Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 экзаменационных вопросов по дисциплине "Финансовое право"
1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления
...
55. Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля
56 Основные направления валютного регулирования
58. Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства
Налоговый кодекс РФ особо выделяет правовые акты финансовых и налоговых органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, непосредственно обеспечивающих осуществление процесса налогообложения. Эти органы издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, что должно способствовать четкому исполнению законодательства о налогах и сборах.
Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.
Правоотношения по поводу установления
и введения в действие налогов
предшествуют правоотношениям, возникающим
в связи с взиманием налогов.
В них участвуют органы государственной
власти РФ, ее субъектов и органы
местного самоуправления соответственно
предусмотренному законодательством
порядку установления налогов разных
территориальных уровней и
Налоги реализуются через
Невыполнение
42. Механизм регламентации тех или иных правоотношений предполагает, во-первых, определение статуса лиц, участвующих в этих отношениях; во-вторых, установление объекта этих отношений и, в-третьих, регулирования порядка их осуществления.
Согласно ст.9 Налогового кодекса РФ (НК РФ), участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1. организации физические
лица, признаваемых налоговым
2. организации и физические
лица, признаваемые налоговым
3. Министерство РФ по
налогам и сборам и его
4. государственный таможенный
комитет РФ и его
5. государственные органы
исполнительной власти и
6. Минфин РФ, Минфин республик,
финансовое управление (департаменты
отдела) администрации краев, властей,
городов Москвы и С – П,
автономной области,
7. органы государственных внебюджетных фондов;
8. федеральная служба налоговой
полиции РФ и её
43. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством (п. 1 ст. 64 НК).
Принципы: 1) законность.
2) юридическое равенство.
3) приоритет защиты прав
и интересов
4) гласность.
5) ответственность.
признаки: Они являются по
существу управленческими
Имеют административно-правовую природу;
Как и любое другое правоотношение, содержит в своем составе следующие элементы: субъект, объект, содержание.
Они являются по существу управленческими правоотношениями;
Имеют административно-правовую природу;
Как и любое другое правоотношение, содержит в своем составе следующие элементы: субъект, объект, содержание.
Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы: контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, с одной стороны, и субъекты, подверженные контролю, - контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы, с другой стороны. Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы. Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики и плательщики сборов, а также налоговые агенты и банки. Особенно важно подчеркнуть, что обязанная сторона – контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта – контролирующего орган и организационно ему не подчинена. Поскольку контрольные налоговые правоотношения затрагивают интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость.
44. 1.Учет налогоплательщиков пред
Учет налогоплательщиков регулируется
НК РФ и подзаконными актами Правительства
РФ и МНС РФ (например, приказами МНС РФ:
"Об утверждении Порядка определения
особенностей постановки на учет крупнейших
налогоплательщиков - российских организаций"
от 31.08.2001 № БГ-3-09/319; "Об утверждении
Положения об особенностях учета в налоговых
органах иностранных организаций" от
07.04.2000 № АП-3-06/124; "Об утверждении порядка
и условий присвоения, применения, а также
изменения идентификационного номера
налогоплательщика и форм документов,
используемых при учете в налоговом органе
юридических и физических лиц" от 27.11.98
№ ГБ-312/309 (с измен, на 24.12.99) и др.
2. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в
налоговых органах (посредством подачи
заявления о постановке на учет):
соответственно по месту нахождения организаций,
месту нахождения их обособленных подразделений,
месту жительства физических лиц, а также
по месту нахождения принадлежащих им
налогооблагаемого недвижимого имущества
и транспортных средств;
независимо от наличия обстоятельств,
с которыми связывается возникновение
обязанности по уплате того или иного
налога. Организации, в состав которых
входят обособленные подразделения, расположенные
на территории РФ, а также в собственности
которых находится подлежащее налогообложению
недвижимое имущество, обязаны встать
на учет в качестве налогоплательщика
в двух налоговых органах одновременно
- по своему месту нахождения и по месту
нахождения каждого своего обособленного
подразделения, недвижимого имущества
и транспортных средств.
Постановка налогоплательщика
на учет осуществляется соответствующим
налоговым органом в течение 5 дней со
дня подачи им всех необходимых документов
и в тот же срок оно обязано выдать соответствующее
свидетельство. Постановка на учет и снятие
с него осуществляются бесплатно. Сведения
о налогоплательщике с момента постановки
на учет являются налоговой тайной.
