Антикризисное управление российским предприятием, турфирма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработка методики антикризисного управления туристической фирмы.
Объектом курсовой работы является туристическая фирма ЧТУП «Улетай».
Предмет исследования – кризисные процессы, их диагностика и программа антикризисного управления на выбранном предприятии.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение общей характеристики антикризисного управления предприятием.
2. Проведение анализа финансово-экономического состояния ЧТУП «Улетай».
3. Выявление финансово-хозяйственных проблем в деятельности предприятия.
4. Выработка и антикризисных мер по улучшению финансово-экономических показателей ЧТУП «Улетай».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Общая характеристика антикризисного управления предприятием…....5
Понятие, цели и задачи антикризисного управления .……………………......5
Принципы антикризисного управления в Российской Федерации…………10
Глава 2 Анализ финансово-экономического состояния ЧТУП «Улетай».……..17
2.1 Методика анализа финансового состояния предприятия и оценки вероятности банкротства ………………………………………………………….17
2.2 Общая характеристика туристической компании ЧТУП «Улетай»..…….....25
2.3 Финансово-экономическое показатели ЧТУП «Улетай»……………………30
Глава 3 Антикризисные меры по улучшению финансово-экономических показателей ЧТУП «Улетай» ……………………………….…………………….41
3.1 Рекомендации по управлению изменениями организационной структуры предприятия ……………………………………………………………………..…41
3.2 Оперативные меры по стабилизации финансового положения ЧТУП «Улетай» ……………………………………….………………………………..….48
Заключение………………………………………………………………………….52
Список использованных источников……………………………………………...56
Приложение 1…………………………………………………………………...…..58
Приложение 2……………………………………………………………………….60
Приложение 3…………………………………………………………………….…61
Приложение 4…………………………………………………………………….…62

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

Исходя из данных баланса на 01 января 2012 года, в анализируемой организации коэффициенты, характеризующие платежеспособность, имеют значения, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность

Коэффициент платежеспособности

На нач.

периода

На кон.

периода

Отклоне-ние

1

2

3

4

1. Общий показатель  ликвидности (L1)

0,34

7,59

7,25

2. Коэффициент  абсолютной ликвидности (L2)

0

13,76

13,76

3. Коэффициент  «критической оценки» (L3)

0

13,88

13,88

4. коэффициент  текущей ликвидности (L4)

1,13

18,27

17,14

5. Коэффициент  маневренности функционирующего  капитала (L5)

8,36

0,25

-8,11

6. Доля оборотных  средств в активах (L6)

0,56

0,77

0,21

7. Коэффициент  обеспеченности собственными средствами (L7)

0,12

0,76

0,64


 

Динамика коэффициентов L1, L2, L3 данной организации положительная. Общий показатель ликвидности (L1) к концу периода увеличился более чем в 22 раза, за счет того, что на предприятии на конец года появились наиболее ликвидные активы, а медленно реализуемые активы уменьшились, немаловажным фактом является и значительное уменьшение кредиторской задолженности данной организации.

Коэффициент текущей  ликвидности (L4) позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Это главный показатель платежеспособности. На конец года этот показатель у данного предприятия значительно вырос за счет того, что текущие обязательства уменьшились на конец отчетного года не пропорционально уменьшению оборотных активов. Можно сделать вывод о том, что организация на конец отчетного периода располагает  большим объемом  ресурсов, формируемых за счет собственных источников. Коэффициент L4 обобщает предыдущие показатели и является одним из показателей, характеризующих удовлетворительность бухгалтерского баланса.

Анализируя платежеспособность, были сопоставлены состояния пассивов с состоянием активов, в связи с чем можно сделать вывод, что организация готова  к погашению своих долгов.

Оценка экономического состояния ЧТУП «Улетай»  будет неполной без анализа финансовой устойчивости, задачей которого является оценка степени независимости от заемных источников финансирования. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая организация в финансовом отношении.

Долгосрочные  пассивы (кредиты и займы) и собственный  капитал направляются преимущественно  на приобретение основных средств, на капитальные вложения и другие внеоборотные активы. Для того чтобы выполнялось  условие платежеспособности, необходимо, чтобы денежные средства и средства  в расчетах, а также материальные оборотные активы покрывали краткосрочные пассивы.

На практике следует соблюдать следующее  соотношение:

Оборотные активы < Собственный капитал * 2 – Внеоборотные активы

По балансу  анализируемой организации это условие на начало и конец отчетного периода соблюдается, следовательно, организация является финансово независимой.

На начало периода: 2018 < (1818 * 2) – 1585.

