Финансовое прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

В эпоху, когда скорость принятия качественных решений является главным фактором успеха, необходимо быть максимально подготовленным к любому развитию ситуации. Так как импровизировано принимать решения, имеющие долгоиграющие последствия вряд ли возможно, по крайней мере вряд ли нужно, - возрастает потребность в прогнозировании развития ситуации, а также в планировании необходимых шагов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ..........................................................................................
Сущность прогнозирования, цели, задачи и роль в процессе управления предприятием................................................................................................

1.2. Особенности прогнозирования в финансовом менеджменте...................

1.3. Основные этапы финансового прогнозирования на предприятии...........

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСОВОМУ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ...........................................................................................

2.1. Классификация методов финансового прогнозирования...........................

2.2. Детерменированные методы...........................................................................

2.3. Стохастические методы.....................................................................

2.4. Методы экспертных оценок.........................................................................

2.5. Комбинированные метод....................................................................................

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ, РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОКОВ ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ»..................................................................................................

3.1. Характеристика предприятия ОАО «Северсталь»

3.2. Построение прогнозного отчета о прибылях и убытках

3.3. Построение прогнозного баланса

3.4. Рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами предприятия исходя из прогноза финансового состояния

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовая фин.прогнозирование.docx

— 1.01 Мб (Скачать)

     Следом  за разработкой прогноза и плана  наступает период конкретных мероприятий, их выработки. Часто этот процесс  осуществляется в форме выработки  программы.

     Естественно, как и в любой постоянно  осуществяемой сфере деятельности и имеющей большое значение для  субъектов со временем появляется своя теоретическая и методологическая база относительно данной деятельности, тоже самое и в прогнозировании.

     Прогностика - это наука о закономерностях  разработки прогноза. Она изучает  общие принципы построения методов  прогнозирования развития объектов любой природы. В ее предмет входят все вопросы, связанные с разработкой  способов построения методов прогнозирования  и принципов составления прогнозов.

     Экономическое прогнозирование призвано решать двуединую  задачу: с одной стороны, давать объективную  научно обоснованную картину будущего, опираясь на процессы сегодняшнего дня, а с другой - выбирать направление  деятельности и политики современности  с учетом прогнозных оценок (то есть может и предшествовать процессу принятия решений, так и сопровождать его, прогнозируя результаты реализации того или иного решения). Наряду с этим важной задачей прогнозирования можно назвать выявление в настоящем тех факторов, которые будут оказывать свое влияние на исследуемый процесс в будущем.

     Усложнение  структуры хозяйствующих субъектов  приводит к тому, что утрачивается гибкость реакции в результате изменения параметров внешней среды. В результате затрудняется и замедляется передача информации, что не может не сказаться на скорости и своевременности принятия решений. В хозяйственной деятельности субъект может прогнозировать состояние как внешней среды на макро- и микро- уровнях, так и состояние самой хозяйствующей системы.

     Из  всех функций управления именно прогнозирование и планирование позволяют повысить эту гибкость и свести к минимуму все негативные моменты (в частности, повысить оперативность в принятии управленческих решений на основе прогнозов). В процессе прогнозирования устанавливаются возможные направления развития предприятия в будущем на основе анализа тенденций этого развития, определяются цели, средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные для управления в конкретных условиях. Прогнозирование тесно связано с другими функциями управления (рис. 1.2.).

     Данный  цикл является ничем иным, как движением  информации, где переход от одной функции к другой есть передача потока информации, а сами функции — это обработка информации с помощью различных способов и методов; документирование; принятие функциональных решений; возникновение новой информации. При этом поток информации, идущий от таких функций, как прогнозирование (планирование), организация, мотивация, координация и регулирование, несет в себе воздействие управляющей системы на управляемую, то есть аппарата управления на производственные и функциональные подразделения предприятия. Информация, обрабатываемая на стадиях учета, контроля и анализа, дает аппарату управления сведения о результативности этих воздействий.

Прогнозирование

(планирование)

Анализ

    

Информация о  результативности воздействия на работу предприятия

Информация о  воздействии на работу предприятия

Координация

Регулирование

 

    

Контроль

Организация

    

Учёт

Мотивация

 

Производственный  процесс

 

    Рис.1.1. Системная модель информационных потоков в управлении организацией

     Из  рис. 1.1. становится ясно,что прогнозирование, являясь органичной частью планирования как процесс активно участвует  в эффективном использовании  материальных, трудовых, денежных и  иных ресурсов компании. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.

     Планирование  нацелено на обоснование принятия и  практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования - прежде всего создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений, выявление проблем, слабо выраженных в настоящем, но возможных в будущем и осуществление поиска вариантов активного воздействия на объективные факторы будущего.

     Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании  и планировании, разработке соответствующей  концепции, программы, мероприятия, являются сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, обоснование и регулирование темпов роста выпуска продукции, высокой степени ее конкурентоспособности на рынке, обеспечение эффективного использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.[15]

     Прогнозирование экономических процессов осуществляется в тесном единстве с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, развитием базы естественных ресурсов и др., так же как финансовое планирование связано с планами по НИОКР, стратегическими планами, производственным и т.д. (рис.1.2.) 