3. При постановке на первичный учет каждому
налогоплательщику присваивается единый
по всем видам налогов и сборов, в том числе
подлежащих уплате в связи с перемещением
товаров через таможенную границу, и на
всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), котор
Налоговый орган указывает ИНН во всех
направляемых уведомлениях. Каждый налогоплательщик
указывает свой идентификационный номер
в подаваемых в налоговый орган декларации,
отчете, заявлении или ином документе,
а также в иных случаях, предусмотренных
законодательством.
Этот номер состоит из 10 цифровых знаков
- для организаций и 12 цифровых знаков
- для физических лиц.
С МНС РФ, его территориальные органы ведут Единый государственныйре
Кроме того, согласно Постановлению Правительства
РФ от 17.05.2002 № 319 с 1 июля 2002 года полномочия
по государственной регистрации юридических
лиц переданы МНС РФ. С помощью Единого
государственного реестра юридических
лиц можно найти любое юридическое лицо,
зарегистрированное в стране. В реестре
представлены не только название и местонахождение
фирмы, но и список учредителей, данные
на руководителей и бухгалтеров, данные
о перечне утраченных паспортов, а также
данные по взаимосвязям организации (например,
по ее филиалам). Последнее обстоятельство
имеет большое значение для повышения
эффективности налогового контроля, и
в целом - контроля за соблюдением налогового
законодательства.
45. Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральная проверка предполагает проверку документов в самом налоговом органе. Выездная проверка проводится по месту нахождения организации или индивидуального предпринимателя.
Камеральная проверка проводится
должностными лицами налогового органа.
Специального разрешения руководителя
налогового органа не требуется.
Камеральная налоговая проверка включает
проверку следующих фактов:
- все ли необходимые документы представлены
налогоплательщиком;
- правильно ли они оформлены;
- вовремя ли они предоставлены;
- правильно ли рассчитана сумма налога;
- правильно ли рассчитана ставка налога;
- правильно ли использована ставка налога
и имеет ли налогоплательщик право на
льготы по уплате налога;
- правильно ли определена налогооблагаемая
база (то, с чего исчисляется налог).
Выездная налоговая проверка. С
Следует обратить внимание на такой факт: налоговый орган не вправе проводить в течении одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период их уплаты.
Выездная налоговая проверка проводится
на основании решения руководителя
налогового органа или его заместителя.
Решение о проведении проверки вручается
руководителю или главному бухгалтеру
организации.
Если известие о назначении выездной проверки
и вручение решения о ее проведении достаточно
часто являются неожиданностью, то приступить
сразу же к проверке документов налоговики
не могут. Перед этим инспектор должен
вручить представителю предприятия требование
представить необходимые документы.
Налогоплательщик имеет право
при выемке документов делать замечания,
которые должны быть по его требованию
занесены в акт. Изъятые документы
должны быть пронумерованы, прошнурованы
и скреплены печатью или
46. Статья 106. Понятие налогового правонарушения
В комментируемой статье законодатель
указывает общее определение
понятия «налоговое правонарушение»,
используемого в налоговом
Налоговым правонарушением признается
виновно совершенное
НК РФ за налоговые правонарушения
предусматривает наступление
Законодатель указывает
- противоправность действий (бездействия) лица;
- наличие вины лица в
- наличие установленной НК РФ ответственности за совершение противоправных действий (бездействия).
По смыслу комментируемой статьи - противоправность деяния применительно к налоговым правоотношениям означает, что действия (бездействие) лица нарушают конкретные правовые нормы, установленные НК РФ или другими федеральными законами о налогах и сборах.
Существуют две формы вины лица в совершении налогового правонарушения:
- умысел;
- неосторожность.
Умысел в действиях лица усматривается
в том случае, если лицо, совершившее
правонарушение, осознавало противоправный
характер своих действий (бездействия)
и желало либо сознательно допускало
наступление вредных
Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Вина в форме умысла в качестве квалифицирующего признака предусмотрена лишь в составе одного налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 122 НК РФ - «неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно».
В части первой НК РФ (раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение») содержатся иные составы правонарушений, размеры, основания и порядок применения ответственности.
Отсутствие хотя бы одного из квалифицирующих признаков является освобождения налогоплательщика от ответственности.
В тоже время, освобождение налогоплательщика
и налогового агента от ответственности
за совершение налогового правонарушения
освобождает их только от взыскания
штрафов, но не пени, поскольку последняя
не является мерой налоговой
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"