Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 03:14, реферат
Понятие «финансовое право» рассматривается в разных аспектах:
- как отрасль российского права;
- как отрасль правоведения, правовая наука;
- как учебная дисциплина, учебный курс, изучаемый в юридических высших учебных заведениях.
Финансовое право как отрасль российского права по своей сущности относится к публичным отраслям права и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, то есть деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.
Любые финансовые отношения являются объективными по своей
природе и возникают в связи с необходимостью
обеспечения потребностей общественного
производства. Все виды финансовых отношений
опосредуются финансовым механизмом.
Формы и виды финансовых отношений на
данном этапе развития общества характеризуются
довольно большим разнообразием, что объясняется
постоянным усложнением хозяйственных
связей и усилением влияния государства
на ход экономического процесса.
Управление финансами является целенаправленным
воздействием на них со стороны субъектов
управления. При этом объектами управления
выступают различные виды финансовых
отношений, образующих финансовую систему.
Субъектами управления являются органы
финансового управления (так называемый
финансовый аппарат).
Управление финансовыми отношениями производится
на основе финансовой политики, которая
многогранна по содержанию и напрямую
связана с деятельностью субъектов хозяйствования
при реализации их хозяйственных интересов.
Финансы в системе денежных отношений
связаны с кредитной, ценовой и прочими
сферами. Главная задача в развитии финансовых
отношений в РФ связана с необходимостью
упрочения основ экономики, укрепления
демократических принципов в социальной
сфере и усиления государства в управлении
финансовыми процессами.
Финансовые отношения складываются во всех секторах
хозяйственной жизни общества на этапе
распределения стоимости. Разные виды
финансовых отношений существуют, прежде
всего, между гражданами и экономически
самостоятельными единицами хозяйствования
с государством (платежи в бюджет и внебюджетные
фонды, бюджетное финансирование). Кроме
того, финансовые отношениясуществуют между государством
и выступающими в качестве его кредиторов
на внутреннем и внешнем финансовых рынках
организациями. Отношения органов госуправления
и самоуправления при оказании взаимной
финансовой помощи также являются финансовыми
отношениями. К данной категории относятся
и отношения хозяйствующих субъектов
по поводу уплаты штрафов, неустоек, пени,
между предприятиями и наемными работниками
при выплате зарплат, материальной помощи
и т.п.
Все виды финансовых отношений образуют
единую систему финансов страны. Поскольку финансовые отношения опосредуют движение капиталов,
доходов и других денежных средств предприятий,
то по этому признаку их можно разделить
на несколько групп. Это отношения предприятий
с государством, другими предприятиями
(контрагентами), финансовыми посредниками
(валютные, фондовые биржи, банки, страховые
компании и т.д.). Внутри самого предприятия
(между структурными подразделениями
и персоналом), внутри отдельных объединений,
организаций, между предприятиями и инвесторами
(участниками, акционерами, собственниками).
Государство во многом способствует многообразию
отношений в сфере финансов, разрабатывая
новые формы их использования. Они устанавливаются
в соответствии с основными задачами по
развитию экономики страны на данном историческом
этапе.
Финансовые отношения необходимы для объективного
развития экономических отношений и являются
основным инструментом реализации государственной
политики сферы финансовых отношений.
Для всех видов финансовых отношений характерны
некоторые общие свойства, позволяющие
относить их к отдельным группам в зависимости
от того участвуют ли они в общественном
воспроизводстве, осуществляют его страховую
защиту или обеспечивают проведение государственного
регулирования экономики и социальной
сферы. Под такими группами понимают сферы
отношений, опосредующие функционирование
хозяйствующих субъектов, муниципальное
и государственное управление, страхование.
Финансовые
отношения - отношения двух его противоположных
сторон.
Тип финансового отношения есть вся совокупность
условий, на которых стоимость передается
от одного участника рынка к другому.
Исходные типы финансовых отношений разделяются
в зависимости от способа их образования
и национальной принадлежности финансовых
ресурсов.
Финансовые отношения основываются на процессах
формирования и использования первичных
и вторичных доходов участников рынка.
Первичные доходы образуются в результате
отношений распределения. Вторичные доходы
образуются в результате отношений перераспределения.
