Понятие финансового права. Система финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 03:14, реферат

Описание работы

Понятие «финансовое право» рассматривается в разных аспектах:
- как отрасль российского права;
- как отрасль правоведения, правовая наука;
- как учебная дисциплина, учебный курс, изучаемый в юридических высших учебных заведениях.
Финансовое право как отрасль российского права по своей сущности относится к публичным отраслям права и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, то есть деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Работа содержит 1 файл

фин право .doc

— 609.00 Кб (Скачать)

Функции финансовых отношений

В функциях финансов проявляется сущность этой категории, реализуются ее свойства. Конкретная реализация функций может изменяться под воздействием многообразных обстоятельств, но это не означает отмену самих функций.  
 
Имеет смысл говорить о трех функциях: распределительной, регулирующей и контрольной.  
 
Распределительная функция финансов. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов. Реализация этой функции отвечает на вопрос: Что, какие ресурсы вовлекаются в перераспределение?  
 
Объектами действия этой функции являются, во-первых, доходы населения. Часть их минует потребление и направляется на уплату налогов, а, значит, формирование бюджетного фонда.  
 
Другая часть доходов населения поступает на финансовый рынок в виде сбережений для приобретения долевых ценных бумаг. Владение акциями не дает гарантированного дохода и возврата средств в отличие от облигаций, поэтому инвестирование средств в акции означает и перераспределение доходов, и формирование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.  
 
Во-вторых, в орбиту перераспределения вовлекаются элементы фонда возмещения: амортизационные отчисления, излишки оборотных средств. Их перераспределение происходит через финансовый рынок и обеспечивает наиболее эффективное и рациональное использование временно свободных денежных средств предприятий.  
 
В-третьих, в отдельные периоды времени в перераспределение вовлекается часть национального богатства - при приватизации государственной собственности, при использовании страховых фондов для восполнения ущерба от стихийных бедствий и др.  
 
Таким образом, в процессе перераспределения доходов владельцев экономических ресурсов образуются вторичные, производные доходы у государства, формируются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. В результате складываются конечные пропорции использования национального дохода, формируется структура ВНП по расходам.  
 
Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. В настоящее время через бюджет перераспределяется 35-50% национального дохода, тогда как перед Первой мировой войной она составляла в среднем 9-18%. Поэтому пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в настоящее время значит - не учитывать возросшей роли государства и ее влияния на экономику любой страны. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства.  
 
Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины.  
 
Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движения финансовых ресурсов.

Финансово хозяйственные  отношения

Оценка деловой  активности направлена на анализ результатов и эффективность текущей основной производственной деятельности.  
 
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными' (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия, и др. Количественная оценка делается по двум направлениям:  
 
• степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;  
• уровень эффективности использования ресурсов предприятия.  
 
Для реализации первого направления анализа целесообразно также учитывать сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально следующее их соотношение:  
 
Тпб > Тр >Так >100%,  
где Тпб> Тр-, Так - соответственно темп изменения прибыли, реализации, авансированного капитала (Бд).  
 
Эта зависимость означает что: а) экономический потенциал предприятия возрастает; б) по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно; в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.  
 
Однако возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать как негативные, такими причинами являются: освоение новых перспектив направления приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т.п. Эта деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов, которые по большей части не дают быстрой выгоды, но в перспективе могут полностью окупиться.  
 
Для реализации второго направления могут быть рассчитаны различные показатели, характеризующие эффективность использования, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основные из них - выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оборачиваемость авансированного капитала.  
 
При анализе оборачиваемости оборотных средств особое внимание должно уделяться производственным запасам и дебиторской задолженности. Чем меньше омертвляются финансовые ресурсы в этих активах, тем более эффективно они используются, быстрее оборачиваются, приносят предприятию все новые и новые прибыли.  
 
Оборачиваемость оценивают, сопоставляя показатели средних остатков оборотных активов и их оборотов за анализируемый период. Оборотами при оценке и анализе оборачиваемости являются:  
 
• для производственных запасов – затраты на производство реализованной продукции;  
• для дебиторской задолженности – реализация продукции по безналичному расчету (поскольку этот показатель не отражается в отчетности и может быть выявлен по данным бухгалтерского учета, на практике его нередко заменяют показателем выручки от реализации).  
 
