Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 03:14, реферат
Понятие «финансовое право» рассматривается в разных аспектах:
- как отрасль российского права;
- как отрасль правоведения, правовая наука;
- как учебная дисциплина, учебный курс, изучаемый в юридических высших учебных заведениях.
Финансовое право как отрасль российского права по своей сущности относится к публичным отраслям права и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, то есть деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.
Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение российских законов.
Например, Правительством РФ приняты постановления от 8 апреля 2010 г. № 217 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации», от 31 марта 2010 г. № 203 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению государственного контроля за ценами на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».
Акты
федеральных органов
Нормативные правовые и иные акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, распоряжения, положения, письма, уставы, разъяснения и т. д. Все они издаются в рамках реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т. д.). Они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются. Регистрация в Министерстве юстиции РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения федерального органа исполнительной власти; проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.
Нормативные правовые
акты федеральных органов
К актам федеральных органов исполнительной власти можно отнести например, приказы Министерства финансов РФ от 16 июня 2003 г. № 51н «О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», от 30 декабря 2009 г. № 150н «О утверждении Указаний о порядке бюджетной классификации Российской Федерации».
Международные договоры. Они относятся к источникам финансового права, если содержат нормы, регулирующие финансовые отношения между Российской Федерацией и зарубежными государствами (зарубежным государством). Например, к таковым относятся межгосударственные договоры с различными государствами об устранении двойного налогообложения. В соответствии со ст. 4 БК РФ и ст. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.
Наличие системы
правовых источников, их соподчиненность
и согласованность
Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения, имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).
По общему правилу, финансово-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.
Говоря о пределах действия финансово-правового акта во времени, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным правовым актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).
В Российской Федерации финансово-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов. В результате:
• указания в тексте нормативного правового акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
• указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например: «с момента подписания», «со дня опубликования» и т. д.);
• применения общих правил, указанных в законодательстве. По этим общим правилам законы, другие нормативные правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.
Нормативные правовые акты Президента РФ, регулирующие финансовые отношения, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, а акты Правительства РФ – со дня их подписания.
Акты
федеральных органов
Порядок вступления в силу финансово-правовых актов субъектов РФ, нормативных актов муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Прекращение действия нормативного правового акта происходит в результате:
• истечения срока, на который был принят юридический документ;
• объявления об утрате его юридической силы (прямое указание на отмену, которое может содержаться в акте более высокой юридической силы или в акте того же уровня);
• принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
• устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов, в связи с упразднением этих органов власти на территории бывшего СССР).
Вопрос о действии нормативных правовых актов во времени имеет еще два аспекта.
Во-первых, нормативный правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Это правило – необходимый фактор правовой стабильности: граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено вступлением в силу нового акта.
Во-вторых, нормативный правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона). Это также относится и к регулированию длящихся правоотношений.
Действие финансово-правовых актов в пространстве — это территориальные ограничения их действия, когда нормативный правовой акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов власти, регулирующие финансовые отношения, распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов РФ – на территорию соответствующих субъектов РФ, акты муниципальных органов – на территорию соответствующих административных единиц.
К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.
К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда – в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.
Действие финансово-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия финансового законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства – здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта, а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территорией соответствующего государства.
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.
Финансовое правоотношение характеризуется сложным составом и состоит из трех элементов: субъекта, объектов и содержания.
Субъекты – это участники финансового правоотношения (физические лица, организации).
Объект – это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения (материальные и духовные блага, доход, прибыль и т. д.).
Содержание – это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.
Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.
Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной сторон; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; находятся под охраной государства.
Финансовые отношения отличаются от иных правоотношений тем, что они:
1) возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);
3) являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;
4) юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.
Эти отличительные
черты, рассматриваемые в
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.
Примечания
1
Годме П.М. Финансовое право. М., 1978. С. 41.
2
См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006.
3
См.: Современный словарь иностранных слов. СПб., 2003. С. 513.
Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.
· Страницы:
Понятие «финансы»
относится к числу широко распространенных,
обобщающих экономических категорий, характеризующий
процессы денежной природы и денежные
отношения в стране и в обществе. Как и
ряд других общих экономических терминов,
финансы трудно однозначно определить
с помощью одного признака. Это слово используется
в теоретической и прикладной экономике,
в быту в довольно обширном смысловом
диапазоне, а подчас и в разном смысле.
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются
с теми процессами, которые на поверхности
общественной жизни проявляются в многообразных
формах и обязательно сопровождаются
движением (наличным или безналичным)
денежных средств. Идет ли речь о распределении
прибыли и формировании фондов внутрихо-зяйственного
назначения на предприятиях, или о перечислении
налоговых платежей в доходы государственного
бюджета, или о внесении средств во внебюджетные
или благотворительные фонды — во всех
этих и подобных им финансовых операциях
происходит движение денежных средств.
Будучи многогранным, многосторонним
понятием, финансы как единый термин аккумулируют
в себе, по крайней мере, три характеризующих
их качества или, точнее, проявляют себя
в трех разных ипостасях.