Финансовые отношения разделяются по способу образования
(возникновения) финансовых доходов (расходов)
на отношения распределения и отношения
перераспределения.
Отношения распределения есть отношения,
связанные с образованием первичных доходов
из выручки от реализации. Эти отношения,
с одной стороны, представляют собой разделение
валового дохода участника рынка на затраты
и его собственный (производственный)
чистый доход. С другой стороны - разделение
затрат на валовые и чистые доходы других
участников рынка.
Перераспределительные отношения связаны
с дальнейшим движением (передачей) чистых
доходов между участниками рынка. Передача
чистого дохода может происходить с его
последующим возвратом или без такового,
т. е. безвозвратно. Передача чистого дохода
может происходить за плату или бесплатно.
Сочетание указанных способов передачи
чистого дохода имеет четыре варианта:
передача с возвратом за плату и бесплатно,
передача без возврата за плату и бесплатно.
Деление финансовых отношений в зависимости
от национальной принадлежности чистого
дохода есть их деление на национальные
и международные финансы.
Логически отношения перераспределения
следуют за отношениями распределения.
Однако на практике обе группы отношений
часто имеют место одновременно, поскольку
в процесс перераспределения вовлекаются
не только доходы от реализации, но и внереализационные
доходы. В результате возникает замкнутая
цепочка распределительно-
Основные группы распределительных отношений.
Распределительные отношения состоят
из двух групп.
Во-первых, это разделение валового дохода
участника рынка на затраты и его собственный,
или производственный, чистый доход, который
включает прибыль и амортизационные отчисления.
Во-вторых, это деление затрат на валовые
и чистые доходы других участников рынка,
к которым относятся заработная плата,
рентные платежи и косвенные налоги государству.
С формальной точки зрения отношения распределения
выручки от реализации достаточно просты,
так как сводятся лишь к трем группам отношений
и связанных с ними пропорций:
• между коммерческой организацией и
ее работниками, или пропорции между прибылью
и оплатой труда наемных работников;
• между коммерческой организацией и
собственниками земли и природных ресурсов,
или пропорции между прибылью и платежами
этим собственникам (рентными платежами);
• между коммерческой организацией и
государством по уплате налогов, включаемых
в валовой доход (косвенных налогов), или
пропорции между валовым доходом и размеров
входящих в него косвенных налогов.
Однако указанные группы пропорций совсем
не равнозначны. Первая пропорция имеет
ярко выраженный социальный характер
и проявляется в возможном противостоянии
интересов коммерческой организации и
интересов ее работников. Борьба за повышение
заработной платы является изначальным
сопутствующим явлением в развитии рыночной
экономики.
Вторая пропорция имеет отношение к характеру
собственности на землю и природные ресурсы.
Если земля с ее ресурсами есть собственность
коммерческой организации, то рентные
платежи остаются в ее собственности,
что выражается в увеличении размеров
прибыли над ее среднеотраслевыми показателями.
В этом случае природа выступает как бесплатный
источник дополнительной прибыли.
Обе указанные пропорции тесно связаны
с отношением между прибылью и амортизационными
отчислениями. Увеличение амортизационных
отчислений есть фактор уменьшения размеров
прибыли, и наоборот. Для самой коммерческой
организации эта пропорция совершенно
безразлична, так как обе указанные части
стоимости есть ее полная собственность.
Третья пропорция показывает, какую долю
валового дохода забирает государство
вне какой-либо связи с выплатой чистого
дохода работникам и собственникам земли.
Косвенные налоги увеличивают цену реализации
товаров и услуг, т. е. удорожают их для
конечных потребителей.
Жизнедеятельность
общества базируется на экономических,
политических, юридических, социальных,
этических и прочих отношениях, возникающих
между людьми. Экономическая наука
изучает экономические
Социально-экономические отношения складываются
между общественными классами, социальными
группами, отдельными коллективами и членами
общества. Решающую роль в этих отношениях
выполняют отношения собственности на
средства производства. Организационно-экономические
отношения возникают потому, что общественное
производство, распределение и обмен невозможны
без определенной организации. Организационно-экономические
отношения, отражающие формы организационных
связей, сопровождают любую совместную
деятельность работников. Это, например,
разделение труда, его специализация и
кооперирование. Общественное разделение
труда — обособление отдельных видов
трудовой деятельности. Первым этапом
общест-венного разделения труда было
отделение скотоводства от земледелия.