Дадим экономическую интерпретацию показателей оборачиваемости:  
 
• оборачиваемость в оборотах указывает среднее число оборотов средств, вложенных в активы данного вида, в анализируемый период;  
• оборачиваемость в днях указывает продолжительность (в днях) одного оборота средств, вложенных в активы данного вида.  
 
Обобщенной характеристикой продолжительности омертвления финансовых ресурсов в текущих активах является показатель продолжительности операционного цикла, т.е. того, сколько дней в среднем проходит с момента вложения денежных средств в текущую производственную деятельность до момента возврата их в виде выручки на расчетный счет. Этот показатель в значительной степени зависит от характера производственной деятельности; его снижение - одна из основных внутрихозяйственных задач предприятия.  
 
Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов обобщаются в показателях оборота собственного капитала и оборачиваемости основного капитала, характеризующих соответственно отдачу вложенных в предприятие: а) средств собственника; б) всех средств, включая привлеченные. Различие между этими коэффициентами обусловлено степенью привлечения заемных средств для финансирования производственной деятельности.  
 
К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста.  
 
Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала). Характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.  
 
Коэффициент устойчивости экономического роста. Показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.п.  
 
Оценка рентабельности  
 
К основным показателям этого блока, используемым в странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида, относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Экономическая интерпретация этих показателей очевидна — сколько рублей прибыли приходится на один рубль авансированного (собственного) капитала.  
 
Оценка положения на рынке ценных бумаг 
 
Данный вид анализа выполняется в компаниях, зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих там свои ценные бумаги. Анализ не может быть выполнен непосредственно по данным финансовой отчетности - нужна дополнительная информация. Поскольку терминология по ценным бумагам в нашей стране еще окончательно не сложилась, приводимые названия показателей являются условными.  
 
Доход на акцию. Представляет собой отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкновенных акций. Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций. Основной его недостаток в аналитическом плане - пространственная несопоставимость ввиду неодинаковой рыночной стоимости акций различных компаний.  
 
Ценность акции. Рассчитывается как частное от деления рыночной цены акции на доход на акцию. Этот показатель служит индикатором спроса на акции данной компании, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент на один рубль прибыли на акцию. Относительно высокий рост этого показателя в динамике указывает на то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими. Этот показатель уже можно использовать в пространственных (межхозяйственных) сопоставлениях. Компаниям, имеющим относительно высокое значение коэффициента устойчивости экономического роста, характерно, как правило, и высокое значение показателя «ценность акции».  
 
Дивидендная доходность акции. Выражается отношением дивиденда, выплачиваемого на акции, к ее рыночной цене. В компаниях, расширяющих свою деятельность путем капитализирования большей части прибыли, значение этого показателя относительно невелико. Дивидендная доходность акции характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении рыночной цены акций данной фирмы.  
 
Дивидендный выход. Рассчитывается путем деления дивиденда, выплачиваемого по акции, на доход на акцию. Наиболее наглядное толкование этого показателя — доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики фирмы. С этим показателем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли, характеризующий ее долю, направленную на развитие производственной деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и коэффициента реинвестирования прибыли равна единице.  
 
Коэффициент котировки акции. Рассчитывается отношением рыночной цены акции к ее учетной (книжной) цене. Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Она складывается из номинальной стоимости (т.е. стоимости, проставленной на бланке акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой акций в момент их продажи и их номинальной стоимостью) и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли. Значение коэффициента котировки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на акцию на данный момент.  
 
В процессе анализа могут использоваться жестко детерминированные факторные модели, позволяющие идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов, повлиявших на изменение того или иного показателя.

Финансовые отношения  между субъектами

Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющая своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (Закон РФ от 28 июня 1991 года №1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"). При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине - это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.  
 
Рассмотрим систему медицинского страхования с точки зрения деятельности ее участников и субъектов. Согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» субъектами ОМС являются юридические лица, обязанные в соответствии с законом заключать договор ОМС и уплачивать страховые взносы. При страховании неработающих граждан в качестве страхователей выступают государственные органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Страхователями для работающих граждан являются работодатели - предприятия, организации, учреждения, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.  
 
