Валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.
Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными методами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………… 3
1.1 Валюта и валютные ценности……………………………………………………… 4
1.2 Валютные правоотношения………………………………………………………… 5
2.1 Понятие и сущность валютного контроля…………………………………… 7
2.2 Основные принципы валютного контроля…………………………………. 9
3.1 Органы и агенты валютного контроля………………………………………… 11
4.1 Организация валютного контроля в Российской Федерации…….. 19
5.1 Ответственность за нарушения валютного законодательства……. 27
Заключение………………………………………………………………………………………… 31
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовой.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Документы, представляемые экспортером/импортером для получения разрешения ЦБ РФ

Разрешение  может быть получено до даты, на которую  операция перестает быть текущей  или капитальной, но не требующей  разрешения ЦБ. Нормативные документы  ЦБ РФ не предусматривают получение лицензии, если платеж фактически не был произведен в течение более 90 дней. На практике в подобных случаях ЦБ РФ (Департамент валютного регулирования и валютного контроля) может заключить, что у него нет возражений против такой операции, что ни в коей мере не умаляет ответственности резидента, подающего заявление на получение лицензии.

Контроль  за репатриацией выручки  при экспорте товаров

Валютный  контроль за экспортом товаров должен обеспечить полную и своевременную  репатриацию выручки экспортерами. Экспортируемые товары не выпускаются таможенными органами до тех пор, пока экспортер не предъявит паспорт сделки, оформленный уполномоченным банком. С его помощью банк экспортера и таможенные органы контролируют соблюдение требований таможенного законодательства и зачисление выручки на счет экспортера. На каждый контракт оформляется самостоятельный паспорт сделки.

Схемы контроля подразумевает создание цепочки - экспортер - его банк - таможня - Центральный  банк. После выпуска товара банк обязан контролировать выполнение условий сделки и поступление выручки на счет экспортера.

Информация  о прохождении каждой отдельной  сделки представляется ЦБ РФ, Министерству торговли и Министерству по налогам  и сборам.

Система контроля распространяется:

  • на все сделки, предусматривающие вывоз товаров в таможенном режиме экспорта, по которым расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в валюте РФ или иностранной валюте;
  • на бартерные сделки - в этом случае паспорт сделки подписывается не банком, а уполномоченным представителем Министерства торговли.

Система контроля не распространяется:

  • на сделки по экспорту товаров, по которым не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме;
  • на сделки по экспорту работ и услуг;
  • на сделки, предусматривающие вывоз товаров в таможенных режимах, отличных от режима экспорта.

Обязательства экспортера

Валютная  выручка от экспорта товаров должна быть полностью зачислена на счет экспортера в уполномоченном банке  в течение 90 дней с даты отгрузки товаров. Если зачисление выручки не было произведено или было произведено не полностью, экспортер привлекается к ответственности в форме штрафа в полном размере валютной выручки. Если выручка не была зачислена на счет экспортера или не была зачислена в установленные сроки, этот факт должен быть удостоверен и подтвержден решением органа валютного контроля или Министерства торговли.

Основные  условия экспортной сделки содержатся в паспорте экспортной сделки. Паспорт  подписывается экспортером и  банком, на счета в котором зачисляется  экспортная выручка. Для таможенного оформления вывозимых товаров экспортер представляет в таможенный орган копию паспорта, заверенную банком экспортера.

Обязанности банка

Подписывает паспорт сделки и принимает контракт на расчетное обслуживание, контролирует поступление валютной выручки.

Взимает с  экспортеров плату за оказываемые  услуги в размере 0,15% от суммы экспортной выручки по каждому из контрактов, но не ранее поступления денег  на счет.

Схема контроля

 

Обязательная  продажа валютной выручки при экспорте

Все российские юридические лица - экспортеры обязаны зачислять валютную выручку от экспорта товаров (работ, услуг) на счета в российских уполномоченных банках и продавать 75% валютной выручки на межбанковских валютных биржах или непосредственно ЦБ РФ через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля.

В исключение из общего правила экспортеры, направляющие не менее 25% своей валютной выручки  от экспорта на возврат кредитов (займов), полученных до 15.03.99, осуществляют до момента  возврата этих кредитов (займов) обязательную продажу не 75, а 50% экспортной выручки.

Обязательной  продаже подлежит вся сумма поступлений  в пользу организаций-резидентов от экспорта товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности, включая  авансовые платежи.

Не подлежат обязательной продаже только следующие суммы, специально упомянутые в соответствующей инструкции ЦБ РФ:

  • доходы (в том числе дивиденды) от участия в капитале иностранных организаций;
  • поступления от продажи фондовых ценностей (акции, облигации), а также доходы по ним;
  • привлеченные кредиты (депозиты, вклады), а также суммы, поступающие в погашение кредитов, включая начисленные проценты;
  • поступления в виде возврата авансовых платежей (предоплаты) по неисполненным импортным контрактам (не подлежат продаже в рамках системы обязательной продажи валютной выручки, но подлежат обязательной обратной продаже в размере 100% на единой торговой сессии валютных бирж);
  • платежи от резидентов РФ за счет средств на их текущих валютных счетах (такие платежи допускаются только в специальных случаях);
  • средства в иностранной валюте, купленные резидентом на внутреннем валютном рынке РФ;
  • пожертвования на благотворительные цели;
  • валютная выручка общеобразовательных учреждений, прошедших государственную аттестацию, от продажи лицензий и экспорта научно-технических и образовательных услуг (работ), при условии направления полученных средств на развитие материально-технической базы этих учреждений;
  • суммы в иностранной валюте, полученные уполномоченным банком от осуществляемых им банковских операций и иных сделок.

