Финансовая политика некоммерческих организаций на примере МУк ИКМ "Самарская Лука"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:50, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является разработка финансовой политики Муниципального учреждения культуры историко-краеведческого музея «Самарская Лука».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансовой политики;
- исследовать формирование финансовых ресурсов учреждения;
- рассмотреть направления использования финансовых ресурсов учреждения;
- провести анализ доходов по внебюджетной деятельности;
- разработать и экономически обосновать инвестиционную политику некоммерческого предприятия;
- предложить мероприятия по формированию политики финансового оздоровления.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования финансовой политики некоммерческих предприятий
1.1. Экономическое содержание финансовой политики, ее значение в создании и развитии предприятия 7
1.2. Принципы и механизмы формирования финансовой политики 16
1.3. Информационное обеспечение финансовой политики хозяйствующего субъекта 27
Глава 2. Анализ финансовой политики МУК ДК «Нефтяник»
2.1. Исследование процесса формирования финансовых ресурсов предприятия 35
2.2. Оценка использования финансовых ресурсов предприятия 44
Глава 3. Направления развития финансовой политики некоммерческого предприятия
3.1. Разработка инвестиционной политики 49
3.2. Формирование политики финансового оздоровления 58
Заключение 68
Библиографический список использованных источников 71

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика некоммерческих организаций на примере МУК ИКМ Самарская Лука.docx

— 216.64 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                                         4

Глава 1. Теоретические аспекты формирования финансовой политики некоммерческих предприятий

1.1. Экономическое  содержание финансовой политики, ее значение в создании и  развитии предприятия                                                                                                                                    7

1.2. Принципы  и механизмы формирования финансовой  политики                                      16

1.3. Информационное  обеспечение финансовой политики  хозяйствующего субъекта       27

Глава 2. Анализ финансовой политики МУК ДК «Нефтяник»

2.1. Исследование  процесса формирования финансовых  ресурсов предприятия                 35

2.2. Оценка  использования финансовых ресурсов  предприятия                                            44

Глава 3. Направления развития финансовой политики некоммерческого предприятия

3.1. Разработка  инвестиционной политики                                                                               49

3.2. Формирование  политики финансового оздоровления                                                      58

Заключение                                                                                                                                   68

Библиографический список использованных источников                                                      71                                                      

Приложения 74

ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях развивающейся конкуренции  политика управления организацией не может успешно реализовываться  лишь на основе благих пожеланий и  администрирования. Нужны финансовые инструменты и механизмы влияния  на производственную систему, воздействие  через финансовые рычаги, регулирование  через финансовые потоки, которые  используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой политикой.

     Финансовая  политика представляется актуальной, сложной и достаточно противоречивой проблемой современных некоммерческих организаций. Финансовая политика, как концепция управления финансами охватывает всю деятельность современного некоммерческого учреждения, представляя основу функционирования предприятия в условиях рыночной экономики,  в концентрированном виде отражает все стороны деятельности любого, в том числе, и бюджетного предприятия – его прибыльность и доходность (рентабельность), платежеспособность и ликвидность, финансовую устойчивость и т.д. Совершенствование системы финансового управления предприятием в условиях нестабильности и недостаточного уровня материально-технического, кадрового и финансового обеспечения оказывает существенное влияние на его конкурентоспособность и  финансовую устойчивость. Выбор финансовой стратегии зависит от ситуации, в которой находится организация, эффективности использования собственного ресурсного потенциала, специализации, реструктуризации, правового, технологического, инновационного, ресурсного обеспечения бюджетного предприятия. Поскольку характер, состав и структура финансовой политики некоммерческих организаций зависит от организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, рыночного позиционирования, инвестиционной, учетной политики,  а также законодательно установленных правил и принципов поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах, постольку она в большинстве случаев совершенно различна, хотя и базируется на единых общеэкономических принципах.

     Методы  и приемы финансовой политики позволяют  анализировать и оценивать:

     - соответствие происходящих процессов и явлений намеченным целям;

     - эффективность проводимой финансовой политики с точки зрения способностей и возможностей влиять на управляемые процессы;

     - соответствие финансово-политических установок реальным условиям и возможностям корректировать стратегию и тактику финансового управления.

     Построение  финансовой политики побуждает руководителей ясно представлять намеченные цели, способы, приемы, средства, механизмы и возможности их достижения.

