Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 экзаменационных вопросов по дисциплине "Финансовое право"
1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления
...
55. Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля
56 Основные направления валютного регулирования
58. Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства

Работа содержит 1 файл

пожалуйста финансовое.docx

— 180.07 Кб (Скачать)

Организация и функционирование денежной системы относится к числу  факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система  страны отражает состояние его экономики.

В соответствии с Конституцией РФ в РФ существует централизованное управление денежной системой, т. к. финансовое, валютное регулирование, денежная эмиссия, а также федеральные банки находятся в ведении самой Федерации.

 

50. Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ (ФЗ «О банках и банковской деятельности»). Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Предусматривается возможность получения  небанковской кредитной организацией (далее – кредитная организация) статуса банка, при условии соблюдения кредитной организацией требований, установленных нормативными актами Банка России, регламентирующими  процедуру лицензирования банковской деятельности для кредитных организаций, расширяющих деятельность путем  получения дополнительных лицензий.

Для принятия Банком России решения  о получении кредитной организацией статуса банка и о выдаче кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций в территориальное  учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной  организации, кредитной организацией должны быть представлены документы, предусмотренные  нормативными актами Банка России, регламентирующими процедуру лицензирования банковской деятельности.

Территориальное учреждение Банка  России рассматривает представленные кредитной организацией документы  в срок не более сорока пяти календарных  дней с даты регистрации документов в общем отделе (канцелярии, управлении делами).

В случае несоответствия представленных документов законодательству РФ и нормативным  актам Банка России, наличия замечаний  по представленным документам, отсутствия полного комплекта документов, территориальное  учреждение Банка России возвращает их кредитной организации. По одному экземпляру представленных документов остается в территориальном учреждении Банка России.

При отсутствии замечаний по представленным документам территориальное учреждение Банка России не позднее срока  предусмотренного законом, направляет заключение о возможности получения  кредитной организацией статуса  банка и выдачи ей лицензии, расширяющей  деятельность, вместе с комплектом документов в Банк России (Департамент  лицензирования деятельности и финансового  оздоровления кредитных организаций). Упомянутое заключение составляется в  соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, регламентирующими процедуру лицензирования банковской деятельности для кредитных  организаций, расширяющих деятельность путем получения дополнительных лицензий.

Кредитная организация для расширения деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций в течение последних шести  месяцев, предшествующих подаче соответствующего ходатайства в территориальное  учреждение Банка России, а также  до принятия Банком России решения  о расширении деятельности кредитной  организации должна быть:

– финансово устойчивой;

– выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России требования о предоставлении информации об участниках и их группах, позволяющей однозначно идентифицировать лиц (в том числе не являющихся участниками кредитной организации), имеющих возможность прямо или косвенно (через третьи лица) определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации;

– не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта РФ, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

– иметь организационную структуру (включающую службу внутреннего контроля), адекватную масштабам проводимых кредитной организацией операций и принимаемым рискам;

– соблюдать технические требования, установленные Банком России для осуществления банковских операций.

 

52. Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. К основным функциям денег относятся, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно-денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства).

Денежная система – это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно.

Денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее  оборот общественного продукта, а  также нетоварные платежи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, оказанные работы (услуги). Во втором же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют.

Денежная система РФ включает в себя: во-первых, официальную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения.

Основной элемент денежной системы РФ – официальная денежная единица (валюта) РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требований, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в РФ введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы, единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой, руководствуясь при этом Основными направлениями денежно-кредитной политики РФ.

На Банк России в данной сфере  деятельности возлагаются: 1) планирование объемов производства, перевозки  и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег 3) установление признаков  платежности денежных знаков порядка  замены поврежденных банкнот и монет, а также уничтожения; 4) определение  порядка ведения кассовых операций в РФ.

Обращение наличных денег регулируется как часть совокупного денежного  оборота и осуществляется ЦБ РФ. К основным правовым актам в которых  содержатся нормы регулирующие обращение  наличных денег в РФ, относятся  Конституция РФ (ст. 75), ГК РФ, а также  многочисленные акты ЦБ РФ, среди которых  основным является Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным (законодательным) органом РФ. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

Банк России выполняет в сфере  наличного денежного оборота  следующие функции:

– обеспечивает устойчивость рубля;

– разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ (основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти);

– обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

– несет ответственность за покупюрный состав денежного обращения.

В области наличного денежного  оборота Банк России наделен определенными полномочиями:

– определяет порядок ведения кассовых операций;

– организует изготовление банкнот и монеты;

– устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег;

– определяет признаки платежности денежных знаков;

– регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков.

Законодательством установлено, что  банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения  по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка  России на денежные знаки нового образца  срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее  одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в  соответствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение  новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Организуя наличное денежное обращение, Банк России осуществляет следующие  функции: прогнозирование и организация  производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных  фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а  также их уничтожения; определение  порядка ведения кассовых операций.

Суммы расчетов в наличной форме  между физическими лицами не ограничиваются, между юридическими лицами они подлежат ограничению. Так, Указанием Банка  России от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

 

54. Государственный долг России - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг РФ полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной  власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долгаРФ

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

1) основная номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам РФ;

2) объем основного долга  по кредитам, полученным РФ;

3) объем основного долга  по бюджетным ссудам и бюджетным  кредитам, полученным РФ от бюджетов  других уровней ;

4) объем обязательств по  государственным гарантиям, предоставленным  РФ.

Методы управления государственным долгом:

1) рефинансирование (новация) - замена старых кредитных обязательств  новыми путем их выпуска;

2) конверсия - изменение  кредитных отношений путем изменения  (увеличения или снижения) процентной  ставки по кредиту;

3) консолидация - продление  сроков действующих займов;

4) унификация займов - объединение  нескольких займов в один;

5) отсрочка погашения займов;

6) аннулирование государственного  долга - прекращение кредитных  обязательств государства путем  его отказа от долга. Так,  например, Правительство РФ вправе  осуществить списание государственного  внутреннего долга РФ по государственным  займам, осуществленным путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ  в валюте РФ, по которым истек  срок исковой давности.

Предельные размеры внутреннего  долга устанавливаются в Федеральном  законе о бюджете на соответствующий  год и на 1 января 2005 г. составил 988,1 млрд рублей.

Правительство РФ вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами России, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Долговые обязательства  РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного  в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не допускается.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"