Финансовая политика и финансовая стратегия организации (на примере ОАО «Астраханьэнерго

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Стратегии разрабатываются всегда исходя из реально существующей ситуации, но призваны направлять действия предприятия в долгосрочном плане, когда исходные положения, принятые при разработке, могут уже не соответствовать реалиям рынка. В условиях рыночной экономики предпринимателям не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики и финансовой стратегии организации 7
1.1. Понятие, цели и задачи финансовой политики организации 7
1.2. Основные этапы финансовой политики предприятия 10
1.3. Организация информационного обеспечения финансовой политики 11
1.4. Понятие финансовой стратегии и ее роль в развитии предприятия 15
1.5. Принципы и этапы разработки финансовой стратегии 19
Глава 2. Финансовая политика и финансовая стратегия на примере ОАО «Астраханьэнерго» 24
2.1. Общая характеристика предприятия 24
2.1.1. Историческая справка 24
2.1.2. Организационная структура предприятия 26
2.1.3. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия 29
2.2. Особенности финансовой политики и финансовой стратегии предприятия 33
Глава 3. Выводы и предложения 45
3.1. Выводы 45
3.2. Предложения 47
Список использованной литературы 57
Приложение 1……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

финансовая политика и финансовая стратегия организации.docx

— 108.57 Кб (Скачать)

Разработку  и реализацию финансовой политики нужно  постоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы [6, C. 137-138].

1.3. Организация  информационного обеспечения финансовой  политики

При разработке и реализации финансовой политики руководство предприятия  вынуждено постоянно принимать  управленческие решения из множества  альтернативных направлений. В выборе наиболее выгодного решения важнейшую  роль играет своевременная и точная информация [16, C. 147].

В современной экономической ситуации хозяйствующие субъекты, особенно крупные  корпорации, тратят много средств  и времени на постоянное обеспечение  информационной составляющей своей  финансовой политики. Стоимость информации определяют не только количеством затраченного живого и овеществленного труда на ее формирование или разработку, систематизацию, анализ и хранение, на нее также влияет ее достоверность, своевременность получения и эксклюзивность. Рыночная стоимость информации не должна, восприниматься только как прямая ее покупка за деньги на финансовых рынках. Отсутствие такой информации может стоить предприятию огромных сумм прямых убытков, упущенной выгоды, тактически и стратегически неверных управленческих решений.

Информационное  обеспечение финансовой политики предприятия  можно разделить на две крупные  категории - формируемое из внешних источников и внутренних [11, C. 115-116].

Система показателей информационного обеспечения  финансовой политики предприятия, формируемая  из внешних источников:

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое  развитие страны:

- темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;

- объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;

- денежные доходы населения;

- вклады населения в банках;

- индекс инфляции;

- учетная ставка центрального банка.

Данный  вид информативных показателей  служит основой для проведения анализа  и прогнозирования условий внешней  среды функционирования предприятия  при принятии стратегических решений  в финансовой деятельности (стратегия  развития его активов и капитала, инвестиционная деятельность, формирование системы целевых направлений развития). Формирование системы показателей этой группы основано на публикуемых данных государственной статистики.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру  финансового рынка:

- виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовых рынках;

- котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов:

- кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;

- депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;

- официальный курс отдельных валют.

Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений при формировании портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, краткосрочных финансовых вложениях, при выборе вариантов размещения свободных денежных средств и  т.д. Формирование системы показателей  этой группы основано на периодических  публикациях Центрального банка, коммерческих изданиях, фондовой и валютной биржах, а также на официальных статистических изданиях.

3. Показатели, характеризующие деятельность  контрагентов и конкурентов.

Система информативных показателей этой группы необходима в основном для  принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируют обычно в следующих блоках: «Банки», «Страховые компании», «Поставщики продукции», «Покупатели продукции», «Конкуренты». Источники формирования показателей  этой группы — публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным  видам хозяйствующих субъектов  такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными  результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а  также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями.

4. Нормативно-регулирующие показатели. Систему этих показателей учитывают  при подготовке финансовых решений,  связанных с особенностями государственного  регулирования финансовой деятельности  предприятий. Источники формирования  показателей этой группы - нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления [5, C. 128-129].

Систему показателей информационного обеспечения  финансового, менеджмента, формируемых  из внутренних источников, делят на две группы:

1. Первичная информация:

- формы бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках; отчет об изменении капитала;

- отчет о движении денежных средств; приложение к бухгалтерскому балансу; отчет о целевом использовании полученных средств), а также отчетность, формируемая в соответствии с международными стандартами;

- оперативный финансовый и управленческий учет.

Систему информативных показателей этой группы широко используют как внешние, так и внутренние пользователи. Она  применима при финансовом анализе, планировании, разработке финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия.

2. Информация, полученная при финансовом  анализе:

- горизонтальный анализ (сравнение финансовых показателей и предшествующим периодом и за несколько предшествующих периодов);

- вертикальный анализ (структурный анализ активов, пассивов и денежных потоков);

- сравнительный: анализ (со среднеотраслевыми финансовыми показателями, показателями конкурентов, отчетными и плановыми показателями);

- анализ финансовых коэффициентов (финансовая устойчивость, платежеспособность, оборачиваемость, рентабельность);

- интегральный финансовый анализ и др.,

Таким образом, для успешной реализации финансовой политика предприятия руководству необходимо, во-первых, обладать достоверной информацией о внешней среде и прогнозировать ее возможные изменения; во-вторых, иметь сведения о текущих параметрах внутреннего финансового положения; в-третьих, систематически проводить анализ, позволяющий получить оценку результатов хозяйственной деятельности отдельных ее аспектов как в статике, так и в динамике.

