Сигули
Натальи, гр. 2403
Принципы бюджетного процесса.
Государственный бюджет является
одним из важнейших звеньев
финансовой системы страны. Через
бюджет производится мобилизация
финансовых ресурсов государства
и расходование на цели, определяемые
государством в лице соответствующих
органов государственной власти.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, бюджет
является формой образования
и расходования фонда денежных
средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач
и функций государства и местного
самоуправления.
Бюджетный процесс – регламентированная
нормами процессуального бюджетного
права деятельность государства
по составлению, рассмотрению
и утверждению бюджета, его
исполнению и заключению, а также
составлению, рассмотрению и утверждению
отчёта об его исполнении.
Нормы бюджетного процесса предписывают
правила и порядок применения
норм материального бюджетного
права. В них регламентирован
весь цикл формирования бюджета
от момента его составления
до момента утверждения отчёта
об его исполнении, порядок и
последовательность вступления
в бюджетные правоотношения различных
субъектов – участников этих
правоотношений на разных стадиях
бюджетного процесса.
Деятельность государственных органов
от начала составления государственного
бюджета до утверждения отчёта
о его исполнении длиться около
трёх с половиной лет, и этот
срок называется бюджетным циклом.
Весь бюджетный цикл делится
на стадии бюджетного процесса,
которые последовательно сменяют
одна другую. В частности это
стадии:
- Составления.
- Рассмотрения.
- Утверждения.
- Исполнения и заключения.
- Составления и утверждения отчёта об
исполнении.
Сам бюджет действует в течение
одного года с 1 января по 31
декабря, то есть финансовый (бюджетный)
год на территории Российской
Федерации длится 12 месяцев. Счета,
используемые для исполнения бюджета
завершаемого года, подлежат закрытию
в 24 часа 31 декабря.
Стадии бюджетного процесса следуют
строго последовательно, и этот
порядок изменению не подлежит.
В то же время каждый раз
работа с новым бюджетом начинается
снова, так как ежегодно изменяется
объём национального дохода государства,
перераспределяются по-разному государственные
средства, в зависимости от задач,
решаемых государством в данный
период времени. Кроме того, ежегодно
изменяются потребности каждого
субъекта Российской Федерации
и органа местного самоуправления
в денежных средствах, что зависит
от того, как будет развиваться
хозяйство и социальная сфера
данной территории в следующем
году.
Однако порядок, предполагающий
последовательность стадий составления,
рассмотрения, утверждения бюджета,
его исполнения, составление, рассмотрение
и утверждение отчёта об исполнении
бюджета остаётся неизменным.
На каждой стадии бюджетного
процесса решаются вопросы, которые
не могут быть решены в другое
время. Так, вопросы бюджетного
регулирования за счёт процентных
отчислений от федеральных налогов
и налогов республик в составе
Российской Федерации, а также
вопросы финансовой поддержки
территорий решаются в момент
составления бюджета. Окончательно
процентные отчисления от регулирующих
источников для нижестоящих территорий
и вопросы финансовой поддержки утверждаются
вышестоящими представительными органами
в момент утверждения вышестоящего бюджета.
Этим достигается, на стадии принятия
закона о бюджете, сбалансированность
показателей бюджета.
Вопросы открытия бюджетных ассигнований
решаются финансовыми органами
и банком только после утверждения
соответствующего бюджета и т.
п.
В основе бюджетного процесса
лежат определённые принципы, соблюдение
которых даёт возможность правильно
составить, утвердить и исполнить
бюджет так, чтобы средства
государства были использованы
экономно и с максимальной
пользой для развития общества.
В настоящее время в связи
с принятием Бюджетного кодекса
РФ для всей бюджетной системы
предусмотрены общие принципы. Это:
- единство бюджетной системы;
- разграничение доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы;
- самостоятельность бюджетов;
- полнота отражения доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
- сбалансированность бюджетов;
- эффективность и экономичность использования
бюджетных средств;
- общее (совокупное) покрытие расходов
бюджетов;
- гласность;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер бюджетных
средств.
Все эти принципы в той или иной мере присущи
и бюджетному процессу. Однако некоторые
из них имеют в бюджетном процессе свою
интерпретацию и, кроме того, бюджетному
процессу присущи также свои особенные
принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного
процесса лежит принцип последовательности
вступления в бюджетную деятельность
органов исполнительной и представительной
власти, где проект бюджета обязательно
составляют исполнительные органы, закон
или решение о бюджете принимаются представительным
органом, а исполняют бюджеты всех уровней
органы исполнительной власти.
Очень важен принцип ежегодности
бюджета, который включает в себя такое
важное основополагающее правило, как
обязательное принятие бюджета до начала
планируемого года. Выполнение именно
этого правила делает бюджетную деятельность
более прозрачной и обеспечивает более
эффективную возможность осуществлять
бюджетный контроль за всеми потоками
бюджетных средств. Кроме того, ежегодность
даёт возможность более точно выявить
тенденции рыночного развития, более полно
учесть происходящие изменения в темпах
роста производства, внутреннего валового
продукта, национального дохода, курса
рубля и т. д.
Особое внимание в бюджетном
процессе заслуживает принцип
публичности и гласности, которые
для бюджетного процесса предполагают,
что проект бюджета до его
принятия широко обсуждается
как представительными органами,
так и общественностью. Принятый
бюджет обязательно публикуется
в печати. Широкое обсуждение проектов
бюджетов, их обязательное опубликование
после принятия, а также отчётность исполнительных
органов власти перед представительными
об исполнении бюджета также служат обеспечению
прозрачности бюджетной деятельности
в государстве и таким образом помогают
исполнить бюджет реально и с наименьшими
потерями. Гласным должно быть и отклонение
бюджета.
В случае принятия решения
об отклонении проекта бюджета
или о неутверждении отчётов об исполнении
бюджетов в средствах массовой информации
должны быть опубликованы необходимые
сведения о причинах принятия такого решения.
Кроме того, решения представительных
органов по бюджету должны публиковаться
в печати.
Органы представительной и исполнительной
власти также постоянно отчитываются
перед широкой общественностью
о ходе исполнения бюджета.
Важным для бюджетного процесса
остаётся принцип специализации
бюджетных показателей, который
состоит в том, что в основе
и составления, и исполнения
бюджета лежит бюджетная классификация,
которая предполагает группировку
всех доходов бюджетов всех
уровней по источнику возникновения,
а расходов по целевому назначению,
по направлениям деятельности.
Принцип специализации показателей
бюджета осуществляется на всех
стадиях бюджетного процесса. Бюджетная
классификация – специальный
юридический акт, ледащий в
основе всей бюджетной деятельности
финансовых органов. Следует иметь
в виду, что бюджетная классификация
имеет значение не только для
процессуального бюджетного права,
но и лежит в основе материального
бюджетного права