Бюджетирование как инструмент операционного финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы – рассмотреть на практике актуальность и практическое значение применения системы бюджетирования на предприятиях.
Перед собой поставим такие задачи:
1. Рассказать о понятие бюджетирования, что это такое, как различается по видам.
2. Выяснить, какие проблемы позволит решать данный процесс, то есть какие функции он способен выполнить.
3. Сделать выводы о роли финансового бюджетирования в деятельности предприятия.
4. Рассказать каким образом внедряется бюджетный процесс на предприятие, что для этого необходимо.
5. Как составить сводный (итоговый) бюджет.
6. Рассмотреть виды бюджетов, а также способы их расчетов.
7. Показать, какие документы финансовой отчетности можно получить с использованием бюджетирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. Теория бюджетирования…………………………....…... 5
1.1 Понятие бюджетирования, его цели и роль……………..…..…5
1.2 Основные функции бюджетирования……………………..……8
1.3 Виды бюджетного планирования……………………..…..……13
ГЛАВА 2. Сводный бюджет организации…………………………17
2.1 Внедрение системы бюджетирования…………………….……17
2.2.Этапы построения сводного бюджета организации………….18
2.3 Построение документов финансовой отчетности……………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..26
Расчетная часть (вариант 3)……………………………………..…..28
Список использованной литературы……………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

        

     Таблица 2. Бюджет денежных средств на 200__ г.

№ п/п      Доходы  и поступления Тыс. руб.      № п/п      Расходы и затраты      Тыс. руб.
     Производственная  деятельность
1      Остаток денежных средств        1      Платежи по счетам поставщиков       
2      Выручка от продажи товаров, работ, услуг        2      Платежи по счетам подрядчиков       
3      Авансы  полученные        3      Оплата  труда       
4      Сдача в аренду        4      Отчисления  в социальную сферу       
5      Продажа имущества и т.д.        5      Оплата  транспортных услуг       
     Инвестиционная  деятельность
6      Дивиденды по акциям других предприятий             6      Приобретение  основных средств       
7      Продажа нематериальных активов и т.д.             7      Капитальные вложения       
     Финансовая  деятельность      8      Прирост оборотных средств       
8      Краткосрочные кредиты             9      НИОКР       
9      Долгосрочные  кредиты             10      Приобретение  ценных бумаг       
10      Целевое финансирование и т.д.             Финансовая  деятельность
     Прочая  деятельность      11      Погашение кредитов и займов       
11      Операционные  доходы             12      Выплата дивидендов       
12      Внереализационные доходы             13      Налоги  и сборы и т.д.       
                          Прочая  деятельность
                          14      Операционные  расходы       
                          15      Внереализационные расходы       
     Итого             Итого       
 

  

     Бюджет  прибылей и убытков необходим для оценки рентабельности предприятия, для контроля за его хозяйственной деятельностью. Именно наличие прибыли в долгосрочной перспективе является залогом положительного сальдо отчета о движении платежных средств. который по форме соответствует бухгалтерскому отчету о прибылях и убытках Пример финансового плана (бюджета), который могут разрабатывать как крупные, так средние и малые предприятия, дан в табл. 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3. Финансовый план предприятия на 200__ г. (тыс. руб.)

     № п/п      Показатель      200__ г.
     1      Выручка от реализации (без НДС)       
     2      Затраты на сырье и материалы       
     3      Материальная  маржа (стр. 1 – стр. 2)       
     4      Заработная  плата, в том числе социальные начисления       
     5      Энергетические  расходы       
     6      Расходы на ремонт       
     7      Расходы на хранение       
     8      Амортизация       
     9      Коммерческие  расходы       
     10      Налоги        
     11      Прочие  расходы       
     12      Итого расходов (стр. 4 + стр. 5 + стр. 6 + стр. 7 + стр. 8 + стр. 9 + стр. 10 + стр. 11)       
     13      Промежуточный результат (стр. 12 – стр. 3)       
     14      Сумма процента за кредит       
     15      Всего затрат (стр. 12 + стр. 14)       
     16      Курсовые  разницы (+, – )       
     17      Прибыль брутто (стр. 15 – стр. 3 ± стр. 16)       
     18      Налог на прибыль (% от стр. 17)       
     19      Прибыль нетто (стр. 17 – стр. 18)       
 

 

     Такой план можно разрабатывать на определенный период времени, например на каждую неделю. При этом выполнение плана прошедшей  недели является основанием для уточнения  плана на следующую неделю. В результате такого планирования достигается непрерывность планирования, и предприятие может уловить сезонные колебания производства (продаж), региональные потребности, а также (особенно предприятия пищевой промышленности) изменения в продажах по дням недели, субботним и предпраздничным дням. Предприятия-производители в результате планирования проще и более обоснованно определяют объемы, номенклатуру и ассортимент продаж даже по отдельным потребителям, а также более разумно формируют цену реализации.

