Антикризисное управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации. Поэтому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективной системы антикризисного управления.

Содержание

1. Основные причины кризиса предприятий.
2. Преодоление кризисного состояния предприятия.

Работа содержит 1 файл

антикризисное.doc

— 752.00 Кб (Скачать)

      Вариант 5

1.      Основные причины кризиса предприятий.

2.      Преодоление  кризисного состояния предприятия.


Введение

        Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации. Поэтому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективной системы антикризисного управления.

        Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Из кризса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление получило название «антикризисного».

        Антикризисное управление - процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния экономики региона или страны в целом. Основными направлениями антикризисного управления на уровне хозяйствующего субъекта считаются постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия, разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий, сокращение постоянных и переменных издержек, повышение производительности труда, привлечение средств учредителей, усиление мотивации персонала.

1. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации

 

 

  Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия: в какие-то моменты оно может не производить прибыли, либо производить убытки. Но это краткосрочные, эпизодические ситуации, которые не меняют сущности предприятия как производителя прибыли. Они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если же предприятие неэффективно в целом, кризис приобретает затяжной характер и может закончиться процедурой его ликвидации (банкротством). Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и разработать соответствующие меры по их устранению.

   Возможно ли возникновение кризиса в деятельности отдельной организации? Это очень важный вопрос в проблематике современного управления (рис 1).

   Практика показывает, что кризисы не только возможны – они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации. При этом они могут не совпадать с ритмами общего развития или развития других организаций. Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов.      

  

Рис.  1. Факторы рискованного развития

 

1.2.           Причины возникновения кризисной ситуации на предприятии. Факторы кризиса в организации

 

 

   Всю совокупность факторов, которые способны привести предприятие к экономическому кризису, можно разделить на две группы:
       1) внешние по отношению к предприятию, на которые оно не в состоянии влиять или его влияние ограничено;
       2) внутренние, возникающие в результате деятельности самого предприятия.

        К факторам внешней и внутренней среды организации относятся группы, представленные в таблице 1. Источниками информационного обеспечения для определения значений изменения внешних факторов являются периодическая печать, информационные финансовые сборники, экономические журналы. Источниками информационного обеспечения для определения значений влияния внутренних факторов служат анализ и учет производственно-хозяйственной деятельности, управленческий и налоговый учет.

 

Таблица 1

Группировка факторов внешней и внутренней среды организации

 

 

 

 

 

       Если обобщить все факторы, то в большинстве случаев ухудшение финансового положения организаций и их последующее банкротство связано с:

– неэффективной системой управления и некомпетентностью высшего руководства;

– слабым учетом изменений состояния рынка (спроса, конкурентов, ценовой политики и др.), производственного и финансового потенциала организации;

– хищениями на высшем уровне управления;

– неэкономичным и нетехнологичным производством продукции.

 

  Итак, для того чтобы распознать кризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельствующие о возможности наступления кризиса, и выявить его причины. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция и опыт, анализ и диагностика деятельности организации. Их следует применять на всех этапах функционирования организации, ибо возможна ситуация, при которой она может войти в глубокий кризис на пике своего развития или при весьма благоприятной внешней экономической обстановке.

  Чтобы иметь возможность своевременно использовать меры антикризисного управления организации, необходимо различать этапы возникновения кризиса, которые можно представить цепочкой: причины –симптомы – факторы (рис. 2). Поэтому оценивать кризис следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

Например, в организации причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса – появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем, и тогда факторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т. п.

   В зависимости от действенности влияния тех или иных факторов на ухудшение финансовой состоятельности организации определяются конкретные причины кризисного состояния организации, процедуры финансового оздоровления и меры выхода из возникшего кризиса.


 

Рис. 2. Этапы возникновения кризиса в организации


 

       Для российских предприятий можно выделить следующие наиболее значимые негативные условия, приводящие к кризису российские предприятий:

       1. Политическая, экономическая  и финансовая несостоятельность в России вызывает неуверенность у предпринимателей в успешности и возможности деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально-технического обеспечения и сбыта продукции.

       2.  Высокие темпы инфляции в России. Несмотря на её замедление  в последнее время постоянное инфляционное ожидание не способствует реализации предприятием стратегических целей и сопряжены с недостаточно гибкой налоговой системой государства, кредитной политикой Высокие цены стимулируют сокращение производства.

       3.  Высокая степень монополизации экономики затрудняет формирование конкурентной среды. Отсюда большое влияние естественных монополий, рост тарифов и цен на продукцию, которая недостаточно контролируется государством.

