Понятие финансового права. Система финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 03:14, реферат

Описание работы

Понятие «финансовое право» рассматривается в разных аспектах:
- как отрасль российского права;
- как отрасль правоведения, правовая наука;
- как учебная дисциплина, учебный курс, изучаемый в юридических высших учебных заведениях.
Финансовое право как отрасль российского права по своей сущности относится к публичным отраслям права и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, то есть деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Работа содержит 1 файл

фин право .doc

— 609.00 Кб (Скачать)

Нормативные правовые и иные акты этой группы очень  многочисленны и многообразны. К  ним относятся приказы и инструкции, постановления, распоряжения, положения, письма, уставы, разъяснения и т. д. Все они издаются в рамках реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т. д.). Они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.

Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, затрагивающие  права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации  в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются. Регистрация в Министерстве юстиции РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения федерального органа исполнительной власти; проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.

Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти вступают в силу с момента их официального опубликования  в газете «Российские вести». Такое  опубликование должно последовать не позднее 10 дней после государственной регистрации акта.

К актам  федеральных органов исполнительной власти можно отнести например, приказы  Министерства финансов РФ от 16 июня 2003 г. № 51н «О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», от 30 декабря 2009 г. № 150н «О утверждении Указаний о порядке бюджетной классификации Российской Федерации».

Международные договоры. Они относятся к источникам финансового права, если содержат нормы, регулирующие финансовые отношения между Российской Федерацией и зарубежными государствами (зарубежным государством). Например, к таковым относятся межгосударственные договоры с различными государствами об устранении двойного налогообложения. В соответствии со ст. 4 БК РФ и ст. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.

Наличие системы правовых источников, их соподчиненность  и согласованность свидетельствуют о самостоятельности отрасли финансового права в системе российского права.

Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения, имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

По общему правилу, финансово-правовые акты применяются  к отношениям, имевшим место в  период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря  о пределах действия финансово-правового акта во времени, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным правовым актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

В Российской Федерации финансово-правовые акты вступают в силу одним из следующих  способов. В результате:

• указания в тексте нормативного правового акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

• указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например: «с момента подписания», «со дня опубликования» и т. д.);

• применения общих правил, указанных в законодательстве. По этим общим правилам законы, другие нормативные правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Нормативные правовые акты Президента РФ, регулирующие финансовые отношения, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, а акты Правительства РФ – со дня их подписания.

Акты  федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента  опубликования и, как и иные акты, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу финансово-правовых актов субъектов РФ, нормативных  актов муниципальных органов  определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного правового акта происходит в результате:

• истечения срока, на который был принят юридический документ;

• объявления об утрате его юридической силы (прямое указание на отмену, которое может содержаться в акте более высокой юридической силы или в акте того же уровня);

• принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

• устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов, в связи с упразднением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос  о действии нормативных правовых актов во времени имеет еще  два аспекта.

Во-первых, нормативный правовой акт не имеет  обратной силы (эта юридическая аксиома  сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Это правило – необходимый фактор правовой стабильности: граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено вступлением в силу нового акта.

Во-вторых, нормативный правовой акт может  утратить силу, но отдельные его  положения, нормы права могут  применяться к фактам, имевшим  место во время его действия (так  называемое переживание закона). Это  также относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Действие финансово-правовых актов  в пространстве — это территориальные ограничения их действия, когда нормативный правовой акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов власти, регулирующие финансовые отношения, распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов РФ – на территорию соответствующих субъектов РФ, акты муниципальных органов – на территорию соответствующих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра  и континентальный шельф, территориальные  воды (12 морских миль), воздушное  пространство.

К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда – в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Действие  финансово-правовых актов по кругу  лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия финансового законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства – здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта, а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территорией соответствующего государства.

Финансовые  правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.

Финансовое правоотношение характеризуется сложным составом и состоит из трех элементов: субъекта, объектов и содержания.

Субъекты – это участники финансового правоотношения (физические лица, организации).

Объект – это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения (материальные и духовные блага, доход, прибыль и т. д.).

Содержание – это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.

Общим в финансовых правоотношениях является то, что  они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной сторон; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; находятся под охраной государства.

Финансовые отношения  отличаются от иных правоотношений тем, что они:

1) возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);

3) являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;

4) юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Эти отличительные  черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают  два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность государства и муниципальных  образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время  мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой  деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Примечания


1

Годме П.М. Финансовое право. М., 1978. С. 41.

2

См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006.

3

См.: Современный  словарь иностранных слов. СПб., 2003. С. 513.

Конец бесплатного  ознакомительного фрагмента.

  • Купить и скачать книгу на litres.ru за 129,99 руб.

 

·  Страницы: 
1, 2, 3

 

Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Такая классификация  доходов местных бюджетов имеет  принципиальное значение для финансового  права, поскольку наиболее ярко отражает разграничение финансовой компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами относительно формирования бюджетов муниципальных образований (ст. 52, 53 указанного Закона).

Вместе  с тем финансовое законодательство ограничивает финансовую самостоятельность органов управления муниципальных образований вопросами местного значения и не разрешает выходить за пределы полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами федерального уровня и субъекта Федерации.

Принцип распределения полномочий в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей. Суть этого принципа заключается в том, что финансовая деятельность демократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения государственных полномочий между органами государственной власти.

На федеральном  уровне распределение полномочий в  области финансовой деятельности между  органами государственной власти осуществляется следующим образом:

• законодательный (представительный) орган – Федеральное Собрание РФ – принимает финансовые законы, определяет нормативную базу деятельности всех финансовых органов государства;

• Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, организует исполнение финансовых законов, осуществляет в пределах своей компетенции нормотворчество по вопросам финансовой деятельности государства, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Информация о работе Понятие финансового права. Система финансового права