     Бюджетный баланс формируется на базе отчетных данных бухгалтерского учета на конкретную дату по принятым на предприятии субсчетам бухгалтерского учета. Он показывает, какими средствами финансирования располагает предприятие и как используются данные средства, а также дает возможность управления активами и пассивами предприятия, ускорения оборачиваемости текущих активов и пассивов, оптимизации структуры источников финансирования. В таблице 4 представлен уплотненный вид баланса. Его полная версия в ПРИЛОЖЕНИИ 11. 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 4.Агрегированный баланс

    АКТИВЫ
Сумма
    Оборотные средства:
      
         Денежные  средства
      
         Дебиторская  задолженность
      
         Материальные  запасы
      
         Запасы  готовой продукции
      
    Итого оборотных  средств
      
    Основные средства
      
         Земля
      
         Здания  и оборудование
      
         Накопленный износ
      
    Итого основных средств
      
    Итого активов
      
    ПАССИВЫ
      
    Краткосрочные и долгосрочные обязательства
      
          Счета к оплате
      
           Налог, подлежащий оплате
      
    Итого краткосрочных  и долгосрочных обязательств
      
    Собственный капитал
      
           Уставной капитал
      
           Дополнительный капитал
      
            Нераспределенная прибыль
      
    Итого собственного капитала
      
    Итого пассивов
      
 

     Таким образом, в финансовой системе предприятия финансовые планы выступают в качестве путеводителя, который позволяет ориентироваться в его финансовых возможностях и выбрать наиболее эффективные с точки зрения конечных результатов действия. Построение прогнозной отчетности в рамках бюджетного планирования текущей деятельности или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансовой службы любого предприятия. Эта отчетность может использоваться для различных целей: как ориентир для контроля текущей деятельности, при прогнозировании степени удовлетворительности структуры баланса и т. п. При этом успешное выполнение оптимальных финансовых планов обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия, которое является залогом его эффективного функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Бюджетирование  — это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.

     Бюджеты - это планы деятельности предприятия  и различных его структурных единиц, выраженные в финансовых показателях. Основное назначение бюджетов - это поддержка решения трех управленческих задач:

      • прогноз финансового состояния;
      • сравнительный анализ запланированных и фактически полученных результатов;
      • оценка и анализ выявленных отклонений.

     Механизм  бюджетного управления соответствует  классическому управленческому  циклу, состоящему из последовательных этапов:

  • постановка целей;
  • планирование ;
  • исполнение ;
  • контроль ;
  • анализ отклонений;
  • формирование управленческого воздействия корректировка.

     Вначале бюджеты помогают менеджерам конкретизировать поставленные задачи, потом позволяют  проанализировать состояние дел  в компании: выяснить, как прошел текущий период — принес прибыли  или убытки; есть ли деньги на счету; что можно ожидать в ближайшем будущем; целесообразно ли внедрять новые технологии — будут они окупаться или нет; и ответить на многие другие вопросы.

     Основные  функции бюджетирования:

     -прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельности, финансовой состоятельности отдельных видов деятельности и продуктов, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;
     -определение наиболее предпочтительных для дальнейшего развития организации бизнес-проектов, экономическое обоснование бизнес-проектов, а также решений об уровнях их финансирования из внутренних и внешних источников;
     -анализ эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями структурных единиц.

     Из  всех финансовых техник бюджетирование наиболее прозрачно.  
Финансовый результат деятельности компании разбивается на отдельные статьи, планируются ожидаемые значения по каждой статье и тем самым общее конечное значение.

     Статьи, сгруппированные по функциональному признаку (закупки, административные расходы и т.д.), составляют функциональные бюджеты предприятия.

       Бюджет предприятия (Главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и в структурированной форме описывает ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде. Он включает два основных блока: систему операционных бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов) и систему финансовых бюджетов. Соответственно, с точки зрения последовательности подготовки документов процесс бюджетирования может быть условно разбит на две основных части, каждая из которых является законченным этапом планирования: 1) подготовка операционных бюджетов, 2) подготовка финансовых бюджетов.

     Система функциональных бюджетов образует бюджетную структуру, в соответствии с которой формируются основные итоговые бюджеты предприятия: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет баланса.

     Бюджет  доходов и расходов показывает рентабельность предприятия, бюджет движения денежных средств отражает его ликвидность, а бюджет баланса - стоимость.  
Планируя изменения рентабельности, ликвидности и стоимости, предприятие определяет свое экономическое будущее. В конце выбранного периода происходит анализ и управление отклонениями, выявляемыми из сравнения планируемых и фактически полученных данных.

Информация о работе Бюджетирование как инструмент операционного финансового менеджмента