     

     Рис. 1.2. Система прогнозов и планов предприятия

     Разные  исследователи предлагают различные  признаки классификации прогнозов.

     1. По цели разработки прогнозы  делятся на поисковые и нормативные.  Поисковые основываются на выяснении  будущего развития исследуемого  явления при сохранении тенденции  прошлого. Нормативные учитывают  заранее поставленные цели и  определенные пути и сроки  их достижения. Они разрабатываются  от заданного состояния в будущем  с учетом существующих тенденций. 

     2. По временному горизонту выделяют  оперативные прогнозы, которые разрабатываются  на срок до одного месяца  и содержат только количественные  показатели; краткосрочные прогнозы, разрабатываемые на срок до  одного года и содержащие общие  количественные показатели; среднесрочные  прогнозы, разрабатываемые на срок 1-5 лет и содержащие как количественные, так и общие качественные оценки; долгосрочные прогнозы, разрабатываемые  на период 5-15 лет и содержащие  общие количественные и общие  качественные показатели; дальнесрочные  прогнозы, которые разрабатываются  на период свыше 20 лет и содержат  общие качественные характеристики.

     3. В связи с возможностью воздействия фирмы на свое будущее прогнозы делятся на пассивные и активные,

     Пассивный прогноз исходит из того, что фирма  в силу ряда причин (отсутствие необходимых  средств, наличие благоприятных  тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних  процессов.

     Активный  прогноз предусматривает возможность  активных действий фирмы по проектированию собственного будущего, ее реальное воздействие  на внешнюю среду

     Например, предприятие, выпускающее известь, столкнулось с насыщением спроса на свою продукцию на рынке строительных материалов. Пассивный прогноз в этом случае предположил бы сохранение тенденции падения спроса на известь, а значит, сокращение ее производства. Активный прогноз. Напротив, мог бы включить дополнительные усилия фирмы по стимулированию спроса на известь, например, за счет проведения агрессивной рекламной кампании на рынке товаров для садоводов с акцентом на универсальное применение извести на их участках. Тогда в рамках активного прогноза могло бы быть высказано суждение о возможном сохранении или даже увеличении спроса на известь.

     4. Прогнозы делятся на вариантные и инвариантные в зависимости от степени вероятности будущих событий.

     Если  вероятность прогнозируемых событий  велика, или, другими словами, фирма  рассчитывает на высокую степень  определенности будущей среды, то прогноз  включает в себя только один вариант  развития, то есть является инвариантным. Обычно инвариантный прогноз основывается на экстралолятивном подходе, простом  продолжении сложившейся тенденции.

     Вариантный  прогноз основан на предположении  о значительной неопределенности будущей  среды и, следовательно - наличии  нескольких вероятных вариантов  развития.

     Таким образом, в рамках вариантного прогноза описывается несколько вероятных  состояний фирмы в будущий  период времени.

     Каждый  из вариантов развития учитывает  специфическое состояние будущей  среды фирмы и, исходя из этого, определяет основные параметры данного бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния  фирмы называют сценарием 

     5. Прогнозы подразделяются по способу представления результатов на точечные и интервальные.

     Точечный  прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10%,

     Интервальный  прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10-15%.

     6. По методам разработки прогнозы делятся на интуитивные и формализованные.

     Интуитивные методы опираются на информацию, полученную по оценкам экспертов. В некоторых  ситуациях при прогнозировании  могут быть использованы только эти  прогнозы (например, когда объект прогнозирования  новый и о нем нет статистической информации, объект прогнозирования  сложный и на его развитие оказывает  влияние много факторов).

     Формализованные методы основываются на фактической  информации об объекте. Статистические данные обрабатываются специалистами  с помощью формализованных методов.

     В экономически развитых странах все  большее распространение получает использование формализованных  моделей управления финансами. Степень  формализации находится в прямой зависимости от размеров предприятия: чем крупнее фирма, тем в большей  степени ее руководство может  и должно использовать формализованные  подходы в финансовой политике. В  западной научной литературе отмечается, что около 55% крупных фирм и около 18% мелких и средних фирм предпочитает ориентироваться на формализованные количественные методы в управлении финансовыми ресурсами и анализе финансового состояния предприятия.

     В следующей главе будут подробно рассмотрены классификация методов  прогнозирования, применяемых в  финансовом менеджменте и сущность некоторых из них.

     

     Рис.1.3. Использование зарубежными компаниями формализованных и интуитивных методов прогнозирования в зависимости от размера компании (по результатам опроса) 

     Таким образом, экономическое прогнозирование  – это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного будущего состояния и результатов деятельности предприятия в перспективе. Процесс прогнозирования обязателен для составления адекватных планов деятельности фирмы, принятия правильных хозяйственных решений. Прогнозирование призвано уменьшать предпринимательские риски путем уменьшения условий неопределенности, в которых функионирует компания в условиях рыночной экономики. 

Информация о работе Финансовое прогнозирование