Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:08, курсовая работа
Стратегии разрабатываются всегда исходя из реально существующей ситуации, но призваны направлять действия предприятия в долгосрочном плане, когда исходные положения, принятые при разработке, могут уже не соответствовать реалиям рынка. В условиях рыночной экономики предпринимателям не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики и финансовой стратегии организации 7
1.1. Понятие, цели и задачи финансовой политики организации 7
1.2. Основные этапы финансовой политики предприятия 10
1.3. Организация информационного обеспечения финансовой политики 11
1.4. Понятие финансовой стратегии и ее роль в развитии предприятия 15
1.5. Принципы и этапы разработки финансовой стратегии 19
Глава 2. Финансовая политика и финансовая стратегия на примере ОАО «Астраханьэнерго» 24
2.1. Общая характеристика предприятия 24
2.1.1. Историческая справка 24
2.1.2. Организационная структура предприятия 26
2.1.3. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия 29
2.2. Особенности финансовой политики и финансовой стратегии предприятия 33
Глава 3. Выводы и предложения 45
3.1. Выводы 45
3.2. Предложения 47
Список использованной литературы 57
Приложение 1……………………………………………………
Разработку и реализацию финансовой политики нужно постоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы [6, C. 137-138].
При разработке и реализации финансовой политики руководство предприятия вынуждено постоянно принимать управленческие решения из множества альтернативных направлений. В выборе наиболее выгодного решения важнейшую роль играет своевременная и точная информация [16, C. 147].
В
современной экономической
Информационное обеспечение финансовой политики предприятия можно разделить на две крупные категории - формируемое из внешних источников и внутренних [11, C. 115-116].
Система
показателей информационного
1.
Показатели, характеризующие
- темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;
- объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;
- денежные доходы населения;
- вклады населения в банках;
- индекс инфляции;
- учетная ставка центрального банка.
Данный
вид информативных показателей
служит основой для проведения анализа
и прогнозирования условий
2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
- виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовых рынках;
- котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов:
- кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;
- депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;
- официальный курс отдельных валют.
Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений при формировании портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, краткосрочных финансовых вложениях, при выборе вариантов размещения свободных денежных средств и т.д. Формирование системы показателей этой группы основано на периодических публикациях Центрального банка, коммерческих изданиях, фондовой и валютной биржах, а также на официальных статистических изданиях.
3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.
Система информативных показателей этой группы необходима в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируют обычно в следующих блоках: «Банки», «Страховые компании», «Поставщики продукции», «Покупатели продукции», «Конкуренты». Источники формирования показателей этой группы — публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями.
4.
Нормативно-регулирующие
Систему
показателей информационного
1. Первичная информация:
- формы бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках; отчет об изменении капитала;
- отчет о движении денежных средств; приложение к бухгалтерскому балансу; отчет о целевом использовании полученных средств), а также отчетность, формируемая в соответствии с международными стандартами;
- оперативный финансовый и управленческий учет.
Систему информативных показателей этой группы широко используют как внешние, так и внутренние пользователи. Она применима при финансовом анализе, планировании, разработке финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия.
2. Информация, полученная при финансовом анализе:
- горизонтальный анализ (сравнение финансовых показателей и предшествующим периодом и за несколько предшествующих периодов);
- вертикальный анализ (структурный анализ активов, пассивов и денежных потоков);
- сравнительный: анализ (со среднеотраслевыми финансовыми показателями, показателями конкурентов, отчетными и плановыми показателями);
- анализ финансовых коэффициентов (финансовая устойчивость, платежеспособность, оборачиваемость, рентабельность);
- интегральный финансовый анализ и др.,
Таким образом, для успешной реализации финансовой политика предприятия руководству необходимо, во-первых, обладать достоверной информацией о внешней среде и прогнозировать ее возможные изменения; во-вторых, иметь сведения о текущих параметрах внутреннего финансового положения; в-третьих, систематически проводить анализ, позволяющий получить оценку результатов хозяйственной деятельности отдельных ее аспектов как в статике, так и в динамике.
Кроме того, предприятие должно проводить открытую информационную политику, особенно с потенциальными инвесторами, кредиторами, органами власти, финансовая политика, не подкрепленная регулярным, достоверным информационным обменом с инвесторами, отрицательно сказывается на рыночной стоимости предприятия [14, C. 139-141].
При разработке финансовой стратегии нужно учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденций развития отечественных финансовых рынков, возможностей диверсификации деятельности предприятия [3, C. 129].
Финансовая стратегия, главной задачей которой является достижение полной самоокупаемости и независимости предприятия, строится на определенных принципах организации и включает в себя следующее:
-
текущее и перспективное
-
централизацию финансовых
-
формирование финансовых
-
безусловное выполнение
-
разработку учетно-финансовой
-
организацию и ведение
-
составление финансовой
-
финансовый анализ
-
финансовый контроль
Охватывая
все формы финансовой деятельности
предприятия, а именно: оптимизацию
основных и оборотных средств, формирование
и распределение прибыли, денежные
расчеты и инвестиционную политику,
финансовая стратегия исследует
объективные экономические
Финансовая стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой стойкости предприятия. Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия.
В процессе разработки финансовой стратегии особое внимание отводится производству конкурентоспособной продукции, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективному использованию капитала и т. п.
Большое значение для формирования финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляционных колебаний, финансового рынка.
Стратегия экономического развития - это совокупность главных целей и основных средств их достижения. Стратегическое планирование - единый способ прогнозирования будущих возможностей, помогающий уточнить наиболее целесообразные пути действий. Анализ текущих значений параметров и их прогноз дают возможность сформулировать стратегический фокус - приоритетное направление, на котором необходимо сконцентрировать внимание и ресурсы. Сфера приоритетов предприятия должна быть ограниченной, поскольку одновременная реализация нескольких стратегических целей реально невыполнима.
Важным
принципом стратегического
Большое значение имеет комплексность разработки стратегии, поскольку каждый альтернативный вариант предусматривает анализ всех без исключения вопросов его финансовой, ресурсной и организационной обеспеченности, определения и согласования временных и количественных параметров. Выделение ресурсов для достижения только конкретной цели гарантирует стабильность реализации стратегии, хотя и ограничивает возможность маневрирования [4, C. 263-264].
Финансовая стратегия - это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия и включающий в себя следующее:
- планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния;
-
оптимизацию основных и
- распределение прибыли.
Финансовая
стратегия предприятия
-
формирование и эффективное
-
выявление наиболее
-
соответствие финансовых
-
определение главной угрозы со
стороны конкурентов,
-
создание и подготовку
-
ранжирование и поэтапное
Задачи финансовой стратегии:
-
определение способов
-
определение перспективных
-
финансовое обеспечение
-
изучение экономических и
Следовательно, разработка финансовой стратегии - это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия [2, C. 147-149].