Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 экзаменационных вопросов по дисциплине "Финансовое право"
1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления
...
55. Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля
56 Основные направления валютного регулирования
58. Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства

Работа содержит 1 файл

пожалуйста финансовое.docx

— 180.07 Кб (Скачать)

Налоговый кодекс РФ особо выделяет правовые акты финансовых и налоговых  органов исполнительной власти, органов  государственных внебюджетных фондов, непосредственно обеспечивающих осуществление  процесса налогообложения. Эти органы издают обязательные для своих подразделений  приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с  налогообложением и сборами, что  должно способствовать четкому исполнению законодательства о налогах и  сборах.

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.

Правоотношения по поводу установления и введения в действие налогов  предшествуют правоотношениям, возникающим  в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной  власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством  порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному  в Конституции РФ разграничению  предметов ведения РФ и субъектов  РФ, правовому статусу муниципальных  образований. Кроме того, в связи  с ними возникают правоотношения между представительными и исполнительными  органами власти.

Налоги реализуются через налоговые  правоотношения, которые возникают  по поводу взимания этих налогов с  физических лиц и организаций. Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность  налогоплательщика внести в бюджетную  систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в  предусмотренные сроки, а обязанность  компетентных органов – обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками  своей обязанности влечет за собой  причинение материального ущерба государству  или муниципальным образованиям, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому  законодательство предусматривает  строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение.

 

 

 

42. Механизм регламентации тех или иных правоотношений предполагает, во-первых, определение статуса лиц, участвующих в этих отношениях; во-вторых, установление объекта этих отношений и, в-третьих, регулирования порядка их осуществления.

Согласно ст.9 Налогового кодекса РФ (НК РФ), участниками отношений, регулируемых законодательством о  налогах и сборах, являются:

1. организации физические  лица, признаваемых налоговым кодексом  налогоплательщиками или плательщиками  сборов;

2. организации и физические  лица, признаваемые налоговым кодексом  налоговыми агентами;

3. Министерство РФ по  налогам и сборам и его подразделения  в РФ;

4. государственный таможенный  комитет РФ и его подразделение  (далее – таможенные органы);

5. государственные органы  исполнительной власти и исполнительные  органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими должностные  лица, осуществляющие в установленном  порядке по мимо налоговых  и таможенных органов прием  и взимание налогов и (или)  сборов, а также контроль за  их уплату налогоплательщиками  и плательщиками сборов (далее  – сборщики налогов и сборов) ;

6. Минфин РФ, Минфин республик,  финансовое управление (департаменты  отдела) администрации краев, властей,  городов Москвы и С – П,  автономной области, автономных  округов, районов и городов  (далее – финансовые органы), иные  уполномоченные органы – при  решение вопросов об отсрочке  и о рассрочки уплаты налогов  и сборов других вопросов, предусмотренных  налоговым кодексом;

7. органы государственных  внебюджетных фондов;

8. федеральная служба налоговой  полиции РФ и её территориальные  подразделения (далее – органы  налоговой полиции) – при решении  вопросов, отнесённых к их компетенции  Налоговым Кодексом РФ.

 

43. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством (п. 1 ст. 64 НК).

Принципы: 1) законность.

2) юридическое равенство.

3) приоритет защиты прав  и интересов налогоплательщиков.

4) гласность.

5) ответственность.

признаки: Они являются по существу управленческими правоотношениями;

Имеют административно-правовую природу;

Как и любое другое правоотношение, содержит в своем составе следующие  элементы: субъект, объект, содержание.

Они являются по существу управленческими  правоотношениями;

Имеют административно-правовую природу;

Как и любое другое правоотношение, содержит в своем составе следующие  элементы: субъект, объект, содержание.

Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить  на две основные группы: контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, с одной стороны, и субъекты, подверженные контролю, - контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы, с другой стороны. Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы. Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики и плательщики сборов, а также налоговые агенты и банки. Особенно важно подчеркнуть, что обязанная сторона – контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта – контролирующего орган и организационно ему не подчинена. Поскольку контрольные налоговые правоотношения затрагивают интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость.

 

 