Во-первых, под финансами понимают деньги
и денежные средства, используемые как
один из видов экономических ресурсов,
питающих производство и потребление.
Ведь многие виды экономических ресурсов
в натуральной форме первоначально представлены
в денежной форме, в виде денежных средств,
на которые приобретаются, обмениваются
трудовые и природные ресурсы, средства
производства. Соответственно денежную
форму ресурсов производства и потребления
именуют финансовыми ресурсами. Они формируются
у субъектов хозяйствования и государства
за счет различных видов денежных доходов,
отчислений и поступлений, использующихся
на расширение воспроизводства, материальное
стимулирование работающих, удовлетворение
социальных и других потребностей общества.
Вторая сторона финансов связана с широко
распространенным термином «фи-нансирование»,
понимаемым как обеспечение необходимыми
денежными средствами. В этом смысле имеем
в виду источники, объемы, виды и способы
обеспечения экономических субъектов
(государства, предприятий, предпринимателей,
домашних хозяйств), регионов, социально-экономических
программ финансовыми ресурсами. Здесь
на первый план выходят потребности тех
или иных сфер, секторов экономики, производственных
звеньев, производителей и потребителей
в денежных средствах для удовлетворения
своих потребностей и потоки денежных
средств, призванных удовлетворить эти
потребности. Таким образом, финансы представляют
инструмент обеспечения потребностей
в денежных средствах путем придания определенного
направления денежным потокам. Естественно,
что придание направленности движению
денежных средств опирается на представление
о потребности в них, присущее обладателю
этих средств.
Третья, определяющая сторона финансов,
которая, собственно, и лежит в основе
их выделения как самостоятельной и специфической
экономической категории, за-ключена в
том, что финансы представляют собой распределительные
отношения. От-метим, что финансирование,
рассматриваемое как выделение денежных
средств, их адресация, уже есть распределение.
Однако когда заходит речь о распределительных
отношениях, то под ними понимается нечто
более широкое и разнообразное, чем обеспечение
финансовыми ресурсами. В процессе функционирования
экономики происходит перераспределение
стоимости между хозяйственными субъектами,
кон-кретизация целевого ее использования,
что тоже происходит на основе финансов.
Благодаря им осуществляются многообразные
процессы перераспределения стоимости
общественного продукта во всех структурных
подразделениях экономики и на разных
уровнях хозяйствования.
Финансы представляют денежные отношения,
связанные с образованием, распределением
и перераспределением и использованием
денежных средств. Движение и распределение
порождают финансы как особую форму экономических
отношений.
Важным признаком финансов как экономической
категории является распределительный
характер финансовых отношений. Первоначальной
сферой возникновения финансовых отношений
являются процессы распределения денежной
стоимости созданного общественного продукта,
когда эта стоимость разделяется на составные
части в зависимости от природы возникновения
и назначения выделенных составных элементов.
На этой основе происходит образование
различных форм денежных доходов и накоплений.
Такое распределение стоимости с помощью
финансов сопровождается адекватным движением
денежных средств. Эти денежные средства,
которые сопровождают распределительный
процесс, принимают специфическую форму
финансовых ресурсов. Именно таким образом
выделяются денежные средства (именуемые
иногда денежными фондами) на накопление
и потребление, на доходы и возмещение
затраченных средств производства, на
социальные нужды и развитие производства.
Так что в финансах наблюдается единство
распределительного процесса и дви-жения
финансовых ресурсов. Последние формируются
как у субъектов хозяйствования, предприятий,
организаций, учреждений, предпринимателей,
домашних хозяйств, так и у государства,
причем формирование этих ресурсов осуществляется
за счет различных видов денежных доходов,
отчислений и поступлений. А используются
они в основном через денежные фонды специального
целевого назначения, реже путем нефондового
распределения, и идут на расширенное
воспроизводство, на денежное вознаграждение
работников, на удовлетворение социальных
и других нужд общества. Финансовые фонды
— это часть общей системы денежных фондов,
функционирующих в народном хозяйстве,
предопределенная потребностями расширенного
воспроизводства и обладающая определенными
приоритетами. Финансовые фонды позволяют
теснее увязать удовлетворение любой
потребности с экономическими возможностями,
обеспечивают концентрацию ресурсов на
основных направлениях развития общественного
производства, дают возможность полнее
увязать общественные, коллективные и
личные интересы и тем активнее воздействовать
на производство.
Материальной основой финансов является
производство, так как накопление и денежные
доходы предприятий и организаций образуются
в результате процесса со-здания экономического
продукта, его реализации. В то же время
финансы обслуживают саму сферу производства
и должны строиться так, чтобы способствовать
увеличению, развитию, структурному изменению
производства.
В обществе постоянно возникают денежные
отношения: при расчетах между Предприятиями
и организациями за покупаемую и продаваемую
продукцию, при оплате труда, отражающей
отношения между предприятиями и занятыми
на них работниками, между предприятиями
и государством. При передаче части накоплений
в распоряжение государства, а также при
выделении предприятиям и организациям
в случае необходимости ассигнований
из государственного бюджета. Возникают
денежные отношения и между государством
и населением при внесении налогов, при
получении от государства средств на социальные
нужды. Часть созданных в хозяйстве денежных
накоплений концентрируется в государственном
бюджете. Все эти денежные отношения в
той или иной мере составляют содержание
финансов.
