Понятие финансового права. Система финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 03:14, реферат

Описание работы

Понятие «финансовое право» рассматривается в разных аспектах:
- как отрасль российского права;
- как отрасль правоведения, правовая наука;
- как учебная дисциплина, учебный курс, изучаемый в юридических высших учебных заведениях.
Финансовое право как отрасль российского права по своей сущности относится к публичным отраслям права и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, то есть деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Работа содержит 1 файл

фин право .doc

— 609.00 Кб (Скачать)

Международные финансовые отношения

Международные финансовые отношения являются отношениями по поводу предоставления займов, кредитов и вложения средств в экономику других государств. Уровень развития данного вида финансовых отношений определяются степенью развития национальных экономик стран, мировой экономики в целом, политической обстановкой, характером отношений между государствами. Чем более высоким уровнем характеризуется производство страны, чем более совершенно разделение труда и крепки связи между государствами, тем более существенными являются потоки капиталов между ними.  
 
Международные финансовые отношения разворачиваются, прежде всего, в форме валютных операций, в ходе которых часть денежного капитала государств переводится в валюту или наоборот.  
 
В настоящее время главными центрами международной финансовой деятельности являются страны Западной Европы, США и Япония. Их доходы от финансовых операций на международной арене часто превышают доходы от внешней торговли.  
 
Международные валютно-финансовые отношения складываются при непосредственном участии в них правительственных и общегосударственных учреждений, международных организаций и частных предприятий. Регулируются отношения в экономической сферы подобного уровня многочисленными международными организациями, специально созданными и действующими в соответствии с международными соглашениями в области ведения совместных экономических проектов.  
 
Крупнейшими международными финансовыми организациями являются МВФ, ВТО, а также ряд специализированных фондов и различные международные банки.  
 
Содержание международных финансовых отношений сегодня подразумевает довольно большой круг отношений, играющих особо важную роль в ситуации, когда экспорт товаров (услуг) является стратегически важным для государств направлением экономического развития.  
 
Международные финансовые отношения складываются в форме международных кредитных и финансовых отношений, мировой торговли, взаимного предоставления странами международных услуг, производственного сотрудничества, международного туризма, научно-технических связей.  
 
Большинство стран, участвующих в ведении мирового хозяйства, сегодня тесно связаны на уровне политических, экономических, научных и прочих сфер деятельности. Эти связи упрочаются все больше с течением времени, что приводит к расширению потоков денежных платежей, капиталов, кредитных ресурсов между отдельными странами. Международные финансы в связи с этим группируются по отношению к субъектам хозяйствования государств, по отношению государств и правительств других стран с хозяйствующими субъектами иностранных государств, по поводу взаимоотношений государств и субъектов хозяйствования с мировыми финансовыми организациями (структурами наднационального уровня).  
 
Международные финансовые отношения по своему назначению опосредуются денежными потоками между отдельными субъектами разных государств. Такими субъектами могут выступать предприятия (отношения купли-продажи), правительства разных стран (по поводу кредитования других стран или кредитования государством иностранных субъектов другой страны) и т.д. Любые международные кредиты являются двусторонними отношения (предоставление кредита – его погашение и уплата процентов по нему).  
 
Международные финансы своим функционированием отражают глобальные интеграционные процессы, идущие в современном мире. Они обеспечивают деятельность наднациональных структур через фонды, специально создаваемые для этого специальными международными организациями.  
 
Повышение авторитета действующих международных финансовых организаций ведет к росту уровня финансовой централизации и переходу на единую денежную единицу.

Финансово правовые отношения

Финансовые  правоотношения — это общественные отношения, возникающие при мобилизации, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулиро-ванные нормами финансового права.  
 
Финансово-правовые отношения являются разновидностью правоотношения, поэтому им и присущи черты последнего.  
 