Предпосылкой общественного разделения
труда является наличие определенного
количества и качества экономических
ресурсов и особенности их комбинирования,
обеспечивающие большую или меньшую эффективность
использования данных ресурсов. Разделение
труда в условиях современного производства
требует узкой специализации работников
на от-дельных производственных операциях.
Специализация — форма разделения труда,
при которой экономический субъект концентрирует
свои производственные усилия на одном
или ограниченном числе видов деятельности.
Оборотной стороной общественного разделения
труда является его кооперация. Кооперация
труда — основанный на разделении труда
устойчивый обмен между экономическими
субъектами продуктами, производимыми
ими с наибольшей экономической эффективностью.
Производственные отношения образуют
основу экономической организации общества.
Производственные отношения — взаимодействие
людей между собой в процессе их хозяйственной
деятельности. Производство — основа
экономики, основа существования всего
человеческого общества. Рассматривая
производство как процесс, экономическая
теория выделяет в нем следующие стадии:
производство, распределение, обмен и
по-требление. Производство — создание
продукта, необходимого для существования
и развития человека. Ясно, что прежде
чем что-то распределять, обменивать и
потреблять, это «что-то» должно быть произведено.
Распределение — определение доли и объема
продукта, поступающего в потребление
участникам экономической деятельности.
Различают распределение в узком смысле
(распределение продукта) и в широком смысле
(распределение условий и факторов производства).
Распределение в широком смысле опирается
на разделение труда и размещение экономических
ресурсов по разным видам хозяйственной
деятельности. Распределение в узком смысле
предполагает определение доли каждого
участника экономических отношений в
созданном богатстве. Размер доли зависит
от права собственности и от объема произведенной
продукции. Обмен — стадия движения общественного
продукта, на которой произведенные продукты
доставляются субъектам экономической
деятельности. Поскольку производство
осуществляется на основе разделения
труда и специализации, то обмен становится
способом получения необходимых продуктов
путем передачи за них результатов своего
труда. Посредниками в таком обмене выступают
деньги. Потребление — процесс использования
результатов производства для удовлетворения
потребностей. Это заключительный этап
движения продукта. В результате потребления
созданные товары исчезают, после чего
следует их заново производить, т. е. воспроизводить.
По целям потребление делится на личное,
т. е. направленное на удовлетворение индивидуальных
потребностей людей, и производственное,
направленное на использование продукта
для возобновления и расширения процесса
производства материальных благ.
Необходимо отметить, что производство
— общественный процесс, так как осуществляется
не изолированными экономическими субъектами,
а обществом. Кроме того, производство
— непрерывный процесс. Общество не может
перестать потреблять, а значит, неизбежно
постоянное повторение производства,
распределения, обмена и потребления,
или воспроизводства. Причем все четыре
фазы реализуются одновременно. Непрерывность
производственного процесса и его повторяемость
характеризуют общественное воспроизводство.
Общественное воспроизводство — постоянно
повторяющийся в обществе процесс производства,
распределения, обмена и потребления материальных
благ и услуг. Схематично воспроизводственный
процесс представлен на рисунке.
Общественное воспроизводство может осуществляться
в простом, расширенном и суженном вариантах.
Простое воспроизводство имеет место
в том случае, если объемы выпускаемой
продукции неизменны и ходе каждого оборота.
При этом считается, что и количество,
и качество используемых в процессе общественного
производства экономических ресурсов
не меняются. Расширенное воспроизводство
предполагает, что объемы производимых
материальных благ постоянно растут, увеличиваясь
год от года. Условием расширенного воспроизводства
является увеличение количества и качества
экономических ресурсов. Суженное воспроизводство
представляет собой сокращение объемов
производства на каждой следующей стадии
процесса общественного воспроизводства.
Финансовые
отношения – это экономические отношения
между субъектами, возникающие в результате
формирования целевых программ, которые
будут обеспечены средствами денежных
фондов.
