Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработать программу антикризисного управления предприятием.
Задачи курсовой работы:
Исследовать подходы к финансово-экономическому анализу кризисного предприятия;
Разработать программу антикризисного управления предприятием.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ОБУЧЕНИЕ ЖИЗНЬЮ. 4
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ КРИЗИСА 4
1.2. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ. 8
1.3. «АНТИКРИЗИСНЫЙ» УПРАВЛЯЮЩИЙ. 12
ГЛАВА 2. РОЛЬ СТРАТЕГИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ. 19
2.1. СТРАТЕГИЯ В УПРАВЛЕНИИ. 19
2.2. РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ. 22
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД. 24
2.4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
По
динамике экономических реформ в
России можно констатировать, что
подавляющее большинство
Среди
множества объективных и
В
современной ситуации большинство
руководителей предприятий
Термин «антикризисное управление», как отмечается в работах некоторых отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.
Кризис
в широком смысле, как смена
повышательной тенденции
Цель курсовой работы – разработать программу антикризисного управления предприятием.
Задачи курсовой работы:
Не секрет, что успех управленческой деятельности в любом ее виде, и в особенности в антикризисном управлении, напрямую зависит от личных качеств управленца. В соответствии с этим принципом была построена программа психологического тестирования, включенная в краткосрочные "семинары по подготовке специалистов по антикризисному управлению". Эта программа была разработана на заре деятельности ФСФО России (тогда — ФУДНб) в 1993-94 гг. Руководил авторским коллективом психологов МГУ доктор психологических наук профессор Тахир Базаров.
Однако и сама по себе деятельность антикризисного управляющего оказывает довольно сильное влияние на личность самого антикризисного управляющего.
В качестве основных характеристик процесса антикризисного управления сами управленцы называли прежде всего многопрофильность управляющего, нестандартность складывающихся ситуаций, стрессогенность и цейтнот в режиме работы, ответственность и решительность, принципиальность и стремление к компромиссу, порядочность и умение соблюдать закон.
У большей части антикризисных управляющих такая деятельность составляет основную статью дохода, следовательно, можно говорить о полной, стопроцентной включенности профессионала в свою деятельность. Профессионал, погруженный в специфическую социальную среду со специфическими отношениями, будет стремиться действовать в соответствии с требованиями этой среды, при этом его личностные особенности с высокой долей вероятности также будут адаптироваться "под деятельность".
Какие же требования выдвигает антикризисное управление к профессионалу-управленцу?
Во-первых, это умение приспосабливаться к изменяющейся ситуации.
Сюда входит аспекты мыслительный (умение изменять какие-то принятые ранее решения в соответствии с изменениями ситуации) и эмоциональный (способ реакции на возможность таких изменений). Согласно результатам исследования особенностей личности антикризисного управляющего в начале карьеры и через несколько лет, у профессионального антикризисного управляющего вырабатывается специфическое отношение к изменяющейся, часто противоречивой информации — это одновременно философское отношение к действительности и понимание того, что и "эти изменения не последние", и "будут новые вводные", и "так и положено в такой профессии".
Во-вторых, это необходимость общения с разными людьми. Любой антикризисный управляющий в силу особенностей своей деятельности встречается с такими социальными позициями:
Тем
не менее, необходимость постоянного
включения в разнообразное
Наконец,
в подавляющем большинстве
Вышеуказанные личностные изменения проверены статистически.
Всему этому достаточно сложно научиться в процессе каких-либо тренингов, поскольку реальная жизнь намного шире. В реальной жизни зачастую возникают совершенно особые ситуации, характерные только для данного профессионала.
Такого рода личностные изменения характерны в той или иной степени для многих видов управленческой деятельности. Однако антикризисное управление характеризуется повышенной стрессогенностью, нехваткой времени, средств и прочих ресурсов, а также высокой значимостью принимаемых решений. Эти особенности профессии лишь усиливают воздействие данной деятельности на личность профессионала.
Опыт антикризисной деятельности обладает еще и тем достоинством, что по своему даже раннему опыту человек сможет сделать вывод о собственном профессиональном росте в данной сфере. Постоянные испытания могут либо надолго отвратить человека от желания занимать этой деятельностью, либо способствовать его профессиональному росту и обогащать бесценными навыками и знаниями багаж личного опыта антикризисного управляющего.
Самым трудным в своей профессии антикризисные управляющие, как правило, называют анализ ситуации, то есть умение правильно увидеть проблему, оценить имеющиеся ресурсы, выбрать верную антикризисную стратегию работы на предприятии. В качестве же пожеланий начинающему антикризисному управляющему наиболее частый ответ — обучение и опыт. То есть сами антикризисные управляющие в качестве основного тренинга для себя и коллег признают прежде всего личный опыт.
Проблема большинства существующих обучающих программ по антикризисному управлению — нехватка реального опыта действующих арбитражный управляющих, знаний о существующих реалиях и возможностях, о преимуществах и недостатках того или иного решения — то есть самого главного для успешной профессионализации — личного опыта. Для восполнения такого пробела в середине 90-х гг. была разработана игра "Стратегия и тактика антикризисного управления" (СТАУ), в которой на примере реального предприятия предлагалось попробовать себя в роли действующего антикризисного управляющего. Кроме того, у игроков была реальная возможность попробовать свои силы в качестве кредиторов, преследующих собственные интересы.
Опыт
проведения данной игры показал, что
для более содержательной работы,
даже в таком специализированном
действе, необходимо участие реально
действующих антикризисных
Конечно, игровые процедуры не могут в полной мере воспроизвести опыт антикризисного управления, хотя бы потому, что в реальной ситуации очень сильна личная вовлеченность действующих лиц в происходящие события. Тем не менее, в игровых процедурах такого рода имеется хорошая возможность хотя бы "на пальцах" отрепетировать те или иные решения и их последствия, отработать навыки командной и индивидуальной работы, получить внешнюю оценку собственных действий.
Если говорить о дальнейшем развитии обучающих программ, то в сфере антикризисного управления, скорее всего, будут востребованы те учебные процедуры, которые воспроизводят прежде всего эмоционально-личностную сторону антикризисного управления — личную заинтересованность, стрессогенность, цейтнот, необходимость ведения переговоров и индивидуальных выступлений, разрешения кадровых конфликтов и финансовых проблем.
Антикризисное управление в России развивается по своим собственным законам, и программам подготовки и переподготовки специалистов в данной области суждено пережить качественные изменения, если авторы их заинтересованы в соответствии учебных программ реальной действительности, с которой придется столкнуться действующим управленцам [5, 49].
Антикризисное управление — это процесс использования методов, форм и процедур, для последующего социально-экономического оздоровления финансово-хозяйственной деятельности частного предпринимателя, отрасли, предприятия так же создания и развития, различных условий для последующего выхода из состояния кризиса экономики региона или страны в целом.
Существуют несколько видов кризисов, собственно которым и подвержена, финансово-хозяйственная деятельность экономических субъектов. Это - стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности.
«Региональный кризис» - на уровне региона или государства может, показывать себя в виде утери экономических способностей работать в режиме расширенного воспроизводства, утери финансовой устойчивости, или на данный момент бесполезного регулирования государством экономических процессов, снижение уровня и качества жизни населения.