На конец  периода: 1571 < (1680 * 2) – 480.

Это самый простой и приближенный способ оценки финансовой устойчивости. На практике же можно применять разные методики анализа финансовой устойчивости.

1. Коэффициент  капитализации (плечо финансового  рычага) показывает, сколько заемных  средств организация привлекла на 1 руб. вложенных в активы собственных средств.

U1 = заемный капитал / собственный капитал

Нормальное  ограничение: не выше 1,5

2. Коэффициент  обеспеченности собственными источниками  финанси-рования показывает, какая  часть оборотных активов финансируется  за счет собственных источников.

U2 = (собственный капитал – внеоборотные активы) / оборотные активы

Нормальное  ограничение: нижняя граница – 0,1; опт. U2 ≥ 0,5

3. Коэффициент  финансовой независимости (автономии)  показывает удельный вес собственных  средств в общей сумме источников  финансирования.

U3 = собственный капитал / валюта баланса

Нормальное ограничение: 0,4 ≤ U3 ≤ 0,6

4. Коэффициент  финансирования показывает, какая  часть деятельности финансируется  за счет собственных, а какая  – за счет заемных средств.

U4 = собственный капитал / заемный капитал

U4 = с. 490 / (с. 590 + с. 690)

Нормальное  ограничение: U4 ≥ 0.7; опт. U4 ≈ 1,5

5. Коэффициент  финансовой устойчивости показывает, какая часть актива финансируется  за счет устойчивых источников.

U5 = (собственный капитал +долгосрочные обязательства) / валюта баланса

Нормальное  ограничение: U5 ≥ 0,6

Исходя из данных баланса в анализируемой организации коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость, имеют следующие значения:                                                                                                      

 

Таблица 2

 

Значения коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ЧТУП «Улетай»

Показатели

На начало

периода

На конец

периода

Отклонение

1

2

3

4

Коэффициент капитализации (U1)

0,98

0,22

- 0.76

Коэффициент обеспечения  собственными источниками финансирования (U2)

0,12

0,76

0.64

Коэффициент финансовой независимости (U3)

0,5

0,82

0.32

Коэффициент финансирования (U4)

1,02

4,53

3.51

Коэффициент финансовой устойчивости (U5)

0.5

0.96

0.46


 

Как показывают данные таблицы, динамика коэффициента капитализации U1 свидетельствуют о достаточной финансовой устойчивости организации, так как для этого необходимо, чтобы этот коэффициент был ≤ 1,5. На величину этого показателя влияют следующие факторы: высокая оборачиваемость, стабильный спрос на реализуемую продукцию и товар, налаженные каналы снабжения и сбыта.

Туристическая компания ЧТУП «Улетай» – молодая, активно развивающаяся туристическая фирма основанная в 2008 году. Компания предлагает туры в страны Европы и Азии, Африки и Карибского перешейка. Организационно-правовая форма ЧТУП «Улетай»- частное торговое унитарное предприятие. В аппарат управления входит генеральный директор и 3 менеджера. ЧТУП «Улетай» наращивает объем реализации в стоимостном выражении. В 2012 г. темп прироста выручки значительно увеличился и составил 65,79% относительно уровня 2011 г. Этому способствовало увеличение активов на 23,24% по сравнению с 2012 г. На протяжении рассматриваемого периода ЧТУП «Улетай» работало без убытков, обеспечивая относительно стабильную невысокую величину прибыли. Это обусловливает достаточно низкий уровень рентабельности. На конец 2012 г. общая рентабельность капитала составила 10,30%, при этом экономическая рентабельность по чистой прибыли - только 8,42%. Резкими, опережающими рост выручки, темпами увеличивалась кредиторская задолженность. В 2011 г. прирост составил 6 132 тыс. руб. или 66,80%, а в 2012 г. - 10 539 тыс. руб. или 68,83%. Доля кредиторской задолженности в общей сумме источников средств увеличилась с 22,96% в начале 2011 г. до 55,68% на конец 2012 г. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о высоком риске неплатежеспособности ЧТУП «Улетай».

 

 

Глава 3 Антикризисные меры по улучшению  финансово-экономических показателей ЧТУП «Улетай»

 

3.1. Рекомендации по управлению  изменениями организационной структуры  предприятия

 

Одна из важных задач по выводуорганизации из кризисной  ситуации — выбор такой оптимальной  организационно - правой структуры, которая  лучше всего способствовала  бы реализации  целям и задачам  организации, а также воздействующим на него внутренним и внешним факторам в существующих и ожидаемых условиях функционирования организации. Более эффективное решение данной задачи — это  диагностика  анализа организационного и кадрового потенциала организации

Организационный потенциал — это совокупность возможностей  работников аппарата управления, выражать пользу джля организации.

