Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:28, реферат
Финансовое право Российской Федерации – наука и отрасль права в современных условиях рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования – выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя всё более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.
“ИнтерПолисКолледж”
Слушателя 15/1 группы
Заочного обучения
Бурова А.Г.
Преподаватель
Г.М.Погорелова
Санкт-Петербург
2009
Финансовое право Российской Федерации – наука и отрасль права в современных условиях рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования – выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя всё более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.
Финансовые отношения
При этом данный учебный курс занимает особое место учебном процессе на юридических факультетах, изучение его сопряжено с рядом трудностей. Во первых финансовое право, как никакая другая юридическая дисциплина, самым тесным образом связана с юридической наукой. Для успешного усвоения этого учебного курса требуется владение как финансово правовыми категориями, таки и основами экономических знаний.
Во вторых, чрезвычайно обширным становится сегодня сам предмет финансового права – российское законодательство, регулирующее публичные финансы, и складывающаяся на его базе правоприменительная практика. Разрастание предмета финансового права порождает новые требования к его изучению.
В третьих, финансовое законодательство отличается динамизмом, очень нестабильно и периодически изменяется. Реформы налогового и бюджетного регулирования. Административная реформа заставляют изучать многие вопросы финансового права с нуля, используя в качестве источника только нормативный правовой акт, и фактически отсутствует возможность использовать какие либо учебно-методические пособия, поскольку стремительные изменения финансового законодательства приводит к быстрому устареванию учебников и иной учебно методической литературы.
Данная работа будет посвящена теме Бюджетного процесса, его принципам и структуре, надо сказать, что бюджетный процесс являясь частью бюджетного права которое регулирует такие моменты как бюджетное устройство РФ, структуру доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию РФ, субъектов РФ и МО в области бюджета ну и конкретно сам бюджетный процесс, то есть порядок формирования и реализации бюджета, а так же отчетности об его исполнении.
Целью работы является
Бюджетный процесс – составная часть бюджетного права, а точнее один из правовых институтов, входящих в подотрасль «Бюджетное право». Бюджетный процесс как правовой механизм направлен на принятие реального бюджета, законов о бюджете и государственных внебюджетных фондов, а также на эффективное их исполнение. В настоящее время основным правовым актом, регулирующим бюджетный процесс, является Бюджетный кодекс РФ. Однако учитывая федеративное устройство России, бюджетный процесс существует как на уровне федерации, так и на уровне её субъектов. Кроме того, бюджетный процесс имеет место и на уровне муниципальных образований. В связи с этим правовым источником бюджетного процесса является не только БК РФ, но также законы субъектов РФ о бюджетном процессе и постановления представительных органов местного самоуправления.
Понятие бюджетного процесса в РФ раскрыто в ст. 6 БК Ф. здесь он определен как регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Данное понятие бюджетного процесса имеет ряд недостатков. Самый главный состоит в том, что это понятие не охватывает всего содержания бюджетного процесса, а описывает лишь его часть. В связи с этим представляется более полезным исходить из научного понятия бюджетного процесса, устоявшегося в финансово-правовой и экономической науке на протяжении многих лет. Учитывая, что сегодня бюджетный процесс обеспечивает не только формирование и реализацию бюжета, но и государственных внебюджетных фондов, правильно будет сказать, что бюджетный процесс – это установленный нормами порядок составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, а так же составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении.
Таким образом получается что бюджетный процесс это сложный правовой механизм, в котором выделяются следующие стадии:
При этом на всех стадия бюджетного процесса имеет место государственный финансовый контроль.
Характерной особенностью бюджетного процесса является его непрерывность во времени. В целом, бюджетный процесс по бюджету и государственным внебюджетным фондам на предстоящий финансовый год начинается не позднее десяти месяцев до начала очередного финансового года, а заканчивается к концу года, следующего за годом исполнения бюджетов. В частности, в соответствии со ст. 275, 279 БК РФ бюджетный процесс по федеральному бюджету заканчивается в последних числах ноября месяца, следующего за годом исполнения ежегодного федерального бюджета. Таким образом, весь цикл бюджетного процесса длится более двух лет. При этом, непрерывность бюджетного процесса выражается в том, что бюджетный процесс по бюджету и государственным внебюджетным фондам на новый финансовый года начинается тогда, когда еще не закончен бюджетный процесс по бюджету и государственным внебюджетным фондам на текущий финансовый год.
В бюджетном процессе принимает участие значительный круг субъектов. В соответствии со ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются: 1) Президент РФ; 2) органы законодательной власти; 3) органы исполнительной власти 4) органы денежно-кредитного регулирования; 5) органы государственного и муниципального финансового контроля; 6) государственные внебюджетные фонды; 7) главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 8) бюджетные учреждения; 9) государственные и муниципальные унитарные предприятия; 10) другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета. Законодательством РФ и субъектов РФ бюджетные полномочия могут быть возложены и на иные органы.
Полномочия Президента РФ в бюджетном процессе вытекают из Конституции РФ, согласно которой Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, включая финансово-экономическую политику, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства и, соответственно, с бюджетным посланием, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и уполномочен использовать в этих целях согласительные процедуры, в том числе в бюджетном процессе.
Бюджетные полномочия законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления сводятся в основном к рассмотрению и утверждению соответствующих бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, а также отчетов об их исполнении. Кроме того, они осуществляют парламентский контроль на различных стадиях бюджетного процесса( ст.153 БК РФ).
Органы исполнительной
власти и органы местного самоуправления
в свою очередь осуществляют составление
проекта бюджета, внесение его с
необходимыми документами и материалами
на утверждение законодательного(
Органом денежно-кредитного регулирования, обладающим бюджетными полномочиями, является Банк России, который совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно- кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ. К работе с бюджетными средствами могут также привлекаться иные кредитные организации для осуществления операций по представлению бюджетных средств на возвратной основе, а также в целом для обслуживания бюджетных счетов, если на соответствующей территории Банк России не может выполнить эту функцию( ст.155-156 БК РФ).
Органы государственного и муниципального финансового контроля осуществляют в ходе бюджетного процесса финансовый контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, нормативных правовых актов в области бюджета(ст. 157 БК РФ). К числу этих органов относятся: счетная палата РФ, счетные палаты в субъектах РФ и другие органы.
Главным распорядителем средств бюджета как участником бюджетного процесса является орган государственной власти РФ, субъекта РФ, орган местного самоуправления, определенные ведомственной классификацией расходов бюджета и имеющие право распределять средства соответствующего бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Перечень главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств определяется органом исполнительной власти соответствующего уровня в зависимости от структуры органов власти и способов организации финансовых потоков( ст. 25 БК РФ).
Главными распорядителями средств федерального бюджета являются, как правило, министерства и ведомства, а средств бюджетов субъектов РФ министерства, управления и отделы исполнительных органов власти субъектов РФ. Приведем пример: Министерство внутренних дел РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, а управление здравоохранения администрации субъекта РФ главным распорядителем соответствующих средств областного бюджета. На уровне муниципальных образований главного распорядителя средств по муниципальному образованию может и не быть. Однако в крупных городах в качестве главного распорядителя средств городского бюджета выступает глава исполнительного органа местного управления.
Бюджетное законодательство определяет понятие «ГЛАВНЫЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ» в первую очередь по наличию учтено распорядительной функции, в соответствии с которой главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств имеет при этом право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями.
Важное место отводится
Не менее значимы контрольные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Он осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Главный распорядитель бюджетных
средств осуществляет также контроль
за использование бюджетных
Информация о работе Понятие бюджетного процесса, его принципы и структура