Можно выделить следующие признаки: во-первых, финансовые правоотношения возникают в соответствии с нормами права, которые указывают условия их возник-новения и определяют участников. Во-вторых, носят волевой характер. В-третьих, характерна связь сторон в форме юридических прав и обязанностей. Здесь всегда есть две стороны: одна, обладающая субъективным правом (управомоченная) и другая, несущая соответствующие юридические обязательства (обязанная).  
 
Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют особые характеристики, обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования. Финансовые правоотношения отличаются тем, что:  
 
• они возникают в процессе финансовой деятельности государства;  
• одним из субъектов должен быть соответствующий, возникают они по поводу денег — платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.  
 
Эти отличительные черты, рассматриваемые в единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений.  
 
Финансовое правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект и содержание. Субъекты финансового правоотношения — это лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и прав, к которым можно отнести все три основные группы, на которые подразделяются субъекты права:  
 
• общественно-территориальные образования;  
• коллективные субъекты;  
• индивидуальные субъекты.  
 
Но при этом нельзя забывать о том, что одной из сторон в финансовом правоотношении всегда будет выступать государство или его уполномоченный орган. Субъект финансового правоотношения связан с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансово-правового отношения.  
 
В основном субъект финансового права и финансового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою финансовую правосубъектность, становятся субъектами финансового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения могут не совпадать в одном лице.  
 
Главным образом это имеет место тогда, когда государство как субъект финансового права вступает в финансовое правоотношение.  
 
Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Объектом являются деньги или денежные обязательства в связи с образованием и использованием денежных фондов.  
 
Права и обязанности субъектов финансового правоотношения образуют юридическое содержание финансового правоотношения.  
 
Субъективное право — это предусмотренная нормами права мера возможного поведения участника правоотношения.  
 
Субъективная обязанность — это предусмотренная нормой права мера должного поведения.  
 
Названные правоотношения можно классифицировать по ряду оснований. Так, по материальному содержанию они делятся на бюджетные, налоговые, в области страхо-вания, кредита (государственного и банковского), расчетов, финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства.  
 
В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, они бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований.  
 
В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование.  
 
Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений является юридический факт. Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Как и в других отраслях права, к юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (правомерные либо неправомерные) и события. События — это явления, не зависящие от воли людей. Например, смерть налогоплательщика. В отличие от событий действия являются осознанными и совершаются по воле человека (Например, правонарушения, договора).

Финансовые отношения  организаций

Предприятие - это  самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный для ведения  хозяйственной деятельности, которая  осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.  
 
Как правило, предприятие выступает юридическим лицом, что определяется совокупностью признаков:  
 
- обособленностью имущества;  
- ответственностью по обязательствам этим имуществом;  
- наличием расчетного счета в банке;  
- выступлением от своего имени.  
 
Обособленность имущества выражается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором числится имущество предприятия.  
 
финансовые отношения предприятия (организации) возникают тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, их использование на цели развития предприятия.  
 
Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала - важнейшего источника формирования имущества любого предприятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия.  
 
При создании предприятия уставный капитал направляется на:  
 
- приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности;  
- приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором.  
 
Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая отпускной ценой продукции, произведенной предприятием. После реализации продукции она принимает денежную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, которая поступает на расчетный счет предприятия. Выручка - это еще не доход, но уже источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия.  
 
В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости:  
 
- одна часть связана с формированием амортизационного фонда, который образуется посредством амортизационных отчислений, после того как износ основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму. Обязательное условие образования амортизационного фонда - продажа произведенных товаров потребителю и поступление выручки;  
- поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляют издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются.  
 
Обособление издержек в виде себестоимости дает возможность сопоставить полученную от реализации продукции выручку и произведенные затраты. Смысл инвестирования средств в производство продукции состоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает его в виде прибыли.  
 
Прибыль и амортизационные отчисления выступают результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе. При этом назначение амортизационных отчислений — обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов.  
 
