Бюджетирование как инструмент операционного финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы – рассмотреть на практике актуальность и практическое значение применения системы бюджетирования на предприятиях.
Перед собой поставим такие задачи:
1. Рассказать о понятие бюджетирования, что это такое, как различается по видам.
2. Выяснить, какие проблемы позволит решать данный процесс, то есть какие функции он способен выполнить.
3. Сделать выводы о роли финансового бюджетирования в деятельности предприятия.
4. Рассказать каким образом внедряется бюджетный процесс на предприятие, что для этого необходимо.
5. Как составить сводный (итоговый) бюджет.
6. Рассмотреть виды бюджетов, а также способы их расчетов.
7. Показать, какие документы финансовой отчетности можно получить с использованием бюджетирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. Теория бюджетирования…………………………....…... 5
1.1 Понятие бюджетирования, его цели и роль……………..…..…5
1.2 Основные функции бюджетирования……………………..……8
1.3 Виды бюджетного планирования……………………..…..……13
ГЛАВА 2. Сводный бюджет организации…………………………17
2.1 Внедрение системы бюджетирования…………………….……17
2.2.Этапы построения сводного бюджета организации………….18
2.3 Построение документов финансовой отчетности……………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..26
Расчетная часть (вариант 3)……………………………………..…..28
Список использованной литературы……………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

      Первым  шагом постановки бюджетирования является разработка бизнес-модели организационной  структуры, содержащей в себе описание направлений деятельности компании, функций, структурных звеньев и распределение функций внутри компании. Это своего рода управленческая инвентаризация. На втором этапе разрабатывается бизнес-модель финансовой структуры компании, содержащей в себе схему центров финансового учета и их организационный состав. На этом этапе нужно понять, какие подразделения или группы подразделений будут рассматриваться как центры финансовой ответственности (профит-центры).

      По  центрам финансовой ответственности  могут отдельно вестись финансовые бюджеты. Кроме центров прибыли в компании могут быть центры дохода, т.е. подразделения несущие ответственность за доходную часть подразделения и не отвечающие за затраты, связанные с производством или закупкой продукции. Примером центра дохода может быть отдел сбыта в линейно-функциональной организационной структуре. Также в компании могут присутствовать центры затрат, т.е. подразделения, которые, как правило, обеспечивают поддержку и обслуживание функционирования компании и непосредственно не приносят прибыль.

      При построении такой структуры можно более эффективно координировать работу подразделений компании для достижения общих целей, прорабатывать схемы финансирования центров затрат и венчур-центров, за счет центров прибыли и центров доходов, принимать обоснованные решения о привлечении заемных средств и так далее. Таким образом, организационная модель   дает ответ на вопрос кто и что делает в компании, а модель финансовой структуры – кто и сколько зарабатывает и тратит в компании. После завершения построения организационной и финансовой структуры можно переходить собственно к бюджетированию. 

      2.2 Этапы построения  сводного бюджета 

     Бюджет — оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов — текущий (оперативный) и капитальный. [3, стр 167]

     Бюджетирование  предполагает составление бюджетов на год вперед с разбивкой по месяцам. [9] Подготовка проектов бюджетов должна начинаться за два-три месяца до вступления их в силу. Как правило, работа начинается с формирования бюджета продаж (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), в котором отражается, сколько продукции может продать предприятие и по какой цене. Исходные данные берутся из бизнес-плана. Здесь надо учитывать, что в 90% бизнес-планов указываются завышенные цифры. Поэтому переносить их в бюджет надо очень осторожно, трезво проанализировав рыночные возможности компании. Некоторые руководители закладывают в бюджет выручку «по минимуму», а расходы – «по максимуму». Стремиться необходимо к тому, чтобы в бюджете отражались реальные, а не заниженные цифры. Ведь зная, что намеченные рубежи легковыполнимы, работники снижают эффективность своего труда и не стремятся к более высоким целям. Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

     Но как поступить, когда будущее в тумане и никто точно не скажет, сколько продукции реализует компания в течение года? В этом случае, возможно составить бюджет продаж в нескольких вариантах – «пессимистическом», «оптимальном» и «оптимистическом». [14] Оперировать таким гибким бюджетом очень удобно. В случае изменения ситуации не приходится перекраивать все планы и ломать голову над тем, что теперь делать. Вступает в силу соответствующий вариант бюджета, из которого вытекают конкретные управленческие действия: расширение штата, привлечение кредитов, закупка дополнительного оборудования и т. д.

     После составления бюджета продаж можно переходить к бюджетам затрат. Если компания идет по пути составления «гибких» бюджетов, все затраты обязательно должны быть разделены на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от того, сколько продукции будет произведено или продано. В их перечень входит арендная плата за помещение, оплата труда управленческого персонала, амортизация оборудования, содержание ремонтных служб и сервисных подразделений. Переменные затраты растут пропорционально объему выпускаемой или проданной продукции. Зная нормы расходов на единицу произведенной или проданной продукции, легко просчитать суммы затрат при разных вариантах развития ситуации. Виды бюджетов затрат:

      • Бюджет прямых затрат сырья и материалов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)На основе данных предыдущего бюджета об объемах производства, а также нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.
      • Бюджет прямых затрат труда. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Цель данного бюджета — рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства в бюджете производства. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе от систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

     Если  компания занимается производством, бюджет продаж тесно связан с производственным бюджетом.