Иностранная компания зарегистрировала в России дочернюю фирму. Планируется перевести  из-за рубежа иностранную валюту в  Уставный капитал. Подлежит ли обязательной продаже эта валюта? Облагается ли эта сумма какими-нибудь российскими налогами и сборами? Может ли российская дочерняя фирма перечислять дивиденды иностранной материнской компании в иностранной валюте? Если да, то, какими российскими налогами облагаются эти суммы?

Взносы иностранных  участников (акционеров) в уставные капиталы российских организаций не подлежат обязательной продаже, так как для них установлена особая процедура обязательной конвертации в рубли.

Льготы по порядку обязательной продажи валютной выручки и освобождение резидентов от продажи устанавливаются федеральными законами и указами Президента РФ.

Резиденты-экспортеры должны продавать валюту в порядке  обязательной продажи только на единых сессиях межбанковских валютных бирж.

Контроль  за соответствием  суммы валютных средств, переведенной за рубеж, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров

Цель валютного  контроля при импорте товаров - обеспечить соответствие суммы валютных средств, переведенной резидентами в оплату за импортируемые товары, стоимости  фактически ввезенных в РФ товаров.

Система валютного  контроля предусматривает оформление паспорта импортной сделки, с помощью которого ЦБ РФ, банк импортера и таможенные органы следят за соблюдением требований валютного законодательства.

ЦБ РФ рекомендует  воздерживаться от всех видов расчетов, предусматривающих полную или частичную оплату товаров до их ввоза в РФ или отгрузки в РФ. Если предоплата осуществляется, импортер обязан депонировать в уполномоченный банк на период до поставки товаров сумму в рублях, эквивалентную сумме направляемой за границу валюты.

Система контроля распространяется:

  • на все сделки, предусматривающие ввоз товара на таможенную территорию РФ в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым:
    • расчеты осуществляются в валютах, иных, чем валюта РФ
    • хотя бы часть требований иностранного продавца к российскому импортеру будет удовлетворена в иностранной валюте
    • таможенное оформление товара осуществляется после 01.01.96 (независимо от сроков заключения сделок)
  • На бартерные сделки

Система контроля не распространяется:

  • на сделки, по которым:
    • расчеты осуществляются только в валюте РФ в соответствии с законодательством РФ
    • производятся поставки товаров в счет безвозмездной, в т.ч. гуманитарной помощи
    • импорт товаров осуществляется в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием РФ
  • на сделки, предусматривающие импорт из государств - участников СНГ товаров, происходящих с территории этих государств
  • на сделки по импорту услуг

Обязанности импортера

Импортер:

  • Обязан обеспечить ввоз в РФ товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в валюте. Обязан обеспечить в случае непоставки товара возврат уплаченных за него средств в сроки, определенные контрактом, но не позднее 90 дней с даты перевода средств. При невыполнении этих положений несет ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной переведенной сумме в инвалюте. Штраф не налагается, если невыполнение обязательств произошло не по вине импортера, что должно быть подтверждено экспертным заключением Министерства торговли
  • При таможенном оформлении ввозимых товаров представляет в таможенный орган копию паспорта сделки, заверенную банком импортера
  • Может осуществлять оплату товара по контракту только со своего счета в уполномоченном банке (запрещено возложение обязательств по оплате на третьих лиц)

Уполномоченный  банк

  • Подписывает паспорт сделки и принимает контракты на расчетное обслуживание; выполняет функции контроля за обоснованностью платежей в инвалюте за импортируемые по этим контрактам товары
  • Взимает с импортера плату за выполнение функций агента валютного контроля в размере, не превышающем 0,15% от суммы контракта (не включая плату за банковскую гарантию в необходимых случаях)

Методы  контроля

Процедуры валютного контроля различны при  различных вариантах оплаты товаров

 

       5.1 Ответственность  за нарушения валютного  законодательства 

Ответственность за нарушения валютного законодательства регулируется правовыми нормами, содержащимися  в источниках финансового, административного, гражданского, таможенного, уголовного права.

             В Кодексе об административных правонарушениях в ст. 15.257 предусмотрены санкции за нарушение валютного законодательства. Так,

    1. Осуществление незаконных валютных  операций, то есть осуществление  валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, -

    влечет  наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и  юридических лиц в размере  от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

    2. Нарушение установленного порядка  открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, -

    влечет  наложение административного штрафа на граждан в размере от одной  тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч  до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(в ред.  Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)8

    3. Невыполнение обязанности по  обязательной продаже части валютной  выручки, а равно нарушение  установленного порядка обязательной  продажи части валютной выручки -

    влечет  наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических  лиц в размере от трех четвертых  до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном  порядке.

    4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

    влечет  наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических  лиц в размере от трех четвертых  до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Информация о работе Валютный контроль