Финансовая система РФ включает следующие
звенья финансовых отношении:
- государственная бюджетная система;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный кредит; - фонды страхования;
- финансы предприятий различных форм
собственности.
Первые три блока финансовых отношений
относятся к централизованным финансам
и используются для регулирования экономики
и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношенияпредприятий относятся к децентрализованным
финансам и используются для регулирования
и стимулирования экономики и социальных
отношений на микроуровне.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов
трех уровней: первый уровень – федеральный
бюджет Российской Федерации и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
второй уровень – бюджеты субъектов РФ
(89 бюджетов – 21 республиканский бюджет,
55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных
бюджетов автономных округов, бюджет автономной
Еврейской области, городские бюджеты
Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
третий уровень – местные бюджеты (около
29 тысяч городских, районных, поселковых
и сельских бюджетов).
Внебюджетные фонды имеют строго целевое
назначение – расширить социальные услуги
населению, стимулировать развитие остальных
отраслей инфраструктуры, обеспечить
дополнительными ресурсами приоритетные
отрасли экономики. Государственный кредит
представляет собой особую форму кредитных
отношений между государством и юридическими
и физическими лицами, при которых государство
выступает главным образом в качестве
заемщика средств. Финансы предприятий
различных форм собственности (государственные,
муниципальные, акционерные, частные и
др.) составляют основу финансов. Здесь
формируется преобладающая часть финансовых
ресурсов. От состояния предприятий во
многом зависит общее финансовое положение
страны.
Понятие «финансовая
система» употребляется в различных
значениях. Во-первых, как совокупность
финансовых учреждений (институциональная
структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения
экономического содержания как совокупность
финансовых отношений.
Само понятие «система» предполагает
наличие определенных составляющих элементов
и связи между ними. Структурная организация
совокупности финансовых отношений позволяет
упорядочить и целенаправленно управлять
элементами системы, отслеживать и корректировать
финансовые связи. Построение финансовой
системы основывается на следующих признаках:
• Функциональном назначении той или
иной группы финансовых отношений;
• Наличии определенной специфики в финансовых
отношениях;
• Единстве и взаимодействии подсистем;
• Наличии специального обслуживающего
аппарата;
• Наличии собственной финансовой базы.
Итак, финансовая система – это совокупность
различных сфер (звеньев) финансовых отношений,
каждая из которых характеризуется особенностями
в формировании и использовании фондов
денежных средств, различной ролью в жизни
общества.
В зависимости от признака, закладываемого
в основу построения финансовой системы,
можно представить ее разное структурное
понимание. Рассмотрим структуры финансовой
системы Российской Федерации.
1. По фондовому
признаку различают централизованные
и децентрализованные финансы
Централизованные (государственные) финансы
включают:
• государственные бюджеты;
• государственные социальные внебюджетные
фонды;
• государственный кредит;
• государственное страхование.
К децентрализованным финансам относят:
• финансы коммерческих предприятий и
организаций;
• финансы некоммерческих организаций;
• финансы домохозяйств.
Централизованные фонды денежных средств
формируются, распределяются и используются
государством. Для них жестко определены
источники средств, направления расходования
устанавливаются на основе законодательно-правовых
актов. В отношении децентрализованных
финансов нет жесткого контроля за финансовыми
потоками: предприятия, организации действуют
по принципу хозяйственной самостоятельности,
самофинансирования, ответственности,
домохозяйства сами определяют структуру
своих доходов и расходов. И хотя нормативное
регулирование (налогообложение, контроль
за законностью финансовых операций),
социальное страхование присутствуют,
децентрализованные финансы имеют определенную
свободу и независимость.
2. По сфере финансовых
отношений финансовая система РФ включает:
• финансы экономических субъектов: предприятий,
организаций по секторам (коммерческий,
некоммерческий), по отраслям экономики
(промышленные, сельскохозяйственные,
транспортные и др.); банковско-кредитных
организаций; участников фондового рынка;
• финансы государства: федерального
уровня; регионального уровня; местного
(муниципального) уровня;
• фонды страхования: государственного,
частного;
• финансы домохозяйств.