Страхователями являются плательщики страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования:  
 
- все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности и организационно-правовых форм деятельности, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйства;  
- индивидуальные предприниматели;  
- граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой (деятельностью) - адвокаты, врачи, нотариусы, детективы;  
- граждане, использующие труд наемных работников;  
- лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.  
 
От уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование освобождены общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций.  
 
В обязанности страхователя входит: заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией; вносить страховые взносы в порядке, установленном законом и договором медицинского страхования; в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан; предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию.  
 
Страховщиками являются юридические лица - страховые медицинские организации (СМО), имеющие государственную лицензию на осуществление ОМС. Кроме того, СМО независимо от ее организационно-правовой формы на дату регистрации должна иметь оплаченный уставный капитал стоимостью не менее 1200-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством. Другие организационные, экономические требования, предъявляемые к деятельности СМО, изложены в Общем положении о СМО, утвержденном постановлением Правительства РФ №41 от 23.01.92г. Страховые медицинские организации проводят ОМС на некоммерческой основе.  
 
Страховая медицинская организация осуществляет следующее:  
 
• проводит расчеты и оплачивает медицинские услуги лечебно-профилактических учреждений;  
• реализует непосредственный контроль за объемом и качеством медицинского обслуживания;  
• защищает права и интересы своих клиентов;  
• обеспечивает выдачу и учет страховых полисов.  
 
Застрахованными лицами являются физические лица, в пользу которых заключен договор ОМС.  
 
В качестве медицинских учреждений в системе ОМС выступают лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) (поликлиники, больницы, медицинские центры), научно-исследовательские медицинские институты, другие медицинские учреждения, имеющие лицензии на оказание медицинской помощи по программам ОМС и добровольного медицинского страхования, а также прошедшие аккредитацию и получившие соответствующий сертификат.  
 
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование предусматривает минимально необходимый перечень медицинских услуг, который гарантируется каждому человеку, имеющему страховой полис, право на пользование медицинскими услугами: услугами стационара, поликлиники, помощью на дому и т.п. Однако страховая медицина не предусматривает уход за больными, проведение профосмотров, дорогостоящего лечения.  
 
Бюджетный источник финансирования участия государства в обязательном медицинском страховании при уплате взносов за определенные категории населения (неработающее население: пенсионеры, дети и некоторые другие) формируется за счет налогов. Средства по этой статье бюджетных расходов аккумулируются в специальном государственном фонде, который распределяет средства среди тех страховых компаний, которые обладают правом на осуществление обязательного медицинского страхования. Страховые компании, в свою очередь, являясь посредниками между государством и медицинским учреждением, занимаются экономической экспертизой медицинских услуг учреждений и решают проблему эффективности использования выделенных средств.  
 
В основе обязательного медицинского страхования лежат следующие основные организационно-экономические и правовые принципы.  
 
1) Всеобщий характер.  
Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на получение медицинских услуг, включенные в государственную (базовую) программу ОМС.  
 
2) Государственный характер.  
Средства ОМС находятся в государственной собственности РФ. Государство в лице местных органов исполнительной власти выступает непосредственным страхователем неработающего населения. Оно осуществляет контроль за сбором, перераспределением и использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивает финансовую устойчивость системы ОМС, гарантирует выполнение обязательств перед застрахованными.  
 
3) Некоммерческий характер.  
Средства ОМС не могут стать доходом (прибылью) юридических и физических лиц, являющихся акционерами или учредителями страховых медицинских организаций, участвующих в операциях ОМС. Прибыль (доход), получаемая от операций ОМС, может направляться только на развитие системы ОМС и учреждений здравоохранения.  
 
4) Общественная солидарность и социальная справедливость.  
Все члены общества имеют равные права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС, однако фактически потребление медицинских услуг осуществляется лишь отдельными, нуждающимися в них лицами.  
 
Страховые платежи по ОМС уплачиваются за всех граждан, но востребование финансовых ресурсов осуществляется лишь по обращению за медицинской помощью (принцип "здоровый платит за больного"). Номенклатура и объем предоставляемых услуг не зависит от абсолютного размера платежа по ОМС. Граждане с различным уровнем дохода и соответственно с различным объемом начислений на заработную плату имеют одинаковые права на получение медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования (принцип "богатый платит за бедного"). 
 