     Бюджет  производства. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема производства товарной продукции исходя из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции). Формула расчета для каждого вида продукции выглядит следующим образом:

     Qn = Впр + Ок - Он

     где Qn — продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

     Впр — прогноз объема продаж;

     Ок — целевой остаток готовой продукции на конец планируемого периода;

     Он — остаток продукции на начало планируемого периода.

     Бюджет  переменных накладных  расходов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

     После составления бюджетов продаж и затрат составляется бюджет запасов. Он отвечает на вопросы, какое количество сырья и товаров необходимо для нормальной работы предприятия и какую сумму планируется направить на их закупку.

     Бюджет  запасов сырья, готовой  продукции. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (бюджет производства и бюджет прямых затрат сырья и материалов), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

     Бюджет  управленческих и  коммерческих расходов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

     Бюджет  себестоимости реализованной  продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости.

      Следующий финансовый бюджет (ПРИЛОЖЕНИЕ 7,8) – бюджет доходов и расходов, который показывает, какую прибыль получит компания. Для его составления используются данные из операционных бюджетов. Важно не путать выручку от реализации, отражаемую в этом бюджете, с поступлением денежных средств за поставленную продукцию (что отражается в бюджете движения денежных средств). В бюджете доходов и расходов фактически дается прогноз стоимости отгруженной продукции в соответствии с прогнозом ее продаж.

      Третий  финансовый бюджет – расчетный баланс. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9,10) Он похож на бухгалтерский баланс и повторяет его структуру. Этот бюджет позволяет оценить структуру активов и пассивов предприятия и рассчитать финансовые коэффициенты – коэффициенты ликвидности, коэффициенты платежеспособности, коэффициенты рентабельности и т. д. В отличие от бухгалтерского баланса, который составляется раз в квартал, этот бюджет составляется раз в месяц. Такой подход позволяет более оперативно реагировать на изменения в финансовом состоянии предприятия и эффективнее управлять им. Если предприятие привлекает инвестиции или берет кредиты, отдельно формируются инвестиционный или кредитный планы.

      Итоговым ( сводным) документом финансового плана  является бюджет прибылей и убытков (ПРИЛОЖЕНИЕ 11), который по форме соответствует бухгалтерскому отчету о прибылях и убытках. 

      2.3.Построение финансовой отчетности. 

     Такие бюджеты как: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет прямых затрат сырья  и материалов, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет переменных накладных  расходов, бюджет запасов сырья и готовой продукции, бюджет управленческих и коммерческих расходов, бюджет себестоимости реализованной продукции – отображают технологические процессы, происходящие на предприятии. Их называют операционными бюджетами. Но помимо этого, необходимы бюджеты, показывающие финансовую сторону деятельности фирмы. [2, стр 54] Это важно для планирования  движения денежных средств, поступающих в ее распоряжение. По каждому из перечисленных операционных бюджетов составляют графики поступления или расходования денег. На основании их объединения в единое целое, получим бюджет движения денежных средств. Он является основным финансовым бюджетом для большинства предприятий, благодаря которому можно видеть, есть ли у компании «живые» деньги на оплату текущих издержек в каждый конкретный момент времени, а также спрогнозировать, сколько денег и когда ему может не хватить.

     Бюджет  движения денежных средств является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе бюджета движения денежных средств предприятие прогнозирует выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

     Изменение денежных средств за период определяется денежными потоками, представляющими собой, с одной стороны, поступления от покупателей и заказчиков, прочие поступления и, с другой стороны, платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и т. д[ 5, стр. 211]. В целом между поступлениями денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существуют следующие зависимости:

     Приток  денежных средств = Выручка  от продаж + Дебиторская  задолженность на начало периода - Остатки дебиторской задолженности на конец планового периода

     Для того чтобы установить сумму денежных поступлений, необходимо определить величину дебиторской задолженности по состоянию  на конец прогнозируемого периода. Если ожидается, что в предстоящем периоде характер расчетов с покупателями не изменится, можно использовать средние остатки дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.

     К числу статей, по которым наблюдается  наибольший отток денежных средств, относятся расчеты с поставщиками:

     Отток денежных средств = Начальное сальдо + Увеличение кредиторской задолженности - Конечное сальдо

     Увеличение  кредиторской задолженности определяется объемом поступлений материальных ценностей, следовательно:

     Увеличение  кредиторской задолженности = Фактическая себестоимость материалов + НДС по приобретенным ценностям

     Для определения необходимого объема закупок  можно воспользоваться следующей  зависимостью:

     Поступление материальных ценностей = Потребление + Запасы на конец периода - Начальные запасы

     Для определения основных видов деятельности предприятия и источников поступления средств можно порекомендовать предварительно составить следующий бюджет финансовых потоков предприятия по доходам и расходам (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

     На  основании бюджета финансовых потоков построить бюджет денежных средств (табл.2)

     Поступления денежных средств можно вести  по отдельным структурным подразделениям; [6, стр. 267]по видам деятельности; по отдельным номенклатурным наименованиям продукции; параллельно в нескольких денежных единицах и т.п.

Информация о работе Бюджетирование как инструмент операционного финансового менеджмента