Валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.
Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными методами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………… 3
1.1 Валюта и валютные ценности……………………………………………………… 4
1.2 Валютные правоотношения………………………………………………………… 5
2.1 Понятие и сущность валютного контроля…………………………………… 7
2.2 Основные принципы валютного контроля…………………………………. 9
3.1 Органы и агенты валютного контроля………………………………………… 11
4.1 Организация валютного контроля в Российской Федерации…….. 19
5.1 Ответственность за нарушения валютного законодательства……. 27
Заключение………………………………………………………………………………………… 31
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовой.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

      По  их мнению, валютный контроль есть инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в международные хозяйственные системы – уменьшается желание играть на курсе валют, сокращаются границы краткосрочных колебаний валютного курса, национальная валюта стабилизируется.

      Благодаря ограничительным мерам валютной политики происходит защита доходов населения и товарной массы внутри страны. Значительно уменьшается вероятность устойчивого завышения реального валютного курса и понижения покупательной способности национальной валюты. При ориентации национального рынка на иностранную валюту искусственно завышен спрос на нее, а цена ее возрастает.

      Валютный  контроль позволяет защитить экономику  от возможных серьезных последствий  значительного притока капитала, в частности криминализации экономики и ликвидации национальной промышленности путем скупки предприятий иностранцами.

          Перед валютным контролем поставлена  цель обеспечить соблюдение валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

Форма валютного  контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

      Особым  направлением валютного контроля является контроль соблюдения валютного и  таможенного законодательства при  осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами Интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. 

                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  
 
 

                    2.2 Основные принципы валютного контроля 

       1) Принцип приоритета экономических мер при реализации Государственной политики в области валютного регулирования означает, что государство отдает предпочтение не политическим, а экономическим мерам для регулирования обращения иностранной валюты. К таким мерам следует отнести развитие и поощрение внешних торговых отношений юридических и физических лиц, предоставление им различных льгот ,разрешение открытие счетов в банках за рубежом ,целевое финансирование из бюджета предприятий и организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции. Государственную политику в сфере валютного регулирования также называют валютной политикой. Валютная политика является составной частью государственной экономической политики и представляет собой законодательно закрепленные меры воздействия государства, направленные на установление порядка обращение валюты внутри страны и за ее пределами. Разработка основных направлений валютной политики государства, как правило, возлагается на Правительство, центральные финансовые органы и национальный банк страны и осуществляется с учетом мировой валютной политики, проводимой международными валютно-финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международным и Европейским банками реконструкции и развития). 

     2)  Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов является составной частью общего принципа не вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Следует помнить, что валютные отношения имеют свою специфику и могут оказать существенное влияние на экономику государства. Поэтому вмешательство государства в проводимые валютные операции резидентов и нерезидентов допускается только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты и недопущения проведения незаконных валютных сделок и действий.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001г. №115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”2 обязательному контролю подлежат операции по покупке и продаже иностранной валюты в крупных размерах, перевод денежных средств за границу на счет, открытый на анонимного владельца, и некоторые другие операции. 

     3)  Единство внутренней и внешней политики Российской Федерации означает, что государство придерживается общих основ в сфере регулирования валютных операций, осуществляемых внутри страны и на мировом валютном рынке. Не должны устанавливаться различные механизмы воздействия на валютный курс, а также вводится валютные ограничения в отношении отдельных субъектов по сравнению с другими. 

     4)   Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля предполагает формирование общей структуры регулирования валютных операций. Валютное регулирование осуществляется только на основе федеральных законов, нормативные правовые акты могут регулировать валютные правоотношения в случаях, непосредственно предусмотренных валютным законодательством.

Государство, обеспечивая эффективность валютного  регулирования, одновременно устанавливает  и единую систему валютного контроля, включающую в себя государственные  и уполномоченные органы, полномочия которых строго определены.

 

    5)   Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является конституционным положением. Государство гарантирует административную и судебную защиту прав и интересов участников валютных правоотношений. В то же время резиденты и нерезиденты могут выбрать и иные способы защиты своих интересов, например обращение в международные судебные органы (арбитражи). Законодательством обеспечивается и право на защиту интересов государства как при осуществлении валютных операций резидентов и нерезидентов, так и при непосредственном участии государства (как субъекта) в валютных правоотношениях. 

                    3.1 Органы и агенты валютного контроля 

      Органами  валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

     Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку Российской Федерации, государственная корпорация. Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.3

     Контроль  за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также  валютными биржами осуществляет Центральному Банку Российской Федерации.

     Валютные  биржи — юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных Центральным Банком Российской Федерации.

     Контроль  за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями  или валютными биржами, производят в пределах своей компетенции  федеральные органы исполнительной власти, выступающие органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

     Правительство Российской Федерации координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также обеспечивает их взаимодействие с Центральным Банком Российской Федерации.

     Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным Банком Российской Федерации.

     Центральный Банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Органы  и агенты валютного  контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

     - проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

     - осуществлять проверки полноты  и достоверности учета и отчетности  по валютным операциям резидентов  и нерезидентов;

     - запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса;

     - выдавать предписания об устранении  выявленных нарушений актов валютного  законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

     - применять установленные законодательством  Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

     Порядок представления резидентами и  нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении  валютных операций агентам валютного  контроля,

     устанавливается Правительством Российской Федерации, а порядок представления уполномоченным банкам — Центральным Банком Российской Федерации.

     В целях осуществления валютного  контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции  имеют право запрашивать и  получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

     документы, удостоверяющие личность физического  лица;

     документ  о государственной регистрации  физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

     документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной  регистрации юридического лица - для  резидентов;

     свидетельство о постановке на учет в налоговом  органе;

     документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

     документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые  и выдаваемые органами страны места  жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

     уведомление налогового органа по месту учета  резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

     регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения

     о результатах торгов (в случае их проведения); документы,

     подтверждающие  факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

     документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

     таможенные  декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной

     валюты  и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

     паспорт сделки;

     документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

     Агенты  валютного контроля вправе требовать  представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

     Все документы должны быть действительными  на день представления агентам валютного  контроля. По запросу агента валютного  контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Информация о работе Валютный контроль