Финансовый механизм функционирования ОМС 
 
ОМС осуществляется на основе двух видов программ - базовой программы и территориальных (по субъектам РФ) программ ОМС. Базовая программа разрабатывается Минздравом РФ, согласовывается с Минфином РФ, профсоюзными органами и утверждается Правительством РФ. Базовой программой ОМС гарантируются:  
 
- первичная медико-санитарная помощь, включающая скорую медицинскую помощь, диагностику и лечение в амбулаторных условиях (включая неотложную и доврачебную помощь), консультации специалистов, прививки, периодические медицинские осмотры установленных контингентов, дородовой или послеродовой патронаж, прерывание беременности;  
- первичная медико-социальная помощь (включая доврачебную помощь и помощь на дому больным, инвалидам и престарелым);  
- восстановительное лечение, реабилитация и динамическое наблюдение детей, подростков, инвалидов; 
- стационарная медицинская помощь больным с острыми заболеваниями и обострениями, хроническими заболеваниями, при травмах, отравлениях, ожогах, инфекционных заболеваниях, лицам, подлежащим изоляции в стационаре, плановой госпитализации для диагностических исследований и лечения.  
 
На основе базовой программы органами управления субъектов РФ разрабатываются и утверждаются территориальные программы ОМС. Объем и условия оказания медицинских услуг, предусмотренные Типовыми положениями (ТП) ОМС, не могут быть ниже установленных в базовой программе.  
 
С целью реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС и ТФОМС). Они аккумулируют поступающие от страхователей финансовые средства, разрабатывают правила обязательного медицинского страхования граждан, а также выполняют другие функции в рамках реализации возложенных на них задач.  
 
Объем и условия лекарственной помощи определяются ТП ОМС. Оплата медикаментов и изделий медицинского назначения в стационаре и при оказании скорой помощи осуществляется за счет территориального фонда ОМС (ТФ ОМС), а при амбулаторно-поликлинической помощи и лечении - за счет личных средств граждан.  
 
Организации и предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, до 01.01.2010 года являлись плательщиками единого социального налога. В настоящее время ЕСН упразднен, порядок отчислений страховых взносов определяется Федеральным Законом от 24.06.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования».  
 
Согласно указанному закону все зарегистрированные в территориальных Фондах ОМС в качестве страхователей плательщики осуществляют выплаты в соответствии со следующими тарифами:  
 
В 2010 году:  
 
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%; 
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования -2%. 
 
В течение 2011- 2012 гг.:  
 
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%; 
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования -1,2%. 
 
В течение 2013 - 2014 гг.:  
 
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -1,6%; 
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования -2,1%. 
 
В качестве базы для начисления взносов выступает сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ФЗ №212, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в данном законе.  
 
Кроме поступлений от страхователей в виде страховых взносов на ОМС финансовые средства Федерального и территориальных фондов ОМС образуются за счет:  
 
- поступлений добровольных взносов юридических и физических лиц;  
- доходов от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;  
- поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством.  
 
Все формы контроля в отношении исчисления и своевременности уплаты взносов осуществляют Территориальные фонды ОМС путем проведения сверки плательщиков страховых взносов на основании имеющихся у них данных об их учете в качестве страхователей по ОМС в порядке определяемом ФФОМС. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке.  
 
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование.  
 
Начисленные суммы взносов в части обязательного медицинского страхования налогоплательщики перечисляют отдельными платежными поручениями в ФФОМС и ТФОМС.  
 
Финансирование системы ОМС осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам. ТФОМС из полученных за месяц страховых взносов на обязательное медицинское страхование в соответствии с Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан формирует нормированный страховой запас и рассчитывает среднедушевой норматив финансирования территориальной программы ОМС, после чего в течение 10 дней доводит до сведения СМО дифференцированные подушевые нормативы. При недостатке у СМО средств для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС она обращается в ТФОМС за субвенциями в порядке, установленном ТФОМС.  
 
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования обязан полностью и своевременно в соответствии с договором со страховой медицинской организацией финансировать ее.  
 
