отрасли;

     • рыночная власть поставщиков и клиентов;

     • угроза замещения со стороны товаров  или услуг-субститутов;

     • относительная мощь профсоюзов, общественных групп и т. д.

     Предприятия существуют не в вакууме, поэтому  необходимо также учитывать тенденции  рынка и вероятное поведение  других игроков.

     Когда завершен анализ внешних факторов, менеджеры предприятия должны подготовить  набор базовых предположений (допущений), касающихся темпа инфляции, тенденций  рынка и т. д., которые лягут  в основу подготовки прогнозных финансовых отчетов. Это может позволить  избежать риска разнородности предположений  о внешних факторах, составленных разными менеджерами.

     Внутренние  исходные данные.

     Внутренние  процедуры и политика компании будут  оказывать серьезное влияние  на прогнозные отчеты. Они могут  включать следующие моменты:

     • планируемые инвестиции и дезинвестиции во внеоборотные активы. Данная информация готовится финансовым отделом на основе предварительных (проектных) плановых решений по техническому развитию предприятия;

     • проектные решения по финансированию деятельности предприятия на прогнозируемый период, в том числе получение и возврат долгосрочных и краткосрочных кредитов, изменения величины коммерческой кредиторской задолженности, остатки задолженности по заработной плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды (прогнозирование кредиторской задолженности);

     • учетная политика (например нормы  амортизации и методы учета) (прогнозирование остаточной стоимости основных средств и НМА);

     • решения по изменению уставного капитала и выплате дивидендов (прогнозирование собственного капитала);

     Влияние перечисленных направлений деятельности в основном достаточно прямолинейно, однако политика выплаты дивидендов может потребовать объяснения. Обязанностью высшего руководства является обоснование конкретного размера дивидендов на обыкновенную акцию в течение каждого периода. Теоретически это означает, что дивиденды могут значительно отличаться от одного периода к другому, но это редко происходит на практике.

     Факты свидетельствуют о том, что в  крупных компаниях менеджеры  часто ориентируются на определенный целевой уровень дивидендов, которые  начисляются из года в год, и обычно сопротивляются отклонениям от него. Этот целевой уровень дивидендов обычно связан с уровнем прибыли  за период.

     Кроме вышесказанного текущие финансовые прогнозы могут представлять информацию, имеющую отношение к:

     • существующему уровню рентабельности;

     • структуре себестоимости;

     • величине и структуре активов;

     • структуре источников финансирования.

     Эта информация будет полезной при прогнозировании  рентабельности, а также при прогнозировании  изменений существующих схем финансирования и активов предприятия.

     2. Прогноз объёма продаж за период (информация от службы маркетинга).

     После того как собраны исходные данные, можно начинать прогнозирование  отдельных элементов, из которых  формируются будущие финансовые отчеты. Как правило, стартовым этапом является прогноз объема продаж. Продажи  рассматриваются в финансовых прогнозах  как ключевой элемент, поскольку  уровень продаж обычно определяет уровень  операционной деятельности предприятия  в течение периода. Это означает, что уровень продаж оказывает  влияние на другие элементы финансовых прогнозов, такие как материалы, оборотный капитал и основные средства.

     Построение  прогноза объема продаж начинают с  анализа продукции или товаров, услуг, существующих потребителей. При  этом необходимо ответить на следующие  вопросы.

     Каким был уровень сбыта за прошлый  год?

     Каким образом сложатся отношения с  покупателями продукции по ее оплате?

     Можно ли прогнозировать такой же уровень  реализации продукции, как и в  отчетном периоде?

     При этом очень важно проанализировать именно базовый период, так как  именно он дает ответы на целый ряд  вопросов и позволяет спрогнозировать  влияние отдельных факторов на объем  продаж в предстоящем периоде. Так, можно оценить, каким образом  на объемные показатели повлияют изменения  качества продукции, уровня цен, уровня спроса, а следовательно, более точно  определить величину выручки от реализации продукции исходя из прогнозных объемов  продаж на планируемый год и прогнозных цен, а также спрогнозировать  и предполагаемые изменения в  уровне затрат и будущую прибыль  предприятия. Важнейшей задачей  каждого хозяйствующего субъекта является получение большей прибыли при  наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

     В разработке прогнозов продаж не существует каких-либо общепринятых методов; на практике используется ряд различных подходов. Один из них заключается в обобщении  прогнозов, выполняемых отделами продаж или региональными менеджерами  по продажам.

