Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа
На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.
Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными методами.
Введение…………………………………………………………………………………………… 3
1.1 Валюта и валютные ценности……………………………………………………… 4
1.2 Валютные правоотношения………………………………………………………… 5
2.1 Понятие и сущность валютного контроля…………………………………… 7
2.2 Основные принципы валютного контроля…………………………………. 9
3.1 Органы и агенты валютного контроля………………………………………… 11
4.1 Организация валютного контроля в Российской Федерации…….. 19
5.1 Ответственность за нарушения валютного законодательства……. 27
Заключение………………………………………………………………………………………… 31
Список литературы………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
КРАСНОЯРСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема: Валютный контроль
Дисциплина: Финансовое
право
Дата сдачи курсовой работы <____>________________2010г.
Оценка________________________
2010г.
Введение…………………………………………………………
1.1 Валюта и валютные ценности……………………………………………………… 4
1.2 Валютные
правоотношения…………………………………………
2.1 Понятие и сущность валютного контроля…………………………………… 7
2.2 Основные принципы валютного контроля…………………………………. 9
3.1 Органы
и агенты валютного контроля………
4.1 Организация валютного контроля в Российской Федерации…….. 19
5.1 Ответственность за нарушения валютного законодательства……. 27
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.
Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными методами.
С переходом России к рыночным отношениям в экономике весьма важными и трудноконтролируемыми вопросами являлись невозврат в Российской Федерации валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.
В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.
Цель данной работы – рассмотреть понятие и сущность валюты и валютного контроля, изучить основные принципы, органы валютного контроля, а также ответственность за нарушения валютного законодательства.
1.1 Валюта и валютные
ценности
Термин “валюта” (от итал. valuta - стоимость) в юридической литературе используется для обозначения, как национальной денежной единицей, так и денежных знаков иностранных государств. Однако на практике понятие валюты в основном применяется для определения иностранных денежных единиц.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”1 валютой Российской Федерацией являются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящаяся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средство в банковских счетах и в банковских вкладах.
В понятие иностранная валюта включаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства(группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средство в банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных и расчетных единицах.
Законодательство
Российской Федерацией также выделяет
понятие валютные
ценности, то есть ценности, в отношении
которых установлен специальный режим
обращения. К ним относится иностранная
валюта и внешние ценные бумаги (акции,
векселя, облигации), в том числе в бездокументарной
форме.
1.2 Валютные
правоотношения
Отношения, возникающие при осуществлении операции с иностранной валютой и валютными ценностями, принято называть валютными правоотношениями. Особенностью валютных правоотношений является то, что они регламентируются несколькими отраслями права, однако определяющее значение в их регулировании занимают нормы финансового права. Финансово-правовые нормы устанавливают круг субъектов валютных правоотношений, валютный режим, принципы валютного регулирования, виды валютных операций и валютные ограничения, а также систему и полномочия органов валютного контроля.
Структуру валютных правоотношений составляют
три основных элемента: объект, субъект
и содержание. Объектами валютных
правоотношений являются валюта Российской
Федерации, внутренние ценные бумаги и
валютные ценности. Субъекты данного
типа правоотношений делятся на две группы:
резиденты и нерезиденты.
К резидентам относятся:
а)
физические лица, являющиеся гражданами
Российской Федерации, за исключением
граждан Российской Федерации, признаваемых
постоянно проживающими в иностранном
государстве в соответствии с
законодательством этого
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е)
Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования,
которые выступают в отношениях, регулируемых
настоящим Федеральным законом и принятыми
в соответствии с ним иными федеральными
законами и другими нормативными правовыми
актами;
Нерезидентами признаются:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в)
организации, не являющиеся юридическими
лицами, созданные в соответствии
с законодательством
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е)
находящиеся на территории Российской
Федерации филиалы, постоянные представительства
и другие обособленные или самостоятельные
структурные подразделения
ж)
иные лица, не указанные в пункте
6 настоящей части;
Содержание
валютных правоотношений образуют права
резидентов и нерезидентов на совершение
валютных операций и связанные с этим
обязанности, а также права и обязанности
органов валютного регулирования и валютного
контроля.
2.1 Понятие и сущность
валютного контроля
Валютный контроль (Control of foreign exchange transactions или Currency control) – это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.
Валютный контроль является частью государственного контроля и осуществляется с целью обеспечения законности при проведении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации возложен в соответствии с законодательством на Правительство Российской Федерации, органы и агенты валютного надзора.
Мероприятиям по государственному регулированию экономических проблем противодействуют меры по стимулированию экономического роста. Иными словами, чем ниже степень регулируемости рынка (и соответственно чем выше степень либерализации), тем выше темпы экономического роста.
Сторонники введения валютного контроля утверждают, что чем хуже экономическое положение страны, тем активнее осуществляется вывоз капитала из нее, а экономический кризис усугубляется. Происходит лавинообразное бегство капитала, приводящее к еще более разрушительным экономическим и политическим кризисам. Снятие валютных ограничений возможно только при устойчивом росте ВВП и достаточной степени диверсификации экспортных поступлений. То есть отсутствие валютного контроля – это не необходимость, а следствие успешного завершения переходного или кризисного этапа в экономике.