44. 1.Учет налогоплательщиков представляет собой совокупность мер регистрационно-мониторингового характера, направленных на обеспечение эффективности проведения налоговыми органами налогового контроля. Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах является обязательной и осуществляется для целей проведения налогового контроля, а точнее, для повышения его эффективности. 
Учет налогоплательщиков регулируется НК РФ и подзаконными актами Правительства РФ и МНС РФ (например, приказами МНС РФ: "Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций" от 31.08.2001 № БГ-3-09/319; "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" от 07.04.2000 № АП-3-06/124; "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" от 27.11.98 № ГБ-312/309 (с измен, на 24.12.99) и др. 
2. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах (посредством подачи заявления о постановке на учет): 
соответственно по месту нахождения организаций, месту нахождения их обособленных подразделений, месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения принадлежащих им налогооблагаемого недвижимого имущества и транспортных средств; 
независимо от наличия обстоятельств, с которыми связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также в собственности которых находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщика в двух налоговых органах одновременно - по своему месту нахождения и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка налогоплательщика  на учет осуществляется соответствующим налоговым органом в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок оно обязано выдать соответствующее свидетельство. Постановка на учет и снятие с него осуществляются бесплатно. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной. 
3. При постановке на первичный учет каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который может быть изменен в случае снятия налогоплательщика с учета в одном налоговом органе и последующей постановки его на первичный учет в другом налоговом органе. При реорганизации налогоплательщика-организации, вновь образованной организации присваивают новый номер. В случае ликвидации налогоплательщика-организации ИНН признается недействительным. 
Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. 
Этот номер состоит из 10 цифровых знаков - для организаций и 12 цифровых знаков - для физических лиц. 
С МНС РФ, его территориальные органы ведут Единый государственныйреестр налогоплательщиков (ЕГРН), который представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков. Порядок его ведения определен Постановлением Правительства РФ "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" и утвержденными им "Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" от 10.03.99 № 266. 
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 с 1 июля 2002 года полномочия по государственной регистрации юридических лиц переданы МНС РФ. С помощью Единого государственного реестра юридических лиц можно найти любое юридическое лицо, зарегистрированное в стране. В реестре представлены не только название и местонахождение фирмы, но и список учредителей, данные на руководителей и бухгалтеров, данные о перечне утраченных паспортов, а также данные по взаимосвязям организации (например, по ее филиалам). Последнее обстоятельство имеет большое значение для повышения эффективности налогового контроля, и в целом - контроля за соблюдением налогового законодательства.

45. Налоговые  органы проводят камеральные  и выездные налоговые проверки. Камеральная проверка предполагает проверку документов в самом налоговом органе. Выездная проверка проводится по месту нахождения организации или индивидуального предпринимателя.

Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа. Специального разрешения руководителя налогового органа не требуется.  
Камеральная налоговая проверка включает проверку следующих фактов:  
- все ли необходимые документы представлены налогоплательщиком; 
- правильно ли они оформлены; 
- вовремя ли они предоставлены;  
- правильно ли рассчитана сумма налога; 
- правильно ли рассчитана ставка налога; 
- правильно ли использована ставка налога и имеет ли налогоплательщик право на льготы по уплате налога; 
- правильно ли определена налогооблагаемая база (то, с чего исчисляется налог).

Выездная налоговая проверка. Сюда входит проверка всех бухгалтерских документов, договоров, всех внутренних документов организации (приказов, распоряжений и т.д.). Кроме того, при проведении выездной проверки может быть проведен осмотр различных предметов и помещений, проверена инвентаризация имущества налогоплательщика.

Следует обратить внимание на такой  факт: налоговый орган не вправе проводить в течении одного календарного года две и более выездные налоговые  проверки по одним и тем же налогам  за один и тот же период их уплаты.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.  
Решение о проведении проверки вручается руководителю или главному бухгалтеру организации.  
Если известие о назначении выездной проверки и вручение решения о ее проведении достаточно часто являются неожиданностью, то приступить сразу же к проверке документов налоговики не могут. Перед этим инспектор должен вручить представителю предприятия требование представить необходимые документы.

Налогоплательщик имеет право  при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию занесены в акт. Изъятые документы  должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика.

 

46. Статья 106. Понятие налогового правонарушения

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение  понятия «налоговое правонарушение», используемого в налоговом законодательстве.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  настоящим Кодексом установлена  ответственность.

НК РФ за налоговые правонарушения предусматривает наступление ответственности.

Законодатель указывает квалифицирующие  признаки налогового правонарушения:

- противоправность действий (бездействия)  лица;

- наличие вины лица в совершении  налогового правонарушения;

- наличие установленной НК РФ  ответственности за совершение  противоправных действий (бездействия).

По смыслу комментируемой статьи - противоправность деяния применительно  к налоговым правоотношениям  означает, что действия (бездействие) лица нарушают конкретные правовые нормы, установленные НК РФ или другими  федеральными законами о налогах  и сборах.

Существуют две формы вины лица в совершении налогового правонарушения:

- умысел;

- неосторожность.

Умысел в действиях лица усматривается  в том случае, если лицо, совершившее  правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) и желало либо сознательно допускало  наступление вредных последствий  таких действий (бездействия).

Правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера  своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших  вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных  лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Вина в форме умысла в качестве квалифицирующего признака предусмотрена  лишь в составе одного налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 122 НК РФ - «неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения  налоговой базы, иного неправильного  исчисления налога или других неправомерных  действий (бездействия), совершенные  умышленно».

В части первой НК РФ (раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность  за их совершение») содержатся иные составы  правонарушений, размеры, основания  и порядок применения ответственности.

Отсутствие хотя бы одного из квалифицирующих  признаков является освобождения налогоплательщика  от ответственности.

В тоже время, освобождение налогоплательщика  и налогового агента от ответственности  за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания  штрафов, но не пени, поскольку последняя  не является мерой налоговой ответственности (пункт 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ №41, Пленума ВАС Российской Федерации от 11 июня 1999 года) (Приложение №131).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"