     Другой  подход к разработке прогнозов продаж заключается в применении техники  статистического анализа, или (для  крупных корпораций, таких как  многонациональные производители  автомобилей) эконометрических моделей. Эти модели могут включать ряд  переменных факторов, и отношения  между этими факторами могут  быть крайне сложными. Еще один подход заключается в использовании технологий исследования рынка; он может оказаться особенно полезным, если рассматривается запуск в серию новой продукции или услуг. Технологии исследования рынка можно применять для оценки масштаба потенциального рынка и для прогнозирования доли рынка, которую предприятие может занять в течение прогнозируемого периода.

     Не  существует строго определенных правил выбора наиболее подходящего метода составления прогноза продаж; каждая компания должна оценивать выгоду различных  подходов с точки зрения их надежности, а затем сопоставлять эту выгоду с соответствующими затратами.

     3. Прогнозирование остальных элементов  финансовых отчетов.

     После того как получен прогноз объема продаж, можно составлять прогноз  остальных элементов финансовых отчетов. Этот процесс может включать анализ каждой статьи будущего финансового  отчета и определение наиболее вероятной  динамики в будущем.

     Выше  уже отмечалось, что уровень продаж будет влиять на многие другие статьи финансовых прогнозов; однако не все  затраты изменяются вместе с изменением уровня продаж. Хотя некоторые затраты  варьируются в прямой зависимости  от уровня продаж, на другие элементы затрат изменение уровня продаж в течение  периода не оказывает влияния.

     Некоторые затраты несут в себе элементы как переменных, так и постоянных затрат, и поэтому могут частично изменяться с изменением объемов  продаж. Они называются полупеременными (или полупостоянными) затратами (semi-variable или semi-fixed costs). Подобные затраты можно выявить при анализе прошлых отчетов предприятия. Примером могут служить затраты на отопление и освещение; независимо от уровня продаж будет выявлен определенный уровень затрат на отопление и освещение. Однако если вследствие острого спроса имела место работа во внеурочное время, эти затраты возрастут. Полупеременные затраты можно разделить на их переменные и постоянные составляющие (возможно, применяя статистические технологии, такие как регрессивный анализ). В результате мы сможем установить полные переменные и полные постоянные затраты за период.

     Поскольку общие затраты предприятия включают как переменную, так и постоянную составляющие, они будут изменяться в прямой, но не пропорциональной зависимости  от уровня деятельности.

     Таким образом, разделяя затраты на постоянные и переменные, мы сможем спрогнозировать  вероятные последствия конкретного  уровня продаж более правдоподобно.

     Прогноз дохода от реализации и затрат, а  также оценка ставок корпоративного налога и планы по начислению дивидендов составляют основу для подготовки прогнозного  счета прибылей и убытков за период.

     Прогнозирование статей баланса.

     Уровень продаж также будет влиять на определенные статьи баланса предприятия, ряд  которых, вероятно, будет увеличиваться  «спонтанно» вместе с изменением уровня продаж.

     Подход, который можно использовать при  прогнозировании определенных статей баланса, — это метод процента от выручки (per-cent-of-sales method). Как подсказывает название, этот метод позволяет определять значение тех статей, которые связаны с уровнем продаж, в процентном отношении к уровню выручки от продаж за период. Чтобы применить этот метод, необходимо проанализировать отчетность за предыдущий период, чтобы увидеть, какие статьи баланса изменяются пропорционально уровню выручки от реализации.

     После составления прогноза по объему реализации, затратам и изменениям активов и  обязательств имеется вся информация, необходимая для составления  прогноза движения денежных средств  за период. Определение денежных средств, поступающих от клиентов, платежей поставщикам и влияние изменений  активов и обязательств на поток  денежных средств — относительно простой вопрос.

     4. Подготовка прогнозных финансовых  отчетов.

     После составления прогнозов для различных  составляющих финансовых отчетов переходим  к заключительной стадии — «включению»  всех этих элементов в прогнозные финансовые отчеты. Способ составления  финансовых прогнозов мы рассмотрим более подробно в следующем разделе. Несмотря на то, что составление  подобных отчетов призвано помочь менеджерам решить, является ли предложенный курс действий финансово жизнеспособным, в конечном итоге решение —  это вопрос суждений. К сожалению, прогнозирование финансовых отчетов  не сопровождается ясными и однозначными правилами принятия решений, показывающими, что является, а что не является жизнеспособным.

Информация о работе Финансовое прогнозирование