Валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.
Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными методами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………… 3
1.1 Валюта и валютные ценности……………………………………………………… 4
1.2 Валютные правоотношения………………………………………………………… 5
2.1 Понятие и сущность валютного контроля…………………………………… 7
2.2 Основные принципы валютного контроля…………………………………. 9
3.1 Органы и агенты валютного контроля………………………………………… 11
4.1 Организация валютного контроля в Российской Федерации…….. 19
5.1 Ответственность за нарушения валютного законодательства……. 27
Заключение………………………………………………………………………………………… 31
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовой.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

     Документы представляются агентам валютного  контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

     Уполномоченные  банки отказывают в осуществлении  валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом указанных выше документов либо представления им недостоверных документов.

     Оригиналы документов принимаются агентами валютного  контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии. 
 
 

     Агенты  валютного контроля и их должностные  лица обязаны:

     осуществлять  контроль за соблюдением резидентами  и нерезидентами актов валютного  законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

     представлять  органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с  их участием, в порядке, установленном  актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

     Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица обязаны сохранять  в соответствии с законодательством  Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

     Органы  и агенты валютного контроля при  наличии информации о нарушении  актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, производящим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

     в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения: указание нарушенного  нормативного правового акта, даты совершения и суммы незаконной валютной операции;

     в отношении физического лица —  фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места  жительства, содержание нарушения с  указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и  сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

     Уполномоченные  банки передают указанную информацию в порядке, установленном Центральным Банком Российской Федерации.

     Органы  и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации.

     На  практике часто возникает вопрос о разграничении полномочий между органами валютного контроля. По данному вопросу разъяснение было дано письмом Государственного таможенного комитета (Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 Федеральная таможенная служба была преобразована из Государственного таможенного комитета Российской Федерации)4 России от 23.12.1999 № 11-15/32225 «О разграничении компетенции органов валютного контроля», утратившее силу в связи с вступлением в силу Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»5. Однако, следует отметить, что акт подобного рода в настоящее время не принят, поэтому принципы разграничения компетенции, заложенные в названном письме ГТК России, остаются в основе деятельности названных органов.

     Так, Федеральная Налоговая Служба России обеспечивает валютный контроль:

     внешнеторговых  сделок, предметы которых не имеют  материально-вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность);

     обоснованности  расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории Российской Федерации;

     полноты поступления в Российскую Федерацию  валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.

     Таможенные  органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль:

     за  перемещением валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации;

     валютных  операций, связанных с перемещением или предполагаемым перемещением через  таможенную границу товаров и  транспортных средств;

     своевременности и полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;

     за  ведением учета и составлением отчетности по валютным операциям, установленных Федеральной таможенной службы России совместно с Центральным Банком Российской Федерации.

     Федеральная служба по валютному и экспортному  контролю (ВЭК России) в качестве центрального федерального органа исполнительной власти по валютному контролю осуществляет:

     межведомственную  координацию и методологическое обеспечение валютного контроля, включая комплексное планирование деятельности контролирующих, правоохранительных и иных федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля;

     выявление и анализ валютных операций резидентов, имеющих подозрительные признаки, в  целях предотвращения утечки капитала за рубеж;

     целевые и комплексные проверки соблюдения валютного законодательства по поручениям Правительства Российской Федерации (в территориальном и отраслевом разрезах);

     обеспечение функционирования единой системы экспертной оценки количества и качества валютоемких  экспортируемых товаров;

     создание  единой системы учет валютных операций по реализации морепродуктов, добываемых за пределами таможенной территории Российской Федерации.

     Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

     Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:

      знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

     — обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного  контроля и их должностных лиц  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации;

     — на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

     Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля обязаны:

     — представлять органам и агентам  валютного контроля необходимые  документы и информацию;

     — вести в установленном порядке  учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая  сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока

     исполнения  договора;

     — выполнять предписания органов  валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

     Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения  актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 

                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          4.1 Организация валютного контроля в Российской Федерации6 

      Основными направлениями и целями валютного контроля в России являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

      В зависимости от времени совершения валютного контроля выделяют три  его основные формы: предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя непрерывный процесс контроля. Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, анализ, ревизия).

Валютное  регулирование и валютный контроль при экспорте и импорте товаров осуществляются по следующим направлениям:

- текущие валютные операции по экспорту и импорту товаров осуществляются без ограничений, а операции, связанные с движением капитала, требуют получения разрешения (лицензии) ЦБ Российской Федерации;

- при экспорте товаров осуществляется контроль за репатриацией валютной выручки и производится обязательная продажа 75% валютной выручки;

- при импорте товаров осуществляется контроль за соответствием ввозимых товаров суммам иностранной валюты, переведенным за рубеж;

При проведении экспортных операций под процедуры валютного контроля подпадают как сделки, предусматривающие расчеты в иностранной валюте, так и сделки, предусматривающие расчеты в валюте РФ.

Текущие валютные операции и  валютные операции, связанные с движением  капитала

Поскольку валютные операции между резидентами и нерезидентами подразделяются на текущие и операции, связанные с движением капитала, отсрочка платежей по экспортно-импортным контрактам на срок более 90 дней может потребовать разрешения ЦБ РФ.

Текущие операции (не требуют разрешения ЦБ РФ) Операции, связанные с движением  капитала
не  требуют разрешения ЦБ РФ требуют разрешения ЦБ РФ
Расчёты без  отсрочки платежа и с отсрочкой  платежа на срок не выше 90 дней
  • Расчёты с отсрочкой платежа на срок свыше 90 дней при условии:
    • при импорте в РФ - что товары уже ввезены (работы приняты, услуги оказаны)
    • при экспорте из РФ - что оплата получена, а товары ещё не вывезены (работы не сданы, услуги не оказаны)
  • Возврат предоплаты по неисполненным экспортно-импортным контрактам
Другие виды расчётов*

*Другие виды расчетов включают операции, связанные с:

  • отсрочкой платежей на срок более 90 дней после фактической даты вывоза товаров - при экспорте;
  • перевод суммы предоплаты иностранным поставщиком, если период между переводом и фактическим ввозом товаров составляет более 90 дней - при импорте товаров;
  • уступка требования экспортера/импортера третьему лицу и перевод долга импортера / иностранного поставщика на третье лицо;
  • осуществление всех видов зачетов взаимных требований экспортера/импортера и третьих лиц.

Информация о работе Валютный контроль