В отличие от амортизационных отчислений, прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений, которые возникают между предприятием и государством по поводу распределения созданного чистого дохода. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, — это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.  
 
Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые:  
 
- на его производственное и научно-техническое развитие;  
- формирование финансовых активов — приобретение ценных бумаг, вклады в уставной капитал других предприятий и т. п.;  
 
Другая часть прибыли, используемая на потребление, направляется на социальное развитие предприятия, в результате чего возникают финансовые отношения между предприятием и лицами — как занятыми, так и не занятыми на предприятии. В современных условиях хозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсов предприятия.  
 
Поскольку финансы предприятия как отношения выступают частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя из этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом:  
 
- самостоятельность в области финансовой деятельности;  
- самофинансирование;  
- заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной деятельности;  
- ответственность за ее результаты;  
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.  
 
Самофинансирование означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. Это обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Данный принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы предприятия. При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о текущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения. Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получения прибыли.  
 
Источниками финансовых ресурсов предприятия, направляемых на его развитие, являются:  
 
- амортизационные отчисления;  
- прибыль, получаемая от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;  
- дополнительные паевые взносы участников (в товариществах);  
- средства, мобилизуемые с помощью выпуска и размещения акций (в акционерных обществах открытого и закрытого типов);  
- средства, получаемые от выпуска облигаций;  
- долгосрочные кредиты банков и других кредиторов (кроме облигационных займов);  
- другие законные источники (например, добровольные безвозмездные взносы предприятий, организаций, граждан).  
 
Принцип самофинансирования не может быть соблюден на предприятиях, хотя и выпускающих необходимую потребителю продукцию, но с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К таковым относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнования из бюджета. Аналогично и для предприятий оборонного значения, хозяйственная деятельность которых не всегда может считаться предпринимательской и финансироваться только за счет средств, получаемых от реализации своей продукции.

Финансово кредитные  отношения

Экономический кризис, переживаемый на протяжении последних  лет предприятиями агропромышленного  комплекса, обострил и активизировал задачу стимулирования притока капитальных вложений в АПК. Основные фонды сельского хозяйства и многих отраслей пищевой промышленности находятся в критическом состоянии. Высокий уровень их морального и физического износа требует крупномасштабных инвестиций, которые предприятия аграрной сферы не в состоянии осуществить только за счет собственных ресурсов. В этой связи резко актуализировалась задача притока инвестиционных ресурсов в агропромышленное производство. Вместе с тем, как показали исследования, в современных условиях развития рыночных отношений многие традиционные механизмы исчерпали себя, поэтому необходимо формирования новых инвестиционных источников и механизмов поддержки аграрного сектора.  
 
Следует отметить, что для развития агропромышленного комплекса пока явно недостаточно используется потенциал небанковских форм кредитования производства. Создание и развитие рыночной кредитно-финансовой инфраструктуры позволит ввести и оптимизировать такие элементы кредитования, как система производственных договоров, лизинг, товарное кредитование, а также активизировать поступление качественных иностранных инвестиций. Формы кредитных отношений в зависимости от видов предоставляемых кредитов могут быть различными: краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Остановимся на их рассмотрении подробнее.  
 
Краткосрочные кредиты под льготные проценты, как один из составных элементов кредитной системы, могут быть предоставлены коммерческими банками сельскохозяйственным товаропроизводителям на основе заключаемых между ними кредитных договоров. Однако правом заключения таких договоров должны обладать только те производители АПК, которые приобрели такое право на кредитных аукционах, торгах на конкурсной основе. Из-за тяжелого финансового положения многие сельскохозяйственные организации вынуждены решать текущие проблемы в краткосрочном периоде, не задумываясь о долгосрочной перспективе. Например, для возделывания озимой пшеницы сельскохозяйственная организация приобретает сырье и материалы с условием, что поставщик может ожидать оплаты за сырье и материалы один год. Получение урожая и дальнейшая его продажа возможна только через полтора года.  
 
Таким образом, возникает ситуация, при которой сельскохозяйственная организация в состоянии осуществить текущие обязательства по другим направлениям деятельности и является платежеспособной в течение года. Начиная же со второго года не будет денежных средств, чтобы оплатить материалы и сырье, затраченные до этого, т. е. она становится неплатежеспособной в долгосрочном периоде, и соответственно производство в ней становится неэффективным.  
 
Полагаем, что исключительным правом на преимущество на конкурсах могут обладать сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие более благополучное финансовое положение и материальное обеспечение кредитных обязательств, а также широкие технико-технологические возможности соблюдения законом предъявляемых экологических требований в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности. Уровень процентных ставок по льготным кредитам, как один из существенных условий кредитного договора, может определяться сторонами этого двустороннего соглашения, но с учетом форм и способов обеспечения кредитных обязательств заемщика: залог недвижимости, будущего урожая, сельскохозяйственной продукции, другие объекты и материальные ценности.  
 
Среднесрочные кредиты на льготной основе следует предоставлять для приобретения технологических линий, машин, оборудования, реконструкции основных фондов, рефинансирования долгов сельскохозяйственных коммерческих организаций и предприятий.  
 
Наиболее типичный, объективно приемлемый срок для среднесрочных кредитов является пять, но не более семи лет. Потребности в среднесрочных кредитах возникают не только в условиях неустойчивых агроэкономических отношений, но и при весьма стабильном функционировании агропромышленного производства. В частности, такие потребности возникают в связи с текущим и капитальным ремонтом и обновлением машинно-тракторного парка, пополнением основного стада за счет приобретения породного скота и на другие цели.  
 
Анализ показал, что в отличии от краткосрочных ссуд, среднесрочные должны погашаться по специально разработанной шкале погашения кредитов регулярными периодическими взносами (месячными, поквартальными) на основе данных анализа предстоящих доходов, платежеспособности заемщика. Условия погашения таких кредитов также должны оформляться соответствующими кредитными договорами, в которых обязательства сторон следует закрепить более четко и определенно, чем в краткосрочных кредитах. Думается, что такой подход к правовому оформлению отношений сторон по среднесрочным кредитам необходим с целью обеспечения защиты экономических интересов как банка-кредитора, так и заемщика.  
 
Это особенно важно в условиях неустойчивой переходной агроэкономики, в которой основными субъектами кредитных правоотношений выступают сельскохозяйственные коммерческие организации, предприятия. Присущая этой отрасли высокая капиталоемкость и относительно низкая фондоотдача, несовпадение по срокам периода затрат и получение доходов, – все это требует специфических форм кредитной помощи банков сельскохозяйственным товаропроизводителям.  
 
Кроме того, среднесрочные кредитные правоотношения складываются по поводу значительных финансовых и на довольно продолжительные сроки, хотя и под определенное материальное обеспечение кредитных обязательств. Но, тем не менее, последнее обстоятельство тоже требует специального подхода к оформлению регистрации недвижимости, предоставляемой в качестве обеспечения кредитных обязательств, в установленном законом порядке.  
 
Полагаем, что, занимая значительное место в финансовом обеспечении устойчивости сельскохозяйственного производства, долгосрочные ссуды предназначены для авансирования воспроизводства основных фондов, без которых невозможны организация и ритмичное ведение производственно-хозяйственной деятельности. В рассматриваемой концепции кредитной политики сельскохозяйственного производства долгосрочные ссуды могут быть использованы в строительстве новых и реконструкции действующих организаций и предприятий при наличии для этого достаточных технико-экономических обоснований. Такой реалистичный подход в условиях рынка должен стать основополагающим принципом в реализации государственной концепции кредитной политики в сфере долгосрочных кредитных инвестиций. Продолжительность предоставляемых долгосрочных кредитов непосредственно должна быть увязана не только со сроками окупаемости финансовых затрат на данный объект, но и способами обеспечения кредитных обязательств заемщиков по долгосрочным кредитам.  
 
В условиях российской экономики долгосрочные кредиты предоставляются на срок до 20 лет, а в США до 40 лет. Такой подход, на наш взгляд, в определенной степени позволит уменьшить риски невозврата банкам вложенных ими долгосрочных кредитов в сельском хозяйстве. Правовой формой выражения этих правоотношений могут служить генеральные кредитные договоры и дополнительные к ним соглашения, призванные отразить существенные изменения, возникшие после заключения между сторонами генерального кредитного договора. В то же время необходимо учитывать, что для сельского хозяйства, в силу его зависимости от природных условий, функционирования и продолжительности технологических циклов производства, важны стабильность долгосрочных кредитных правоотношений. В их обеспечении значительное содействие призваны оказывать правовые гарантии реализации принципа возвратности кредитов. Его практическое воплощение непосредственно связано с теми способами обеспечения обязательств, которые закреплены в действующем законодательстве и могут вполне широко применяться в сельском хозяйстве.  
 
Одним из таких правовых средств обеспечения обязательств, как известно, является залог недвижимости (п. 2 ст. 334 ГК РФ). Более приемлемым видом недвижимости в сельском хозяйстве, безусловно, является земля. Именно она в данном случае как средство обеспечения кредитных обязательств имеет существенные достоинства, так как почти не теряет своей стоимости, но вполне может расти в цене в зависимости от спроса и предложения, но при условии, если будет сформирован надлежащий цивилизованный рынок земли.  
 
Исследования показали, что устойчивое функционирование и развитие агропромышленного комплекса не представляется возможным без развития инфраструктуры организованного рынка и таких его элементов, как организация биржевой торговли простыми и двойными складскими свидетельствами, создания крестьянских страховых компаний. Одним из крупных источников капитала, который мог бы быть направлен в продовольственный комплекс, является банковский капитал. Банковская политика распоряжения имеющимися у них ресурсами во многом определяет взаимовыгодную интеграцию между продовольственным комплексом и кредитно-финансовой системой.  
 
Однако необходимо признать, что на пути вливания банковского капитала в продовольственную сферу стоят низкая доходность данной отрасли, высокий риск невозврата кредитов. Эти препятствия в значительной мере могут быть устранены созданием взаимодействующих интегрированных структур, основой которых стали бы:  
 
• союзы сельскохозяйственной кредитной кооперации;  
• фонд поддержки сельскохозяйственного кредита, приводящий в действие механизм государственных гарантий;  
• коммерческие банки, базирующиеся, в отличие от специализированных государственных банков, на принципах прямой зависимости их доходов от развития агропромышленного производства и взаимовыгодного партнерства;  
• использование залоговых схем с отделимыми частями двойных складских свидетельств – варрантами.  
 
Необходимо скорейшим образом внедрять на практике такой экономический рычаг как субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков. Оно имеет ряд преимуществ по сравнению с другими существующими видами распределения бюджетных средств (через государственный «Россельхозбанк», коммерческие банки или товарный кредит):  
 
• возникает эффект мультипликатора, когда один бюджетный рубль привлекает в АПК кратное количество рублей из коммерческих банков;  
• бюджетные средства при такой схеме расходуются в конце бюджетного периода, после уплаты селом своих долгов перед банками, а при прямом распределении бюджетных денег эти расходы возникают в начале года. Отложенные на конец периода расходы обесцениваются и стоят бюджету дешевле;  
• к кредитованию АПК привлекаются коммерческие банки, которые создают соответствующий аппарат, формируют клиентуру, налаживают связи в секторе. Даже при отмене кредитных субсидий им будет не просто уйти из этого сектора. Таким образом, создается система сельскохозяйственного кредита, о которой много говорится, но фактически мало что делается;  
• основную часть денег заемщик остается должен не абстрактному государству, а конкретному коммерческому банку, поскольку дотируется только часть процентной ставки;  
• конечных заемщиков определяют банки, а не чиновники, как в распределительных схемах кредитования АПК.  
 
