Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 экзаменационных вопросов по дисциплине "Финансовое право"
1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления
...
55. Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля
56 Основные направления валютного регулирования
58. Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства

Работа содержит 1 файл

пожалуйста финансовое.docx

— 180.07 Кб (Скачать)

Пунктом 3 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах  и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов  их представителей имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах  и сборах, устанавливающие или  отягчающие ответственность за налоговые  правонарушения, устанавливающие новые  обязанности или иным образом  ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также  иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 НК РФ).

Статья 122 НК РФ предусматривает ответственность  за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Приложение №20) организации обязаны самостоятельно формировать свою учетную политику, то есть определять совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которая  наиболее приемлема для деятельности организации.

Принятая организацией учетная  политика утверждается приказом лица, ответственного за организацию и  состояние бухгалтерского учета, и  применяется последовательно из года в год (пункты 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете») (Приложение №20). При этом в  целях обеспечения сопоставимости данных бухучета изменения учетной  политики должны вводиться с начала финансового года.

Сведения о выбранной организацией учетной политике необходимы для  исчисления и уплаты налогов, для  чего они ежегодно представляются налоговым  органам в пояснительной записке  к годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому и любые изменения  учетной политики организации также  должны быть доведены до сведения налоговых  органов.

В соответствии со статьей 9 НК РФ ответственность  за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов  несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Статьей 83 НК РФ на организацию, в состав которой входят филиалы и представительства, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности  которой находится подлежащее налогообложению  недвижимое имущество, возложена обязанность  встать на учет в качестве налогоплательщика  не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого  филиала и представительства  и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

В связи с этим, при рассмотрении споров о применении ответственности  за нарушение срока либо уклонение  от постановки на учет в налоговом  органе (статьи 116, 117 НК РФ) необходимо исходить из того, что к организации  может быть применена ответственность  по каждому такому нарушению, совершенному как по месту нахождения самой  организации, так и по месту нахождения ее филиалов и представительств, а  также соответствующего имущества.

 

47. Применение мер налоговой  ответственности возможно, если  имеется для этого основание  — налоговое правонарушение.

Налоговое правонарушение —  противоправное виновное действие или  бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.

В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в  НК РФ. Ответственность за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения  предусмотрена УК РФ.

Можно выделить некоторые  специфические черты мер налоговой  ответственности:

  • эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей по уплате налогов;
  • эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном;
  • этот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным законодательством. Соответственно и система мер различается по силе воздействия: от взыскания пени до лишения свободы.

Финансовая ответственность  в сфере налоговых отношений  предусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой) и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правонарушений.

Финансовые санкции не отличаются большим разнообразием. Универсальной санкцией является штраф. Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно  колебаться:

  1. при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или иной зависимости и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза;
  2. при наличии отягчающего обстоятельства (повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение) штраф увеличивается на 100%.

Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя  от уплаты задолженности по налогам.

В НК РФ предусматривается  ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • нарушение срока представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также и объектов налогообложения;
  • нарушение правил составления налоговой декларации;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
  • непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
  • отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;
  • неявка, уклонение свидетеля от явки без уважительных причин либо отказ его от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

 

 

49. Банки принято именовать кредитными  органами (организациями) в связи  с тем, что основным направлением  их деятельности является именно  кредитование. С ним в той или  иной мере связаны все другие  направления деятельности банков.

Система банков РФ, их правовое положение  и содержание функций существенно  изменились в связи с переходом  к рыночной экономике. Банки перестали  быть объектом исключительно государственной  собственности. Согласно ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ состоит из двух уровней, включающих:

– Центральный банк РФ (Банк России);

– кредитные организации (коммерческие банки), а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банк России занимает особое (главное) место в банковской системе, а  его правовое положение отличается существенными особенностями. Это  главный банк РФ, он является государственной  федеральной собственностью. Уставный капитал Банка определен в 3 млрд. руб. Как и другие банки, Банк России имеет статус юридического лица. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а он не несет ответственности по обязательствам государства, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства, или это предусмотрено федеральными законами.

Банк России представляет собой  единую централизованную систему с  вертикальной структурой управления. Важной особенностью правового статуса  Банка России является его деятельность в качестве органа государственного регулирования, наделенного властными  полномочиями в области организации  денежно-кредитных отношений. Банк России согласно Конституции РФ подотчетен Государственной Думе.

Банковская система с выделением особого положения Банка России в качестве государственного ведомства  типична для современных экономически развитых государств. Монополией Банка  России РФ является осуществление эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег  и организация их обращения.

По вопросам, отнесенным к его  компетенции, Банк России издает нормативные  акты. Они обязательны для органов  государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и  физических лиц. Если эти нормативные  акты затрагивают права, свободы  или обязанности граждан, они  должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Законом.

Кредитные организации как составная  часть банковской системы подразделяются на банки и небанковские кредитные  организации.

Кредитные организации, в отличие  от Банка России, образуются на основе любой формы собственности, являясь  коммерческими организациями. Они  могут создавать союзы и ассоциации для защиты интересов и координации  деятельности своих членов, а также  холдинги и группы.

Кредитные организации, относящиеся  по своему статусу к банкам, имеют  исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции, к которым Закон относит: привлечение во вклады денежных средств  физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени  и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение  банковских счетов физических и юридических  лиц.

В отличие от этого небанковская кредитная организация имеет  право осуществлять лишь отдельные  банковские операции (на которые выдана лицензия).

 

51. Правовую основу функционирования  денежной системы РФ, исходя из  конституционных положений, составляет федеральное законодательство. Многообразие и комплексность отношений, возникающих в сфере организации и функционирования денежной системы, обусловили правовое регулирование данной сферы одновременно несколькими отраслями права – гражданским, административным, уголовным. Однако базисными являются нормы финансового права, так как именно они регулируют отношения, связанные с самой организацией (построением, структурой и т. п.) и функционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируются публичные отношения в сфере денежной системы, как наиболее тесно связанные с государственными и социально-экономическими интересами общества.

Основными целями финансово-правового  регулирования денежной системы  РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. К основному источнику финансового права, регулирующему правоотношения в сфере денежной системы, относится ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Кроме того, указанные отношения регулируются нормами федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле». Особое значение имеют правовые акты Банка России (как правило, в форме Положений, Указаний, носящих нормативный характер). Они уточняют и конкретизируют общие положения федерального законодательства о денежной системе, чем способствуют их реализации. Банк России в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также ст. 4 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Перечень основных инструментов и методов этой политики закреплен в гл. VII названного Закона. Центральный банк РФ осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти.

Одним из способов обеспечения стабильности рубля является регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается и посредством применения так называемого валютного коридора, когда ЦБ РФ гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю, используя свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах. Особое значение имеет и возможность применения в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики Банка России валютных интервенций, т. е. купли-продажи Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средством защиты рубля является и установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр, выпуск наличных денег, обладающих средствами защиты, позволяющими избежать их подделки.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"