Для обеспечения выполнения принятых обязательств по оплате медицинской помощи в объеме территориальной программы страховая медицинская организация образует из полученных от ТФОМС средств необходимые для предстоящих выплат резервы оплаты медицинских услуг и запасной резерв, а также резерв финансирования предупредительных мероприятий по ОМС. ТФОМС устанавливает для страховых компаний единые нормативы финансовых резервов в процентах к финансовым средствам, передаваемым им на проведение обязательного медицинского страхования. При этом сумма средств в запасном резерве не должна превышать одномесячного, а в резерве финансирования предупредительных мероприятий - двухнедельного запаса средств на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы.  
 
ТФОМС также устанавливает порядок использования страховыми организациями финансовых резервов и фондов.  
 
В случае прекращения договора ТФОМС со страховой организацией, предназначенные для оплаты медицинских услуг средства (в том числе средства сформированных резервов оплаты медицинских услуг и запасного) в течение 10 дней возвращаются в ТФОМС, за исключением тех случаев, когда договор пролонгируется или заключается новый договор.  
 
ТФОМС осуществляет контроль за целевым и рациональным использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями.  
 
Медицинское учреждение использует поступившие средства, в соответствии с договорами заключенными со страховыми медицинскими организациями, на оплату медицинской помощи по территориальной программе ОМС, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта федерации. Средства, поступившие от территориального фонда на отдельные мероприятия по здравоохранению, используются медицинскими учреждениями в рамках утвержденных целевых программ.  
 
Состав тарифа на медицинские и иные услуги, предоставляемые по территориальной программе ОМС, определяются в соответствии с действующими нормативными документами решением согласительной комиссии, в которую на паритетных началах входят заинтересованные стороны, а именно: представители территориального фонда ОМС и его филиалов, органов государственного управления, страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций (при отсутствии последних интересы медицинских учреждений могут представлять профсоюзы медицинских работников).  
 
По окончании каждого календарного месяца лечебное учреждение направляет реестр медицинских услуг, оказанных застрахованному конкретной страховой медицинской организацией контингенту и счет на оплату оказанных медицинских услуг. Расчеты между страховыми организациями и медицинским учреждением производятся путем оплаты страховой компанией счетов медицинского учреждения. При оказании медицинской помощи на территории другого субъекта оплата услуг производится путем взаиморасчетов между ТФОМС этих регионов. В данном случае медицинская организация направляет счет на оплату оказанной застрахованным страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность на территории иного субъекта федерации, в ТФОМС вместе с реестром оказанных услуг. ТФОМС организует межтерриториальные расчеты.  
 
За счет средств ОМС финансируется территориальная программа ОМС, в рамках которой гражданам предоставляется амбулаторно-поликлиническая, стационарная и стационарозамещающая медицинская помощь в объеме и на условиях, определенных ТП ОМС. Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, входящих в ТП ОМС, является составной частью ТПГГ. Кроме того, в большинстве регионов России в структуру тарифа на медицинские услуги в системе ОМС включатся не все, а только пять статей затрат. Иными словами, тариф - фактически, цена услуги, оплачиваемой за счет средств ОМС не покрывает всех затрат, которые несет учреждение при ее оказании. Другие статьи расходов медицинских учреждений при оказании медицинской помощи в объеме ТП ОМС отнесены на бюджеты, т.е. дополнительное бюджетное финансирование, согласно принятым программам.  
 
Основными каналами поступлений средств ОМС в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) являются либо страховые медицинские организации, либо территориальные фонды ОМС и их филиалы, либо имеет место смешанная форма поступлений. Часть средств может поступать через органы управления здравоохранением. Так, например, оплата за медицинскую помощь в объеме территориальной программы ОМС поступает из СМО или филиалов фондов, а финансовая помощь на выполнение целевых программ или отдельных мероприятий поступает напрямую из ТФОМС или через местные органы управления здравоохранением.  
 
Кроме того, практически все лечебные учреждения независимо от степени их интеграции в систему ОМС, финансируются из бюджетов здравоохранения всех уровней по определенным статьям сметы (коммунальные, хозяйственные расходы, капитальное строительство и др.). 