Кроме того, предприятие  должно проводить открытую информационную политику, особенно с потенциальными инвесторами, кредиторами, органами власти, финансовая политика, не подкрепленная регулярным, достоверным информационным обменом с инвесторами, отрицательно сказывается на рыночной стоимости предприятия [14, C. 139-141].

1.4. Понятие финансовой стратегии и ее роль в развитии предприятия

При разработке финансовой стратегии нужно  учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденций развития отечественных  финансовых рынков, возможностей диверсификации деятельности предприятия [3, C. 129].

Финансовая  стратегия, главной задачей которой  является достижение полной самоокупаемости  и независимости предприятия, строится на определенных принципах организации  и включает в себя следующее:

- текущее и перспективное финансовое  планирование, определяющее на перспективу  все поступления денежных средств  предприятия и основные направления  их расходования;

- централизацию финансовых ресурсов, обеспечивающую маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности;

- формирование финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу  предприятия в условиях возможных  колебаний рыночной конъюнктуры; 

- безусловное выполнение финансовых  обязательств перед партнерами;

- разработку учетно-финансовой и  амортизационной политики предприятия; 

- организацию и ведение финансового  учета предприятия и сегментов  деятельности на основе действующих  стандартов;

- составление финансовой отчетности  по предприятию и сегментам  деятельности в соответствии  с действующими нормами и правилами  с соблюдением требований стандартов;

- финансовый анализ деятельности  предприятия и его сегментов  (приоритетных хозяйственных и  географических сегментов, прочих  сегментов в составе нераспределенных  статей);

- финансовый контроль деятельности  предприятия и всех его сегментов. 

Охватывая все формы финансовой деятельности предприятия, а именно: оптимизацию  основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику, финансовая стратегия исследует  объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает  формы и способы выживания и развития при новых условиях [9, C. 168-169].

Финансовая  стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение  финансовой стойкости предприятия. Всесторонне учитывая финансовые возможности  предприятий, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия.

В процессе разработки финансовой стратегии  особое внимание отводится производству конкурентоспособной продукции, мобилизации  внутренних ресурсов, максимальному  снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективному использованию капитала и т. п.

Большое значение для формирования финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Финансовая стратегия разрабатывается  с учетом риска неплатежей, инфляционных колебаний, финансового рынка.

Стратегия экономического развития - это совокупность главных целей и основных средств их достижения. Стратегическое планирование - единый способ прогнозирования будущих возможностей, помогающий уточнить наиболее целесообразные пути действий. Анализ текущих значений параметров и их прогноз дают возможность сформулировать стратегический фокус - приоритетное направление, на котором необходимо сконцентрировать внимание и ресурсы. Сфера приоритетов предприятия должна быть ограниченной, поскольку одновременная реализация нескольких стратегических целей реально невыполнима.

Важным  принципом стратегического планирования является многовариантность плановых расчетов. Несоответствие между желательной стратегической целью и текущим состоянием определяется большим количеством путей достижения цели. Принимая во внимание факторы риска и неопределенность развития внешней среды, выбрать единую стратегию развития практически невозможно.

Большое значение имеет комплексность разработки стратегии, поскольку каждый альтернативный вариант предусматривает анализ всех без исключения вопросов его  финансовой, ресурсной и организационной  обеспеченности, определения и согласования временных и количественных параметров. Выделение ресурсов для достижения только конкретной цели гарантирует  стабильность реализации стратегии, хотя и ограничивает возможность маневрирования [4, C. 263-264].

Финансовая  стратегия - это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения  финансовой стабильности предприятия  и включающий в себя следующее:

- планирование, учет, анализ и контроль  финансового состояния; 

- оптимизацию основных и оборотных  средств; 

- распределение прибыли.

Финансовая  стратегия предприятия обеспечивает:

- формирование и эффективное использование  финансовых ресурсов;

- выявление наиболее эффективных  направлений инвестирования и  сосредоточение финансовых ресурсов  на этих направлениях;

- соответствие финансовых действий  экономическому состоянию и материальным  возможностям предприятия; 

- определение главной угрозы со  стороны конкурентов, правильный  выбор направлений финансовых  действий и маневрирование для  достижения преимущества над  конкурентами;

- создание и подготовку стратегических  резервов;

- ранжирование и поэтапное достижение  целей. 

Задачи  финансовой стратегии:

- определение способов успешного  использования финансовых возможностей;

- определение перспективных финансовых  взаимоотношений предприятия с  третьими лицами 

- финансовое обеспечение операционной  и инвестиционной деятельности;

- изучение экономических и финансовых  возможностей вероятных конкурентов,  разработка и осуществление мероприятий  по обеспечению финансовой стойкости. 

Следовательно, разработка финансовой стратегии - это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия [2, C. 147-149].

Информация о работе Финансовая политика и финансовая стратегия организации (на примере ОАО «Астраханьэнерго