       4.      Отсутствие эффективного собственника, являющегося стратегическим инвестором, в интересах которого не сиюминутная выгода, а долговременное стабильное развитие предприятия.

       5.      Недостаточный уровень подготовки и отсутствие опыта работы в рыночных условиях у высших менеджеров предприятий, отсутствие эффективной организационной системы управления. На предприятиях действуют командная, централизованная линейно-функциональная структура управления, которая часто не позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия на рынках продаж, правильно оценивать ситуацию и быстро принимать адекватные управленческие решения.

       6.      Большое число предприятий, у которых основные средства имеют очень высокую степень физического и морального износа.


2.1 Понятие, сущность, значение антикризисного управления предприятием

 

       Антикризисное управление предприятием представляет собой процесс предотвращения и/или преодоления кризиса организации, а также процесс сохранения и укрепления конкурентного положения предприятия. Антикризисное управление - это управление в условиях неопределённости, риска, которое предполагает предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платёжеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности.

       Под антикризисным управлением понимают такое управление, которое нацелено на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности предприятия, на обеспечение его стабильного, успешного хозяйствования с ориентацией расширенного воспроизводства на самой современной основе на собственные накопления

       Из приведенных определений антикризисного управления можно сделать вывод о том, что оно представляет собой комплекс инструментов внешних и внутренних воздействий на предприятие, проявляющее слабые признаки кризисного состояния или уже находящееся в кризисном состоянии.

       Характеризуя антикризисное управление, следует выделить черты, отличающие его от управления в обычных, стабильных условиях деятельности хозяйствующего субъекта. Как вытекает из анализа зарубежного опыта, эти отличия касаются специфики управленческой деятельности в условиях существенных изменений среды деятельности предприятий, непредсказуемости ситуации и возникновения новых управленческих проблем. В условиях кризиса приходится нередко на ходу менять организационную структуру управления в соответствии с изменениями внешней среды, в отличие от традиционного управления, применяемого в нормальных условиях окружающей среды.

       Целью антикризисного управления является разработка, и реализация мер, направленных на предотвращение возникновения негативных явлений, приводящих к кризисному состоянию предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости и прочного положения на рынке при любых метаморфозах в стране. Инструменты антикризисного управления приводятся в действие в условиях серьезных изменений во внешней среде (в налоговой системе, инфляции, снижение спроса и др.), приводящих предприятие к банкротству и к кризису.

       В качестве показателей, характеризующих кризисное положение предприятий, можно назвать:

- снижение размеров прибыли, в результате чего ухудшается финансовое положение предприятия. В данном случае речь идет уже о кризисе в широком смысле;

- убыточность предприятия, в результате которой уменьшаются либо полностью истощаются резервные фонды предприятия;

- неплатежеспособность, которая может привести к остановке предприятия.

       При таких условиях можно говорить о наступлении банкротства предприятия, которое фактически начинается тогда, когда фирма из–за отсутствия финансовых ресурсов оказывается неспособной выполнять свои финансовые обязательства перед партнерами или она вскоре не будет в состоянии производить платежи. Исходя из принципа неплатежеспособности, должник может быть признан банкротом, если он не расплачивается с кредитором в течение трех месяцев. Причем банкротство встречается довольно часто и затрагивает как само обанкротившееся предприятие, так и его партнеров – поставщиков и кредиторов.

Внешним признаком банкротства предприятия является приостановление его текущих платежей, если хозяйствующий субъект не в состоянии обеспечить выполнение требование кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. В антикризисном управлении на первый план нередко выходят непредсказуемость в действиях, отсутствуют четкое распределение функций между участниками на длительный период, поступает недостоверная или недостаточная информация.

       Эффективность антикризисного управления обусловливается способностью фирмы конструктивно реагировать на изменения, угрожающие ее нормальному функционированию. Эта способность не зависит от того, осуществляется процедура банкротства или возникает лишь ее угроза. И в том, и в другом случае необходимо применение антикризисных решений, совокупность которых и представляет собой антикризисное управление.

       Отличительной особенностью антикризисного управления является сочетание стратегического и тактического направлений, оперативная реакция на происходящие изменения во внешней среде, разработка и использование альтернативных вариантов, учитывающих возможные трансформации в экономической, политической, социальной и других сферах. Такой подход позволяет на всех стадиях развития кризисного состояния предприятия, фирмы выявлять и регулировать взаимосвязь между риском и прибылью предприятия.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием