Понятие бюджетного процесса, его принципы и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Финансовое право Российской Федерации – наука и отрасль права в современных условиях рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования – выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя всё более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

 Главный распорядитель бюджетных  средств готовит и представляет  органу, ответственному за контроль  исполнения соответствующего бюджета,  сводный отчет об исполнении  бюджета по выделенным средствам,  сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по представлению государственных или муниципальных услуг.

Главный распорядитель средств  федерального бюджета в пределах своей компетенции осуществляет представительство государства  в судебных органах. Он уполномочен  выступать в суде от имени  российской казны по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности, а также по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности. Выплата средств по исполнительным листам производится за счет федеральной казны из средств федерального бюджета, выделенных федеральными органами исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета( п. 10 ст. 158 БК РФ).

Распорядители бюджетных средств  как участники бюджетного процесса это органы государственной власти и местного самоуправления, имеющие  право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных  средств. Права распорядителей бюджетных средств определены в ст. 159 и 160 БК РФ и почти аналогичны правам главных распорядителей бюджетных средств. Однако распорядители бюджетных средств реализуют эти права в бюджетном процессе непосредственно относительно получателей бюджетных средств.

Непосредственное расходование бюджетных  средства осуществляется получателями бюджетных средств, которыми являются бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных  средств в соответствии с бюджетной  росписью на следующий год. К числу получателей бюджетных средств относятся школы, больницы, поликлиники и так далее.

Получатели бюджетных средств  имеют право на своевременное  получение и использование бюджетных  средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, право на своевременное  доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, а также на компенсацию в размере недофинансирования. Получатели бюджетных средств обязаны своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств (ст. 163 БК РФ).

В бюджетном процессе главный распорядитель  бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств и получатель бюджетных средств взаимосвязаны. Сначала главный распорядитель средств по соответствующему бюджету распределяет их по подведомственным распорядителям бюджетных средств, а последние, в свою очередь , по получателям бюджетных средств. Например, Министерство внутренних дел РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, его управления в субъектах РФ-распорядителями бюджетных средств, а районные отделения-бюджетополучателями. Аналогичным образом существует взаимосвязь вышеназванных участников бюджетного процесса на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Например, отраслевое, областное управление является главным распорядителем соответствующих средств областного бюджета, его районные отделы – распорядителями бюджетных средств, а бюджетные учреждения – получателями средств. В муниципальных образованиях эта схема может быть двухступенчатой( распорядитель – бюджетополучатель), как в большинстве сельских районов. Однако в крупных городах она, как правило, сохраняет три уровня, где главными распорядителями являются глава исполнительного органа местного управления и главы административно – территориальных единиц( городских районов), распорядителями средств городского бюджета – как правило, отраслевые управления и отделы, а бюджетополучателями – конкретные бюджетные учреждения и иные организации по периодически утверждаемому перечню.

Помимо названных участников бюджетного процесса к их числу относятся  и некоторые другие, перечисленные  в ст. 152 БК РФ. Это государственные и муниципальные унитарные предприятия, имеющие право на получение бюджетных ассигнований, иные органы, на которые законодательством РФ и субъектами РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Но их роль в бюдетном процессе весьма фрагментарна.

2.Принципы бюджетного процесса

 

 

В соответствии с бюджетным законодательством  до принятия БК РФ важнейшими принципами бюджетной системы являлись единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

БК РФ закрепляет вышеназванные  принципы бюджетной системы, раскрывая  их содержание, а также включает в перечень принципов бюджетной  системы принципы, ранее не предусмотренные  бюджетным законодательством России.

В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на десяти принципах. Перечислим их:

  1. единства бюджетной системы Российской Федерации;
  2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской федерации;
  3. самостоятельности бюджетов;
  4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. сбалансированности бюджета;
  6. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  7. общего(совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  8. гласности;
  9. достоверности бюджета;
  10. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкции за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов все уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации проявляется в закреплении видов доходов(полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов представляет собой:

    • право законодательных(представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;
    • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
    • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
    • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов(решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
    • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов(решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов проявляется в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются  отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета выражается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарного объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и  исполнения бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего(совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления  от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключение доходов  целевых бюджетных фондов, а также  в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности предусматривает следующее:

- обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюжетов и отчетов об их  исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов,  а также доступность иных сведений по решению законодательных(представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

- обязательную открытость для  общества и средств массовой  информации процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного(представительного) органа государственной власти, либо законодательным(представительным) и исполнительным органами государственной власти;

- секретные статьи могут утверждаться  только в составе федерального  бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресного и целевого характера бюджетных средств закрепляет требование о том, что бы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средства с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете  при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

4. Стадии бюджетного процесса

 

Деятельность государства от начала разработки проекта бюджета до утверждения  отчета о его исполнении называется бюджетным циклом, продолжительность  которого составляет от трех до пяти лет. Бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса.

К стадиям бюджетного процесса относится:

1) стадия составления проекта  бюджета;

2) стадия рассмотрения и утверждения  бюджета;

3) стадия исполнения бюджета;

4) стадия составления, внешней  проверки, рассмотрения и утверждения  бюджетной отчетности.

На каждой стадии бюджетного процесса решается строго определенный перечень вопросов, которые не могут быть рассмотрены на иной стадии. При  изменении экономических и социальных задач государства стадии бюджетного процесса и их последовательность изменению не подлежат.

   Рассмотрим их подробней:

Первая стадия - составление  проекта бюджета, чему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Бюджетная политика государства  на очередной финансовый год содержится в Бюджетном послании Президента РФ, которое должно быть представлено Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Информация о работе Понятие бюджетного процесса, его принципы и структура