Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 экзаменационных вопросов по дисциплине "Финансовое право"
1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления
...
55. Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля
56 Основные направления валютного регулирования
58. Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства

Работа содержит 1 файл

пожалуйста финансовое.docx

— 180.07 Кб (Скачать)

 

19. В пределах своих полномочий  Правительство Российской Федерации  контролирует составление и исполнение  федерального бюджета, проведение  единой финансовой, кредитной и  денежной политики, осуществляет  систематический контроль за  исполнением законов Российской  Федерации и иных актов, регулирующих  финансовые отношения, другими  органами исполнительной власти  субъектов федерации, принимает  меры по устранению их нарушения. 

В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью  в области финансов подведомственных ему министерств, государственных  комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных  органов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению  финансового контроля, Правительство  Российской Федерации принимает  правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации  утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление  от 19 августа 1994 года), Положение о  Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 01.12.2004г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

 

21. Понятие бюджет можно рассматривать в трех смыслах:

1) в юридическом - форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления;

2) в экономическом - совокупность  экономических отношений по распоряжению  государственным централизованным  денежным фондом;

3) как правовой акт бюджет - государственный финансовый план по распоряжению государственным централизованным денежным фондом.

Роль бюджета:

1) в бюджете сконцентрированы  все финансовые ресурсы соответствующего  государственного (РФ или ее субъекта) или муниципального образования;

2) при помощи бюджетных  средств осуществляется финансирование  выполнения государственными органами  и органами местного самоуправления  своих функциональных обязанностей;

3) наличие контрольной  функции, осуществляемой в процессе  финансового, в том числе бюджетного  контроля за использованием бюджетных  средств.

Структура бюджета:

1) доходная часть - денежные  средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов  государственной власти РФ, органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления;2) расходная часть - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления.

22. Бюджетное право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.

Бюджетное право РФ – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по организации бюджетной системы РФ, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс.

Источники бюджетного права. Основой всех правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, является Конституция РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ (ст. 71, 106). Помимо этого и конституционные нормы общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.

Среди действующих в данной сфере  законодательных актов особо  следует отметить БК РФ кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения  в стран. В нем установлены  общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы, включая федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации  и муниципальных образований, государственные  внебюджетные фонды, определены правовое положение субъектов бюджетных  правоотношений, основы межбюджетных отношений, бюджетного процесса, основания  и виды ответственности за нарушение  бюджетного законодательства.

Ежегодно принимаемые законы о  федеральном бюджете, помимо конкретных показателей его доходов и  расходов, также содержат правила  общего значения, т. е. нормы бюджетного права.

В сфере бюджетных отношений, помимо законов, на федеральном уровне действуют  указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит  важная роль в практической организации  бюджетной деятельности государства.

Бюджетные правоотношения – это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов.

Бюджетным правоотношениям  свойственны особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава:

– они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории;

– права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования;

– в бюджетных правоотношениях, помимо органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно участвуют в качестве субъектов этих отношений государство, государственные или муниципальные образования.

Бюджетные правоотношения, как и  нормы бюджетного права, могут быть материальными и процессуальными.

БК РФ для характеристики обязанностей органов власти в области расходов бюджетных средств вводит новые  в российском законодательстве понятия  – бюджетное и расходное обязательства. Согласно Кодексу бюджетные обязательства  – это расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено  законом (решением) о бюджете на соответствующий  финансовый год.

К субъектам бюджетного права применяются  установленные в нормах бюджетного права меры ответственности за нарушения  бюджетного законодательства. Они предусмотрены  в БК РФ, который привел вопросы  ответственности за нарушения бюджетного законодательства в определенную систему.

В соответствии с БК РФ нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления  и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и  контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы.

БК РФ определяет основания для  применения мер принуждения и перечень этих мер, которые применяются к нарушителям бюджетного законодательства. В него входят:

– предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

– блокировка расходов; изъятие бюджетных средств;

– приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа;

– начисление пени;

– иные меры.

 

23. Все действующие на территории  РФ бюджеты представляют в  совокупности определенную систему,  а именно – бюджетную систему. Необходимо отметить, что БК РФ расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, и внебюджетные государственные социальные фонды.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. Для  бюджетной системы федеративного  государства, каковым является Россия, характерны три уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Все они являются самостоятельными частями бюджетной системы страны. Среди местных бюджетов следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым правовым режимом. Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

В качестве основы бюджетного устройства в БК РФ (ст.28) закреплены принципы единства, самостоятельности бюджетов и др.

Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов и расходов. Подобное взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов, участия бюджетов разных уровней в финансировании совместных программ, оказания финансовой поддержки бюджетам нижестоящих уровней. В результате складываются межбюджетные отношения, осуществляемые органами государственной власти и местного самоуправления разных уровней.

Организационно-правовыми и экономическими гарантиями единства бюджетной системы являются: ее единая правовая база; использование единых бюджетных классификаций и статистической бюджетной информации; согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система; единство форм бюджетной документации; санкции за нарушение бюджетного законодательства; единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе бюджетной и налоговой политики в стране.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного сбалансирования и утверждения бюджета каждого уровня соответствующими представительными органами государственной власти и местного самоуправления, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам.

Обобщенное выражение рассмотренные  принципы находят в принципах  федерализма и развития местного самоуправления, свойственных финансовой деятельности Российского государства  в целом.

 

24. Бюджетный процесс – это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государственно власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, завершаемая утверждением отчета об исполнении бюджета.

Эта деятельность состоит из стадий:

– составления;

– рассмотрение;

– утверждение проекта бюджета.

Эти три стадии в совокупности называются формированием бюджета. Следующая  стадия – исполнение бюджета. Заключительная стадия – утверждение отчета об исполнении бюджета – включает, в свою очередь, такие этапы:

– составление отчета об исполнении бюджета;

– рассмотрение отчета об исполнении бюджета;

– утверждение отчета об исполнении бюджета. Указанные стадии характерны для бюджета любого уровня. Каждая из них регулируете бюджетно-процессуальными нормами, закрепленными в БК РФ

Бюджетный процесс основан на общеправовых принципах, а также на принципах  построения бюджетной системы, первые из которых получили закрепление  в Конституции РФ, а вторые –  в гл. 5 БК РФ. Среди первых можно  назвать принципы демократизма, гуманизма, справедливости и т. д. Перечень принципов, на которых основана бюджетная система РФ, закреплен в ст. 28 БК РФ. К ним относятся следующие 11 принципов:

– единство бюджетной системы РФ;

– разграничение доходов и расходов между бюджетами разных уровней;

– самостоятельность бюджетов;

– полнота отражения доходов и расходов бюджетов;

– сбалансированность бюджета;

– эффективность и экономности использования бюджетных средств;

– общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

– гласность;

– достоверность бюджета;

– адресность и целевого характера бюджетных средств;

– равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Помимо них следует назвать специальные принципы бюджетного процесса:

– реальность;

– ежегодность;

– специализация бюджетных показателей;

– взаимосвязь формирования и исполнения бюджета с прогнозами, планами и программами социально-экономического развития.

 

25. Составлению проектов бюджетов  предшествуют разработка прогнозов  социально-экономического развития  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и отраслей экономики,  а также подготовка сводных  финансовых балансов, на основании  которых органы исполнительной  власти осуществляют разработку  проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов  РФ и муниципальных образований.

К сведениям, необходимым для составления  проектов бюджетов, относятся сведения о:

– действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

– предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

– видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;

– нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;

– нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Составление бюджета основывается на:

– бюджетном послании Президента РФ;

– прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

– основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"