Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа
В эпоху, когда скорость принятия качественных решений является главным фактором успеха, необходимо быть максимально подготовленным к любому развитию ситуации. Так как импровизировано принимать решения, имеющие долгоиграющие последствия вряд ли возможно, по крайней мере вряд ли нужно, - возрастает потребность в прогнозировании развития ситуации, а также в планировании необходимых шагов.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ..........................................................................................
Сущность прогнозирования, цели, задачи и роль в процессе управления предприятием................................................................................................
1.2. Особенности прогнозирования в финансовом менеджменте...................
1.3. Основные этапы финансового прогнозирования на предприятии...........
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСОВОМУ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ...........................................................................................
2.1. Классификация методов финансового прогнозирования...........................
2.2. Детерменированные методы...........................................................................
2.3. Стохастические методы.....................................................................
2.4. Методы экспертных оценок.........................................................................
2.5. Комбинированные метод....................................................................................
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ, РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОКОВ ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ»..................................................................................................
3.1. Характеристика предприятия ОАО «Северсталь»
3.2. Построение прогнозного отчета о прибылях и убытках
3.3. Построение прогнозного баланса
3.4. Рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами предприятия исходя из прогноза финансового состояния
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Следом за разработкой прогноза и плана наступает период конкретных мероприятий, их выработки. Часто этот процесс осуществляется в форме выработки программы.
Естественно,
как и в любой постоянно
осуществяемой сфере
Прогностика
- это наука о закономерностях
разработки прогноза. Она изучает
общие принципы построения методов
прогнозирования развития объектов
любой природы. В ее предмет входят
все вопросы, связанные с разработкой
способов построения методов прогнозирования
и принципов составления
Экономическое прогнозирование призвано решать двуединую задачу: с одной стороны, давать объективную научно обоснованную картину будущего, опираясь на процессы сегодняшнего дня, а с другой - выбирать направление деятельности и политики современности с учетом прогнозных оценок (то есть может и предшествовать процессу принятия решений, так и сопровождать его, прогнозируя результаты реализации того или иного решения). Наряду с этим важной задачей прогнозирования можно назвать выявление в настоящем тех факторов, которые будут оказывать свое влияние на исследуемый процесс в будущем.
Усложнение
структуры хозяйствующих
Из всех функций управления именно прогнозирование и планирование позволяют повысить эту гибкость и свести к минимуму все негативные моменты (в частности, повысить оперативность в принятии управленческих решений на основе прогнозов). В процессе прогнозирования устанавливаются возможные направления развития предприятия в будущем на основе анализа тенденций этого развития, определяются цели, средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные для управления в конкретных условиях. Прогнозирование тесно связано с другими функциями управления (рис. 1.2.).
Данный цикл является ничем иным, как движением информации, где переход от одной функции к другой есть передача потока информации, а сами функции — это обработка информации с помощью различных способов и методов; документирование; принятие функциональных решений; возникновение новой информации. При этом поток информации, идущий от таких функций, как прогнозирование (планирование), организация, мотивация, координация и регулирование, несет в себе воздействие управляющей системы на управляемую, то есть аппарата управления на производственные и функциональные подразделения предприятия. Информация, обрабатываемая на стадиях учета, контроля и анализа, дает аппарату управления сведения о результативности этих воздействий.
Прогнозирование
(планирование)
Анализ
Информация о результативности воздействия на работу предприятия
Информация о воздействии на работу предприятия
Координация
Регулирование
Контроль
Организация
Учёт
Мотивация
Производственный процесс
Рис.1.1. Системная модель информационных потоков в управлении организацией
Из рис. 1.1. становится ясно,что прогнозирование, являясь органичной частью планирования как процесс активно участвует в эффективном использовании материальных, трудовых, денежных и иных ресурсов компании. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.
Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования - прежде всего создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений, выявление проблем, слабо выраженных в настоящем, но возможных в будущем и осуществление поиска вариантов активного воздействия на объективные факторы будущего.
Важными
задачами, которые обычно ставятся
перед исполнителями при
Прогнозирование
экономических процессов осуществляется
в тесном единстве с другими видами прогнозирования:
социальным, политическим, демографическим,
научно-техническим, развитием базы естественных
ресурсов и др., так же как финансовое планирование
связано с планами по НИОКР, стратегическими
планами, производственным и т.д. (рис.1.2.)
Рис. 1.2. Система прогнозов и планов предприятия
Разные исследователи предлагают различные признаки классификации прогнозов.
1.
По цели разработки прогнозы
делятся на поисковые и
2.
По временному горизонту
3. В связи с возможностью воздействия фирмы на свое будущее прогнозы делятся на пассивные и активные,
Пассивный прогноз исходит из того, что фирма в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних процессов.
Активный
прогноз предусматривает
Например, предприятие, выпускающее известь, столкнулось с насыщением спроса на свою продукцию на рынке строительных материалов. Пассивный прогноз в этом случае предположил бы сохранение тенденции падения спроса на известь, а значит, сокращение ее производства. Активный прогноз. Напротив, мог бы включить дополнительные усилия фирмы по стимулированию спроса на известь, например, за счет проведения агрессивной рекламной кампании на рынке товаров для садоводов с акцентом на универсальное применение извести на их участках. Тогда в рамках активного прогноза могло бы быть высказано суждение о возможном сохранении или даже увеличении спроса на известь.
4. Прогнозы делятся на вариантные и инвариантные в зависимости от степени вероятности будущих событий.
Если
вероятность прогнозируемых событий
велика, или, другими словами, фирма
рассчитывает на высокую степень
определенности будущей среды, то прогноз
включает в себя только один вариант
развития, то есть является инвариантным.
Обычно инвариантный прогноз основывается
на экстралолятивном подходе, простом
продолжении сложившейся
Вариантный прогноз основан на предположении о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно - наличии нескольких вероятных вариантов развития.
Таким
образом, в рамках вариантного прогноза
описывается несколько
Каждый
из вариантов развития учитывает
специфическое состояние
5. Прогнозы подразделяются по способу представления результатов на точечные и интервальные.
Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10%,
Интервальный прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10-15%.
6. По методам разработки прогнозы делятся на интуитивные и формализованные.
Интуитивные
методы опираются на информацию, полученную
по оценкам экспертов. В некоторых
ситуациях при прогнозировании
могут быть использованы только эти
прогнозы (например, когда объект прогнозирования
новый и о нем нет
Формализованные
методы основываются на фактической
информации об объекте. Статистические
данные обрабатываются специалистами
с помощью формализованных
В
экономически развитых странах все
большее распространение
В
следующей главе будут подробно
рассмотрены классификация
Рис.1.3.
Использование зарубежными компаниями
формализованных и интуитивных методов
прогнозирования в зависимости от размера
компании (по результатам опроса)
Таким
образом, экономическое прогнозирование
– это система количественных и качественных
предплановых изысканий, направленных
на выяснение возможного будущего состояния
и результатов деятельности предприятия
в перспективе. Процесс прогнозирования
обязателен для составления адекватных
планов деятельности фирмы, принятия правильных
хозяйственных решений. Прогнозирование
призвано уменьшать предпринимательские
риски путем уменьшения условий неопределенности,
в которых функионирует компания в условиях
рыночной экономики.