Выполняя важные функции, финансы играют
большую роль в развитии эконо-мики. Благодаря
финансам мобилизуются денежные средства
для удовлетворения нужд государства,
для развития хозяйств, основанных на
разных формах собственности, на осуществление
экономических связей между регионами
страны. На основе финансов осуществляется
проверка и контроль хозяйственной деятельности.
В результате рассмотрения специфических
черт финансов приходим к следующе-му
определению этой экономической категории:
«Финансы представляют собой денеж-ные
ресурсы производства и потребления, а
также денежные отношения, возникающие
в процессе распределения стоимости созданного
экономического продукта и части нацио-нального
богатства с целью формирования денежных
доходов и накоплений у хозяйствующих
субъектов и государства и использования
их на воспроизводство, вознаграждение
работников и удовлетворение общественных
потребностей». Конечно, и это громоздкое
определение нельзя признать всеобъемлющим
и точным, но оно отражает типичные черты
и признаки, которые чаще всего ассоциируются
с понятием «финансы».
Финансы взаимосвязаны с другими экономическими
категориями. Как известно, экономическим
инструментом, благодаря которому удается
измерить стоимость товаров, является
цена. Она во многом предопределяет конкретную
величину денежных средств, поступающих
в различные сектора экономики, направляемых
тому или иному собственнику факторов
производства. Таким образом, цена выступает
исходной основой, на которой совершается
дальнейший распределительный процесс.
Но цена сама по себе еще не может позволить
разделить стоимость созданного экономического
продукта на различные составные части
в процессе распределения. Такое распределение
осуществляется с помощью не только цены,
а посредством финансов и заработной платы,
представляющей цену труда. Но функционирование
цены и финансов в ходе распределения
осуществляется в тесной взаимосвязи.
Цены являются основой финансового метода
распределения денежных средств, а финансы
выступают инструментом, при помощи которого
реализуются пропорции распределения,
Таким образом, здесь прослеживается взаимосвязь
между финансами и ценами в распределительном
процессе.
Финансы и заработная плата как экономические
категории также связаны между собой,
и это их взаимодействие проявляется в
процессе распределения. Благодаря финансам
происходит увязка заработной платы отдельного
работника и общей суммы средств, выделяемых
на оплату труда и распределяемых между
работника. В то же время зарплата выступает
источником формирования части финансовых
ресурсов. Примером тому выступает задолженность
по заработной плате, являющаяся финансовым
ресурсом вследствие того, что она может
стать источником формирования оборотных
средств.
Но заработная плата имеет своеобразные
особенности, позволяющие отличить ее
от финансов. Во-первых, составляющие ее
распределительные отношения мате-риализуются
в денежных средствах, поступающих в собственность
отдельных работ-ников и использующихся
наличное потребление, в то время как финансовые
ресурсы как материальные носители финансовых
отношений находятся в распоряжении предприятий,
фирм, государства и предназначаются для
удовлетворения общественных потребностей.
Во-вторых, заработная плата как форма
общественного распределения носит компенсационный
характер, является мерой оплаты труда,
то есть каждый получает такую стоимость,
которая соответствует его трудовому
вкладу.
Существенная взаимосвязь проявляется
между финансами и кредитом. Эти две категории
однотипны, у них есть ряд общих черт, что
свидетельствует об их близости. Вместе
с тем это самостоятельные категории,
между ними существует много различий,
что проявляется в характере их функционирования.
Кредит в отличие от финансов есть возвратное
движение средств, когда предоставленная
взаймы сумма должна быть обязательно
возвращена кредитору Финансовые же отношения,
будучи распре-делительными, характеризуются
односторонним движением. К тому же, как
правило, финансовые отношения — это отношения не эквивалентные.
Это и уплата налогов, и многочисленные
отчисления, платежи, в условиях которых
отдающая сторона не достигает адекватного
возвращения затрат.
Отличие финансов и кредита проявляется
и в источниках средств. Если кредит-ные
ресурсы формируются в процессе перераспределения
временно свободных де-нежных средств
предприятий, организаций, фирм, населения,
государства, то фи-нансовые ресурсы формируются
из доходов и накоплений, образующихся
на стадии стоимостного распределения.
Кредитные ресурсы предоставляются заемщикам
на определенный срок с обяза-тельным
возвратом и уплатой процента за пользование
заемными средствами. Фи-нансовые же ресурсы
могут предоставляться бесплатно и без
предварительной оговорки условий их
возврата. В то же время наличие общих
черт у финансов и кредита обусловливает
их тесную взаимосвязь и взаимодействие
в процессе распределения ресурсов. Особенно
это проявляется в комплексном использовании
финансовых и кредитных ресурсов. Так,
при недостатке собственных финансовых
ресурсов у пред-приятий они обращаются
к банковскому кредиту. В то же время высвобождающиеся
на определенный срок финансовые ресурсы
хранятся на счетах, в банках и служат
одним из источников ссудного фонда.
Информация о работе Понятие финансового права. Система финансового права