Руководителю  нужно знать, что реализация любого инновационного и инвестиционного  проекта зависит от уровня, квалификации, взаимодействия с администрацией организации  небольшой группы людей (3-5 человек), которые будут отвечать за данный проект. Руководитель должен быть готов не только поддержать и принять участие в рискованном мероприятии, но и  решительно приостановить работу, как только он убедится, что мероприятие не принесет ожидаемой прибыли 8.

Эффективным моментом  управления будущей организации  является двойной бюджет, т.е. разделение бюджета на два: текущий и стратегический. В условиях рыночнойситуации необходимо достаточно подробно исследовать множество  элементов  рынка — цену, предложение, спрос, обстановку в прошлом, настоящеем и будущеем организации. Постоянный мониторинг ( сбор, анализ, обобщение информации для внутреннего и внешнего состояния организации.

Несомненно  не каждой  организации  под силу создание специолизированных служб маркетинга и рыночного мониторинга. Порой данные функции будет  целесообразнее возложить на уже имеющийся плановый отдел, создать небольшую группу при директоре или его заместителе, а также обучить их. В некоторых случаях — в особо важные для организации моменты — эти задачи лучше решать с помощью специально приглашенных консультантов. На многих малых предприятиях эти вопросы может выполнить и сам директор или его заместитель.

В целях обеспечения  новизны  действий организации  при  изменении сбыта или спроса продукции служба маркетинга и сбыта должна определять перспективные рынки сбыта по видам выпускаемой продукции. На текущий период и отдаленную перспективу (от 2 до 10 лет), анализировать состав существующих и возможных конкурентов на внутреннем и внешних рынках. Какие бы меры руковидитель не предпринял по совершенствованию управления организации, они обречены на провал, если не будет уделено должного внимания ситуации по совершенствованию кадрового потенциала.

Потребность предприятия  в трудовых ресурсах, определена в трех  этапах:

1). Оценка наличных  трудовых ресурсов — анализ  численности работающих, обеспечения  предприятия рабочей силой, состава  и структуры кадров, текучести  кадров.

2). Оценка текущих  потребностей (для реализации краткосрочных и перспективных целей предприятия).

3). Разработка  программ по развитию трудовых  ресурсов.

Данная программа  должна включать конкретный график работы по привлечению, найму, обучению, подготовке и организации продвижения работников по службе, требующихся для реализации целей предприятия.

Классификация по совершенствованию работы с кадровыми  перестановками  должна содержать:

1) мероприятия  по совершенствованию критериев и методов подбора и расстановки кадров;

2) мероприятия по совершенствования аттестации кадров на предприятии,

3) предложения по формам оплаты труда и видам льгот в целях привлечения, найма и закрепления работников на предприятии;

4) классификацию оценки трудовой деятельности и доведения ее до работников;

5) методики  по совершенствованию предприятия  и условий труда - повышение качества трудовой жизни (удовлетворение работника своим трудом, расширение объема и обогащение содержания труда, разнообразные комбинации денежного вознаграждения, дополнительных льгот и моральных стимулов 8.

Актуальным вопросом в настоящее время является формирование коллектива. Данное формирование требует концептуально нового решения.

Многие  организации,  либо пытаются  использовать опыт фирм  прежних лет, либо формируют  стихийно. И в том и в другом случае практически не учитывается психология коллектива, не исследуется развитие организационной культуры. Подбор сотрудников производится, как правило, механическим путем12.

Первостепенной  задачей руководителя организации  составляет   умение создать условия, при которых сотрудникам было комфортно работать и чувствовать себя нужным в сложившемся коллективе. Регулирование, уточнение проекта включает основную  (опытную) проверку соответствия состояния системы проектному, а также регулирование (принятие решения по улучшению, упорядочению отдельных элементов и их связей — «привязка» проекта к конкретным условиям данного предприятия), затем - вновь анализ существующего состояния системы и проектирования решения по ее дальнейшему совершенствованию.

Опираясь на вышесказанное, в Приложении 4 сформулированы основные методологии  руководителю в управлении и изменении структуры организации  в условиях кризисной ситуации. Рассмотренные мероприятия носят стратегический характер, требуют значительных капиталовложений и сроков реализации. Они способны принести ожидаемый эффект в перспективе.

Информация о работе Антикризисное управление российским предприятием, турфирма