Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа
На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.
Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными методами.
Введение…………………………………………………………………………………………… 3
1.1 Валюта и валютные ценности……………………………………………………… 4
1.2 Валютные правоотношения………………………………………………………… 5
2.1 Понятие и сущность валютного контроля…………………………………… 7
2.2 Основные принципы валютного контроля…………………………………. 9
3.1 Органы и агенты валютного контроля………………………………………… 11
4.1 Организация валютного контроля в Российской Федерации…….. 19
5.1 Ответственность за нарушения валютного законодательства……. 27
Заключение………………………………………………………………………………………… 31
Список литературы………………
По их мнению, валютный контроль есть инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в международные хозяйственные системы – уменьшается желание играть на курсе валют, сокращаются границы краткосрочных колебаний валютного курса, национальная валюта стабилизируется.
Благодаря ограничительным мерам валютной политики происходит защита доходов населения и товарной массы внутри страны. Значительно уменьшается вероятность устойчивого завышения реального валютного курса и понижения покупательной способности национальной валюты. При ориентации национального рынка на иностранную валюту искусственно завышен спрос на нее, а цена ее возрастает.
Валютный
контроль позволяет защитить экономику
от возможных серьезных
Перед валютным контролем
Форма валютного контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
Особым
направлением валютного контроля является
контроль соблюдения валютного и
таможенного законодательства при
осуществлении внешнеторговой деятельности
- предпринимательской
2.2 Основные принципы
валютного контроля
1) Принцип приоритета
экономических мер при реализации Государственной
политики в области валютного регулирования
означает, что государство отдает предпочтение
не политическим, а экономическим мерам
для регулирования обращения иностранной
валюты. К таким мерам следует отнести
развитие и поощрение внешних торговых
отношений юридических и физических лиц,
предоставление им различных льгот ,разрешение
открытие счетов в банках за рубежом ,целевое
финансирование из бюджета предприятий
и организаций, осуществляющих экспортно-импортные
операции. Государственную политику в
сфере валютного регулирования также
называют валютной политикой. Валютная
политика является составной частью государственной
экономической политики и представляет
собой законодательно закрепленные меры
воздействия государства, направленные
на установление порядка обращение валюты
внутри страны и за ее пределами. Разработка
основных направлений валютной политики
государства, как правило, возлагается
на Правительство, центральные финансовые
органы и национальный банк страны и осуществляется
с учетом мировой валютной политики, проводимой
международными валютно-финансовыми организациями
(Международным валютным фондом, Международным
и Европейским банками реконструкции
и развития).
2) Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов является составной частью общего принципа не вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Следует помнить, что валютные отношения имеют свою специфику и могут оказать существенное влияние на экономику государства. Поэтому вмешательство государства в проводимые валютные операции резидентов и нерезидентов допускается только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты и недопущения проведения незаконных валютных сделок и действий.
Так, в соответствии
с Федеральным законом от 7 августа
2001г. №115-ФЗ “О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма”2
обязательному контролю подлежат операции
по покупке и продаже иностранной валюты
в крупных размерах, перевод денежных
средств за границу на счет, открытый на
анонимного владельца, и некоторые другие
операции.
3) Единство внутренней
и внешней политики
Российской Федерации означает, что
государство придерживается общих основ
в сфере регулирования валютных операций,
осуществляемых внутри страны и на мировом
валютном рынке. Не должны устанавливаться
различные механизмы воздействия на валютный
курс, а также вводится валютные ограничения
в отношении отдельных субъектов по сравнению
с другими.
4) Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля предполагает формирование общей структуры регулирования валютных операций. Валютное регулирование осуществляется только на основе федеральных законов, нормативные правовые акты могут регулировать валютные правоотношения в случаях, непосредственно предусмотренных валютным законодательством.
Государство,
обеспечивая эффективность
5) Обеспечение
государством защиты
прав и экономических
интересов резидентов
и нерезидентов при осуществлении валютных
операций является конституционным положением.
Государство гарантирует административную
и судебную защиту прав и интересов участников
валютных правоотношений. В то же время
резиденты и нерезиденты могут выбрать
и иные способы защиты своих интересов,
например обращение в международные судебные
органы (арбитражи). Законодательством
обеспечивается и право на защиту интересов
государства как при осуществлении валютных
операций резидентов и нерезидентов, так
и при непосредственном участии государства
(как субъекта) в валютных правоотношениях.
3.1 Органы и агенты
валютного контроля
Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку Российской Федерации, государственная корпорация. Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.3
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральному Банку Российской Федерации.
Валютные биржи — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных Центральным Банком Российской Федерации.
Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, производят в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, выступающие органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Правительство Российской Федерации координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также обеспечивает их взаимодействие с Центральным Банком Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным Банком Российской Федерации.
Центральный Банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
-
осуществлять проверки полноты
и достоверности учета и
-
запрашивать и получать
-
выдавать предписания об
-
применять установленные
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля,
устанавливается Правительством Российской Федерации, а порядок представления уполномоченным банкам — Центральным Банком Российской Федерации.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
документы, удостоверяющие личность физического лица;
документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с законодательством Российской Федерации;
документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения
о результатах торгов (в случае их проведения); документы,
подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной
валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
паспорт сделки;
документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
Все
документы должны быть действительными
на день представления агентам