Кредитование агропромышленного комплекса – тонкое и рискованное дело. Банки, никогда не работавшие с аграрным сектором, не сразу научатся определять перспективных производителей, использовать особые залоговые схемы. Не надо забывать и о рисках «добросовестного» невозврата долгов – неурожаях, которые связаны с форс-мажорными погодными условиями. Если урожай по независящим от крестьянина причинам окажется ниже определенной критической черты, банки не только не станут покрывать ущерб, но и в кредите откажут. В этой сфере велика роль страховых компаний и системы госгарантий для коммерческих банков (государство делит с ними риски). На Западе практикуется система льготного страхования урожая, когда каждый доллар страховой премии, уплачиваемой фермером, дополняется долларом из казны. В Ставропольском крае, как и в целом по России, такой системы нет, а без нее массового притока коммерческих кредитных ресурсов в агропромышленный комплекс и существенного расширения круга банков, ориентированных на эту сферу, вряд ли можно ждать.  
 
Решающее условие развития регионального АПК – развитая инфраструктура рынка.  
 
Большая роль в ее становлении отводится биржевой деятельности, оживление которой произойдет с переходом от сделок с наличным товаром к форвардным и фьючерсным. Форвардные сделки дают возможность продать еще не произведенный товар по цене, покрывающей расходы на его производство. Покупатель же тем самым заранее обеспечивает свое производство сырьем и при этом экономит на хранении товара.  
 
Таким образом, биржа удовлетворяет интересы обеих сторон, а ежедневные котировки закладываются в основу тысяч торговых сделок с реальным товаром, заключаемых вне биржи на местных рынках. Для мелких производителей такие сделки будут являться индикатором спроса, предложения и цены на товар.  
 
Двойные складские свидетельства представляют товаропроизводителям, а также товаровладельцам (в том числе органам исполнительной власти, имеющим региональные товарные запасы) и банкам широкие возможности при их использовании в схемах кредитования под залог товаров посредством передачи варранта кредитору при получении кредита. В качестве товарного наполнения двойных складских свидетельств могут выступать различные товары, которые определенное время хранятся без потери своих количественных и качественных показателей (в том числе зерно, сахар и другая сельскохозяйственная продукция, нефть и продукты ее переработки, черные и цветные металлы и металлопродукция, и т. д.). Наиболее явные преимущества применения двойных складских свидетельств проявляются в отраслях, имеющих высокое влияние сезонной составляющей, которая проявляется в сезонном колебании уровня цен (низкие цены на зерно осенью и высокие цены зимой и весной), сезонные колебания спроса и предложения (производство удобрений, пестицидов), то есть когда имеются товарные запасы, которые могут быть использованы в качестве обеспечения обязательств заемщика, привлекающего финансовые и товарные кредитные ресурсы.  
 
В рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» предусматривается увеличение и удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых К(Ф)Х и ЛПХ. Основной механизм – субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, в размере 95 % ставки рефинансирования Банка России. В настоящее время именно такой метод государственной поддержки получил широкое применение в форме субсидий на возмещение части процентной ставки по привлекаемым предприятиями агропромышленного комплекса кредитам.  
 
Несомненно, недостаточность уровня государственной поддержки касается как сельского хозяйства регионов России, так и отдельных его отраслей, в частности, зернового хозяйства. Анализ показал, что на долю Ставропольского края приходится: в 1999 г. – 1,6 %, в 2002 г. – 1,9 %, в 2006 г. – 3,5 % вложений федерального бюджета в развитие сельского хозяйства. В течение исследуемого периода объем поддержки государством сельского хозяйства региона увеличился с 151,2 до 664 млрд. руб., или в 4,4 раза. В расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий эти вложения, соответственно, составили 26,1, 88,4 и 114,7 руб.  
 