Государственные и муниципальные финансы
являются частью финансовой системы РФ,
охватывают часть денежных отношений,
в процессе которых происходит формирование,
распределение и использование государственных
и муниципальных фондов денежных средств,
необходимых для выполнения общественных
функций и задач.
Основными функциями государства являются:
создание адекватной требованиям экономики
нормативно-правовой базы и контроль за
выполнением законов и нормативных актов;
предоставление общественных благ; поощрение
свободной конкуренции и антимонопольное
регулирование; защита производителей
от несправедливой конкуренции; стимулирование
развития новых прогрессивных технологий;
защита окружающей среды; организация
общественных работ; поддержка развития
фундаментальной науки; поддержка культуры,
искусства, образования, здравоохранения;
обеспечение социальной защиты населения,
социальная поддержка малообеспеченных
слоев; защита прав потребителей и др.
Государственные и муниципальные финансы
играют важную роль в решении социально-экономических
задач. Выполняя распределительную функцию,
государственные и муниципальные финансы
перераспределяют финансовые ресурсы
между различными регионами и муниципальными
образованиями, различными отраслями
экономики, производительной и непроизводительной
сферами, различными социальными группами
населения.
Посредством государственного и муниципального
контроля отслеживается весь механизм
финансовых отношений в обществе, финансовое
состояние звеньев финансовой системы
РФ, эффективность применяемых правительством
программ социально-экономического развития
и эффективность, законность деятельности
самой исполнительной власти.
3. Структура
финансовой системы РФ с точки зрения
управления включает:
• основные элементы системы (финансы
государства, финансы коммерческих предприятий,
организаций, финансы домохозяйств);
• вспомогательные элементы системы (финансы
банковско-кредитных организаций, страховых
групп, финансы участников рынка ценных
бумаг).
4. Институциональная
структура финансовой системы РФ состоит
из разных уровней
На федеральном уровне институциональная
структура включает:
• комитеты Государственной Думы и Совета
Федерации;
• Министерство финансов Российской Федерации
и в его составе: Федеральную налоговую
службу; Федеральную службу страхового
надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного
надзора, Финансовую службу по финансовому
мониторингу, Федеральное казначейство
(службу);
• Центральный банк Российской Федерации;
• Счетную палату Российской Федерации;
• Федеральную таможенную службу;
• Федеральную службу по финансам и рынкам;
• Исполнительные дирекции (правления)
федеральных внебюджетных фондов.
На уровне субъектов РФ:
• комиссии по бюджету и финансам в законодательном
органе, соответствующие федеральным
структурам исполнительной власти;
• министерства (управления, департаменты)
финансов субъекта РФ, в том числе региональные
аппараты Департамента контроля Минфина
России, управления казначейства Министерства
финансов РФ или управления казначейства
субъекта Федерации, территориальные
управления Федеральной службы РФ по страховому
надзору;
• главные управления Банка России субъектов
Федерации;
• Федеральную налоговую службу (инспекцию)
субъекта Федерации;
• Таможенную службу субъекта Российской
Федерации;
• Территориальные органы Федеральной
службы по финансовым рынкам;
• Региональные дирекции (правления) федеральных
внебюджетных фондов.
На муниципальном уровне:
• комиссии по бюджету и финансам в представительном
органе местного самоуправления;
• управления (департаменты, отделы) финансов;
• аппарат Департамента контроля Минфина
России;
• городские (районные) органы (отделения)
Федерального казначейства или муниципальное
казначейство;
• городские (районные) управления Главного
управления Банка России субъекта РФ;
• городские (районные) налоговые службы;
• счетную комиссию представительного
органа местного самоуправления;
• городскую (районную) таможню.
На уровне хозяйствующих субъектов управление
финансами осуществляется финансовой
службой (отделом), дирекцией по финансам,
департаментом финансов.
Финансовая система Российской Федерации
в соответствии со структурным делением
финансовой системы в экономически развитых
странах включает следующие звенья:
• государственный бюджет;
• государственные внебюджетные фонды;
• государственный кредит;
• фонд страхования;
• фондовый рынок;
• финансово-кредитную систему;
• финансы предприятий различных форм
собственности.