     Проведение  финансовой политики требует подбора  адекватных форм, способов, приемов, средств  и механизмов ее реализации. Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и много вариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии такой политики действия руководства и персонала становятся неосознанными, хаотичными, недальновидными. В результате организация впадает в большую зависимость от случайных обстоятельств. Поэтому финансовая политика является необходимым элементом управления, ее построение и проведение не только отражают цели работодателей, но и характеризуют целеустремленность руководства, способность систематически преследовать и реализовывать интересы сторон управления в финансово-производственных процессах.

     Игнорирование финансовой политики приводит к потере целеустремленности, ясного представления  целей финансового управления, к  неадекватному выбору форм, способов, приемов, средств и механизмов управления финансами. Такие процессы сопровождаются потерей динамичности, стабильности, финансовой устойчивости в работе организаций. При таком подходе руководство  упускает имеющиеся возможности. Кризисные  явления становятся закономерными, поэтому положения и методы краткосрочной  и долгосрочной финансовой политики весьма актуальны и практически  значимы.

     Финансовая политика организации – составная часть ее экономической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде.

     Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы дипломной работы.

     Целью данной дипломной работы является разработка финансовой политики Муниципального учреждения культуры историко-краеведческого музея «Самарская Лука».

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

     - изучить теоретические аспекты финансовой политики;

     - исследовать формирование финансовых  ресурсов учреждения;

     - рассмотреть направления использования  финансовых ресурсов учреждения;

     - провести анализ доходов по  внебюджетной деятельности;

     - разработать и экономически обосновать  инвестиционную политику некоммерческого  предприятия;

     - предложить мероприятия по формированию  политики финансового оздоровления.

     Объектом  исследования в данной дипломной  работе является Муниципальное учреждение культуры историко-краеведческий музей «Самарская Лука», осуществляющее хранение, изучение, публичное представление музейных предметов и музейных коллекций, располагающееся по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Комсомольская, д. 28.

     Предметом исследования  -  являются организационно-экономические  отношения  по совершенствованию  финансовой политики, с целью повышения эффективности функционирования МУК ДК «Нефтяник».

     В работе  были использованы методы системного и сравнительного анализа, статистический, графический и др. В ходе выполнения исследования будут использованы нормативно-правовая документация, учебно-методическая литература, внутренняя документация предприятия, источники Интернет.     

               
  
 
 

ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

     1.1. Экономическая сущность финансовой  политики, ее значение в создании  и развитии предприятия 

     В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования  экономики переходного периода  посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Фишер, Дорнбуш и Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие, подчеркивая, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ [42, с. 35]. В частности, Кэмпбелл Р., Макконелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики [30, с. 68]. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в сознании сущности финансовой политики.

     Марксисты видят под финансовой политикой, в первую очередь, совокупность государственных  мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность  воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и  производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. В марксисткой трактовке  финансовой политики нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает  с областью финансовой политики, в  обоих случаях представляя собой  совокупность государственных мер  по регулированию и распределению  финансовых ресурсов [11, с. 94].

     Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных  экономистов. Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем над производством, количеством труда и распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля над денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась, тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований. Другой экономист, И.В. Левчук, отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов. Интересна трактовка финансовой политики, данная В.С. Павловым. Он исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики. Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М.К. Шереметьев в своей работе «Финансы». Автор дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых процессов, происходящих внутри экономики страны. Ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций».

     Другими словами, финансовая политика рассматривается  как определенная деятельность государственных  органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством. Такая  трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими  в обществе представлениями о  роли государства в развитии народного  хозяйства. Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических  условий жизнедеятельности населения  и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными. Далее, использование финансовой политики только как средства (инструмента) выполнения функций государства неизбежно  ведет к конфликту интересов  государственных органов власти, органов местного самоуправления с  другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны. Например, область  взаимоотношений государства и  наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный  размер оплаты труда наемного работника  привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно  как некий норматив при установлении государством различных платежей, в  том числе, штрафов, и никоим образом  не увязан собственно с прожиточным  минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности [19, с. 10-12].

     Из  вышеизложенного можно сделать два вывода. Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти. Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики». Данное определение не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами. По мнению С.Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов». Итак, совокупность государственных мероприятий по использования финансовых отношений для выполнения государством своих функции представляет собой финансовую политику. Существуют и другие определения финансовой политики:

Информация о работе Финансовая политика некоммерческих организаций на примере МУк ИКМ "Самарская Лука"