Основными направлениями государственной поддержки сельского хозяйства и зернового в частности являются субсидии на дизельное топливо, используемое на проведение сезонных сельскохозяйственных работ. Доля этих вложений составляет 25,4 % в общих расходах на АПК региона из федерального бюджета. Следует отметить, что с 2006 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» введено новое направление субсидирования процентной ставки по привлеченным на срок до 8-ми лет на строительство животноводческих комплексов (ферм) кредитам, а также на приобретение животноводческого оборудования, племенного скота по привлеченным на срок до 5-ти лет кредитам. Кроме того, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства получат доступ к долгосрочным (до 8 лет) кредитам на строительство и модернизацию животноводческих ферм, а также средствам, выдаваемым ОАО «Росагролизинг» на закупку племенного скота и оборудования для животноводческих помещений.  
 
Установлено, что в структуре финансово-кредитной системы поддержки малого предпринимательства в Ставропольском крае доминирует механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, посредством которого были привлечены значительные средства коммерческих банков. Однако в существующей модели присутствует значительный недостаток – она не доступна широкому спектру начинающих и действительно малых представителей агробизнеса, которые испытывают острую нехватку кредитных ресурсов.  
 
В целях развития финансово-кредитной системы поддержки малого агробизнеса, необходимо сформировать региональную ассоциацию сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, которая, в свою очередь, займет на региональном финансовом рынке нишу микрокредитования. Таким образом, самые широкие слои из числа субъектов малого агробизнеса получат доступ к необходимым им кредитным ресурсам.

Система финансовых отношений

Международные финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер мирового хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и имеет тесную взаимосвязь.  
 
Международные связи немыслимы без налаженной системы финансовых отношений. Мировая финансовая система – это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды взаимосвязей между странами (внешняя торговля, вывоз капитала, инвестирование, предоставление займов и субсидий, научно - технический обмен, туризм, и др.).  
 
Развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.  
 
В современном мире экономики всех стран тесно взаимосвязаны. Так, финансовый кризис в одной стране может нести угрозу экономической стабильности многих стран мира. Банкротства, долговые моратории, дефолты в одной конкретной стране могут вызвать обвалы курсов акций и валют, биржевые потрясения, неплатежи, взлет цен и другие нарушения повсюду в мире. Особенно актуально это на современном этапе развития мировой финансовой системы, когда ведущие экономисты мира бьют тревогу по поводу резкого ухудшения и угрозы кризиса мировой экономики на фоне возможной рецессии в США.  
 
Мировые финансы возникли в результате, с одной стороны, распространения финансовых отношений на мирохозяйственные связи, а с другой - явились следствием появления и развития финансовой подсистемы мировой экономики. Являясь частью мировой экономики, они представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира, т. е. финансовых ресурсов стран мира с их финансовыми организациями, международных организаций и международных финансовых центров мира, всех фирм легального бизнеса и всего населения Земли, превышающего, как известно, 6 млрд. чел.  
 
Международная финансовая система представляет собой совокупность национальных экономик различных стран. Национальную финансовую систему образуют регулируемые финансовые отношения и финансовые учреждения, осуществляющие мобилизацию денежных средств и их распределение в связи с финансированием и кредитованием народного хозяйства конкретной страны.

Субъекты финансовых отношений

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своейфинансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.  
 
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.  
 
Финансовые отношения могут возникать между:  
государством и юридическими, физическими лицами (уплата налогов);  
между физическими и юридическими лицами (оплата студента за обучение);  
между юридическими лицами (аренда одного предприятия здания, принадлежащему другому предприятию);  
между отдельными государствами (международные финансовые отношения).  
 
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.  
 
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.  
 
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.  
 
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).  
 
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.  
 
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.  
 
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

Информация о работе Понятие финансового права. Система финансового права