Финансовая
система РФ входит в экономическую
категорию, а любая экономическая
категория выражает определенные экономические
отношения. Финансовая система
РФ имеет целый ряд экономических особенностей
по сравнению с другими экономическими
принципами (отношениями):
• денежные отношения;
• распределительные отношения;
• связаны с формированием и использованием
фондов денежных средств государства
и хозяйствующих субъектов.
Эти особенности финансовой системы РФ
позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических
отношений.
Денежные фонды формируются на макро и
микроуровнях. На макро уровне к ним относятся
государственный бюджет, государственные
внебюджетные фонды, государственные
фонды страхования, которые представляют
собой систему денежных отношений между
государством, с одной стороны, и юридическими
и физическими лицами — с другой. На микроуровне
— это фонды собственных, заемных и привлеченных
средств. В свою очередь в состав собственных
средств предприятий входят уставный,
добавочный и резервный капиталы; фонды
накопления, потребления и социальной
сферы; нераспределенная прибыль. К заемным
средствам в финансовой системе РФ относятся
кредиты и займы, к привлеченным — кредиторская
задолженность. Денежные отношения на
микро уровне включают в себя отношения
между поставщиком и потребителем, между
предприятием и его структурными подразделениями,
между администрацией предприятия и его
работниками, между предприятиями и финансово-кредитной
системой и т. д.
Финансовые
отношения коммерческих предприятий строятся
на определенных принципах, связанных
с основами хозяйственной деятельности.
1. Принцип хозяйственной самостоятельности
проявляется в том, что предприятие самостоятельно
определяет свои расходы, источники финансирования,
направления вложений денежных средств,
с целью получения прибыли. Однако государство
регламентирует отдельные стороны деятельности
организаций и предприятий, устанавливая
налоги, нормы амортизации и т.д.
2. Принцип самофинансирования - означает
полную окупаемость затрат на производство
и реализацию продукции, инвестирование
в развитие производства за счет собственных
денежных средств, банковских и коммерческих
кредитов.
3. Принцип материальной заинтересованности
диктуется основной целью предпринимательской
деятельности - получением прибыли. Заинтересованность
в результатах хозяйственной деятельности
присуща коллективам предприятий и организаций,
отдельным работникам и государству в
целом. Реализация этого принципа обеспечивается
достойной оплатой труда, оптимальной
налоговой политикой государства, соблюдением
экономически обоснованных пропорций
в распределении чистой прибыли на потребление
и накопление.
4. Принцип материальной ответственности
- означает наличие определенной системы
ответственности за результаты финансово-хозяйственной
деятельности. Финансовые методы реализации
этого принципа различны для отдельных
хозяйствующих субъектов, их руководителей
и работников. В основном используются
пени, штрафы, неустойки, взимаемые за
нарушение договорных обязательств, налогового
законодательства и т.д.
5. Принцип обеспечения финансовых резервов
- связан с необходимостью формирования
финансовых резервов и других аналогичных
фондов. Его соблюдение ведет к минимизации
рисков, связанных с предпринимательской
деятельностью.
Все принципы организации финансов хозяйствующих
субъектов находятся в развитии и для
их реализации в каждой конкретной экономической
ситуации применяются свои формы и методы,
соответствующие уровню развития производительных
сил и производственных отношений.
Финансовые
отношения предприятий охватывают:
- отношения с другими предприятиями и
организациями по поставкам сырья, материалов,
комплектующих изделий, реализации продукции,
оказанию услуг и др.;
- отношения с банковской системой по расчетам
за банковские услуги, при получении и
погашении кредитов, покупке и продаже
валюты и другие операции;
- отношения со страховыми компаниями
и организациями по страхованию коммерческих
и финансовых рисков;
- отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми
биржами по операциям с производственными
и финансовыми активами;
- отношения с инвестиционными институтами
(фондами, компаниями);
- отношения с филиалами и дочерними предприятиями;
- отношения с персоналом предприятия
по выплате заработной платы, дивидендов
и др.;
- отношения с акционерами (не членами
трудового коллектива);
- отношения с налоговой службой по уплате
налогов и других платежей;
- отношения с аудиторскими фирмами и другими
хозяйствующими субъектами.
Информация о работе Понятие финансового права. Система финансового права