 

 

 

В связи с  потребностями общества возникают  финансовые отношения, которые изначально являются объективными. В сегодняшнем  мире существует множество видов финансовых отношений, которые появились благодаря усложнению хозяйственных взаимоотношений.  Также стоит отметить, что управление финансами является целенаправленным воздействием со стороны субъекта или владельца. В свою очередь управление финансами осуществляется на основе финансовой политики. Финансы напрямую связаны с ценовой, кредитной и иными сферами.

Во всех секторах хозяйственной деятельности складываются свои финансовые отношения, которые  характеризуются спецификой деятельности или производства. Виды финансовых отношений можно классифицировать по типу взаимодействия в зависимости от участвующих  в нем субъектов. В тоже время для всех финансовых отношений характерны свойства, которые являются общими и позволяют их относить к различным группам.

Виды  финансовых отношений можно разделить  следующим способом:

  1. Финансовые отношения государства и юридического лица. Все предприниматели платят налоги государству, так как самое главное право любого государства это взимание налогов. В свою очередь государство обеспечивает нормальное функционирование, юридическому лицу обеспечивая его финансовую и правовую поддержку. 
  2. Финансовые отношения между государством и физическим лицом, то есть живим человеком. Физическое лицо, как и юридическое, платит налоги государству, а взамен государство обязуется обеспечивать ему социальные гарантии и прочее. Деньгиналогоплательщиков в большинстве случаев идут на содержание социальных учреждений и другие затраты государства.
  3. Отношения между субъектами. Эти отношения наступают при реализации сырья, аренде, при различных взаимодействиях компаний и предприятий, купли продаже ценных бумаг, заключении договоров.
  4. Финансовые отношения, которые осуществляются между предприятием и вышестоящим органом. Межотраслевые и ведомственные отношения, отчисления предприятий в различные фонды которые в дальнейшем будут помогать предприятию.
  5. Отношения, которые осуществляются внутри хозяйства. Это отношения, которые осуществляются внутри предприятия или фирмы непосредственно между работниками, а также  подразделениями этой фирмы независимо от структуры, и осуществляется в  процессе производства.
  6. Финансовые отношения предприятия с одной стороны и банками, компаниями страхового сектора, различными финансовыми биржами.

 
Субъекты  правовых отношений


Яндекс.ДиректВсе объявленияКак открыть ИП, ООО самому! Пошаговая инструкция как самостоятельно открыть фирму. Читайте:news.zvesti.ru Услуги экстрасенса. Приворот по-белому, без греха и вреда. Снятие порчи. Результат за 1 день.extra-magician.ru 

Воздействие норм права на общественные отношения выражается в наделении одних субъектов правами, получившими название субъективных, а других субъектов обязанностями, именуемыми юридическими. Взаимосвязь между субъективными правами и юридическими обязанностями субъектов правоотношения образует его содержание.

Исходя из вышесказанного, правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой (или нормами) права, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, реализация которых обеспечена государственной поддержкой.

Будучи особым видом общественных отношений, правоотношение характеризуется определенным набором  особых признаков. Оно имеет волевой  и сознательный характер. Стороны правоотношения обладают правосубъектностью, т. е. право- и дееспособны, а сами правоотношения построены на взаимосвязи его участников посредством их взаимных прав и обязанностей.

Как сложное  правовое явление правоотношение структурно включает в себя: субъекты (участников) правоотношения; объекты правоотношения; содержание правоотношения (субъективные права и юридические обязанности).

Понятие субъекта правового отношения тесно связано  с понятием субъекта права. Субъекты права — это потенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения.

Таким образом, субъекты правоотношений — это участники  правовых отношений, которые имеют  определенные субъективные права и  несут те или иные юридические  обязанности.

Виды субъектов правоотношений


Огромное многообразие субъектов правоотношений можно  объединить в две основные группы: индивидуальные и коллективные.

Все индивидуальные субъекты - граждане определенного государства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), объединяются понятием «физическое лицо».

Коллективные субъекты правоотношений представлены организациями. Организации как субъекты правоотношений могут быть как государственными, так и негосударственными. Особой организацией выступает само государство.

Государственные организации подразделяются натри  группы:

  • органы государства, которые являются субъектами разнообразных публично-правовых отношений; их правовые возможности определяются компетенций, т. е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных законодательством;
  • учреждения, выполняющие разнообразные социальные функц<sp

Информация о работе Понятие финансового права. Система финансового права