Понятие, структура процесса воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:43, реферат

Описание работы

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
Таким образом, от воспитания ребенка, подростка, от воздействий на него в период становления личности во многом зависит будущая жизнь человека, процесс социализации его личности в обществе.

Содержание

Введение
Общее понятие о воспитании
Содержание процесса воспитания
Классификация методов воспитания
Приоритетные направления воспитания в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Понятие, структура процесса воспитания.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: «Понятие и структура процесса воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФФБД, 1-й курс, ДФС-1                                                                   К.В. Рудой

                                                                                                            

 

 

Проверил

кандидат психологических наук,

доцент                                                                                             И.Г. Ахунова                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

              

                                                                                                

Введение

3

Общее понятие о воспитании

5

Содержание процесса воспитания

9

Классификация методов  воспитания

11

Приоритетные направления  воспитания в Республике Беларусь

14

Заключение

17

Список использованной литературы

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных  задач современного общества.

Воспитание требует  усилий со стороны людей, и эти  усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Только в социальной среде в процессе целенаправленного  воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Здесь приобретает особое значение повышение интерактивности средств массовой информации (от печатных средств массовой информации, от радио, телевидения до Интернета).

Кроме этого, именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей, когда на него начинают оказывать особое воздействие материалы СМИ, предназначенные для взрослой аудитории и тем самым привлекательные для подростка, возрастает роль средств массовой информации в социализации личности.

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Таким образом, от воспитания ребенка, подростка, от воздействий на него в период становления личности во многом зависит будущая жизнь человека, процесс социализации его личности в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее понятие  о воспитании

 

За понятием воспитания кроются разные по масштабу педагогические объекты: воспитание - как социально-педагогическое явление; воспитание - как педагогический процесс; воспитание - как педагогическая деятельность.

Как социальное явление воспитание существует в рамках общественной системы воспитания. В этом случае организатором воспитания выступает общество в целом, либо отдельные его социальные слои. Воспитательное влияние этой системы рассчитано на поколение в целом, на крупные социальные группы населения.

Как сложный педагогический процесс воспитание представляет развертывающуюся во времени систему воспитательных отношений, в которой осуществляются различные по форме, характеру, содержанию, структуре связи между ребенком, малой социальной группой и воспитателем или всей совокупностью людей, так или иначе оказывающих воспитательное влияние на этого ребенка, социальную группу. В этом случае воспитание охватывает пространство жизнедеятельности конкретного ребенка, социальной группы.

Воспитательная работа или педагогическая деятельность существует в рамках педагогического процесса, как системы воспитательных отношений, которые, в свою очередь, подчинены ходу социально-исторических событий, развивающихся в обществе и неминуемо отражающих их противоречивость.

Воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Как известно, классическое определение  воспитания, ставшее на долгие годы общепризнанным, дал К. Д. Ушинский в  «Педагогической антропологии»: «…мы ясно сознаём, что воспитание в тесном смысле этого слова как преднамеренная воспитательная деятельность, - школа, воспитатель и наставники ex officio – вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих понятий» .

Определяющее влияние  на состояние теоретических знаний о воспитании оказали взгляды  Л. Н. Толстого и его опыт, осуществлявшийся в Яснополянской школе. Великий педагог способствовал внедрению в общественное и педагогическое сознание такого понимания воспитания, как духовно-нравственное и индивидуально-личностное самосовершенствование и свобода в условиях естественности и ненасилия во взаимоотношениях между поколениями.

Раскрыть природную  сущность воспитания помогут связь  наследственности и среды в развитии личности, взаимообусловленность воспитания и самовоспитания, условия и факторы  развития личности в рамках воспитательного процесса, сущность и особенности воспитательного процесса, ведущие направления воспитательной работы в различные возрастные периоды и др.

Главная задача воспитания – формирование и развитие ребёнка  как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта. Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. У развивающейся личности это выражается в её постоянном стремлении к нравственному самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от её социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность – обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительное благо для личности. Свобода без ответственности – это безответственность, ответственность без свободы – это рабство. Ответственность также можно рассматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.

Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать людей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Важнейшей частью воспитания является формирование у людей гражданской культуры. Гражданское воспитание – интегрированное по своей природе понятие, так как оно не может быть локализовано в какой-нибудь одной сфере деятельности человека. При определении его особенностей надо отдельно сказать, что задача воспитания социально ответственного гражданина решается средствами гражданско-правового образования уже учеников начальных классов. Важнейшая цель последнего – социализация детей путём приобретения ими адекватных гражданских знаний и умений, в том числе давать моральную оценку явлениям в обществе, истории, культуре и т. д. Поэтому одна из задач гражданского воспитания - помочь сформироваться личности, готовой к полноценному участию в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.

Основная цель экологического воспитания - это формирование экологического сознания  и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком  своей роли  на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса,  урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы.

Экологически воспитанная  личность, зная какой вред природе  приносят те или иные действия, формирует  свое отношение к этим действиям  и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

В экологическом воспитании играет эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание – органическая часть всего процесса обучения, развития и воспитания детей. Воспитание средствами искусства и природы позволяет развить не только общую культуру учащихся, но и их творческую активность, быстроту реакции, зрительную память, аналитическое мышление, познавательные интересы.

Эстетическое воспитание – это формирование у воспитуемого средствами природы и искусства и в процессе духовного общения эстетического отношения к жизни, высшим проявлением которого выступает созидательное творчество во всех сферах жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  процесса воспитания

  

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать личности в соответствии с поставленными целями  и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достигнуть главной цели воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В основе современной  идеологии воспитания лежат идеи:

  1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая, политическая, демократическая, правовая, нравственная, экологическая, художественная, физическая; культура труда, семейных отношений.
  2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя.
  3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.
  4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а сам ребенок, подросток – высшая цель, смысл педагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя.
  5. Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать “воспитываться”. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.
  6. Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация методов воспитания

 

Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов.

Информация о работе Понятие, структура процесса воспитания