Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 12:41, курсовая работа
Темой данной курсовой работы является «Налоговый учёт при исчислении ЕСН».
Основной целью данной курсовой работы является получение знаний о налоговом учёте при исчислении ЕСН и рассмотрение данного вопроса на примере ЗАО «Орбита».
Задачами данной работы являются:
- рассмотрение эволюции развития ЕСН;
- рассмотрение характеристики ЕСН;
Реферат………………………………………………………………….…….……………….3
Введение....................................................................................................................................4
Раздел 1. Теоретическая часть…………………………………………………….………….6
Глава I (ЕСН: характеристика и сущность)……………………………… ……………...…....6
1.1. Эволюция развития ЕСН……………………………………………..……...……6
1.2. Характеристика ЕСН…………………………………………………….……..…8
1.3. Проблемы взимания……………………………………………….……………..10
1.4.Перспективы развития ЕСН…………………………………………….………..11
Глава II (Порядок исчисления и уплаты единого социального налога)…………………… 12
2.1. Плательщики…………………………………………………………..….………13
2.2. Льготы………………………………………………………………..…….…..….16
2.3. Объект налогообложения…………………………………………..…………….19
2.4. Ставки…………………………………………………………………..……..…..21
2.5. Исчисление и сроки уплаты ЕСН………………………………..….……..……23
Раздел 2: Практическая часть……………………………………………………….……..28
Глава I. (Практика организации учета, налогообложения по ЕСН на примере ЗАО «Орбита»)…………………………………………………………………..……………..…….28
1.1.Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия…...….28
1.2. Организация учета и налогообложения расчетов по ЕСН ЗАО «Орбита»…...29
1.3. Организация учета и расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ЗАО «Орбита………………………………………………....…….32
Глава II. (Проблемы и предложения по улучшению организации учета расчетов по ЕСН)……………………………………………………………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………..………...…….36
Список использованной литературы………………………………………….……………38
Приложения…………………………………
Внебюджетные
фонды представляют собой достаточно
динамичный элемент финансовой системы.
Это обусловлено тем, что они,
в отличие, от государственного бюджета,
находятся в распоряжении специального
государственного органа. Поэтому, в сравнении
с бюджетом, перераспределение внутри
внебюджетных фондов и их использование
осуществляется более оперативно. Кроме
того, внебюджетные фонды создаются для
реализации конкретных целей. Таким образом,
необходимость образования внебюджетных
фондов вызвана объективной закономерностью
существования и развития общества, что
связано в первую очередь с потребностью
перераспределения финансовых ресурсов
для решения наиболее важных направлений,
не предусмотренных бюджетом.
1.2.
Характеристика ЕСН
С вступлением в силу второй части Налогового кодекса на территории Российской Федерации вводится в действие единый социальный налог (далее - ЕСН). Он призван заменить собой страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Весь контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН возлагается на налоговые органы.1
Если сравнить законодательство о взносах, действующее до принятия главы 24 налогового Кодекса РФ и 24 главу НК РФ, то становится ясно, что каких-либо кардинальных изменений не произошло. Фактически проведена лишь некоторая унификация правовых норм, вызванная объединением взносов в ПФР, ФСС, ФОМС под одним общим названием, а также урегулированы некоторые из существующих спорных вопросов.
Плательщиками ЕСН являются те же категории лиц, что и платили взносы во внебюджетные фонды за одним исключением - с 01.01.2001г. перестала существовать такая категория налогоплательщиков как наемные работники (до введения ЕСН они уплачивали в ПФР страховые взносы по однопроцентной ставке).
Существует две основные категории: работодатели и так называемые самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, адвокаты, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования). До введения ЕСН последние были освобождены от уплаты взносов в ФСС с полученных доходов. Так и после введения главы 24 Налогового Кодекса индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.2
В связи с этим до недавнего времени органы ФСС РФ настаивали на том, что у предпринимателей отсутствует право на получение пособий по нетрудоспособности. Но недавно законодатели решили данный вопрос наиболее простым способом - если предприниматель желает получать пособие по нетрудоспособности, то он должен дополнительно к сумме уплаченного ЕСН заплатить страховой взнос в ФСС РФ.
Так, согласно ст.2 Федерального закона от 31.12.02 №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» индивидуальные предприниматели вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ.
При этом право на получение соответствующих пособий будет существовать у предпринимателя лишь после уплаты страховых взносов в ФСС РФ в течение 6 месяцев, а порядок уплаты страховых взносов в ФСС РФ должен быть определен в специальном нормативном акте, изданном Правительством РФ.
Если налогоплательщик относится сразу к двум категориям, то он уплачивает налог по двум основаниям.3 Например, индивидуальный предприниматель, использующий труд наемных работников, платит ЕСН как с полученных доходов от предпринимательской деятельности за вычетом связанных с ними расходов, так и с начисленных выплат в пользу работников.
Налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, а также налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, единый социальный налог не платят, как и не платили до 2001 года страховые взносы.
Однако с 1 января 2002 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения (до 01 января 2003 года), и адвокаты, обязаны платить помимо единого социального налога страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002г. № 104-ФЗ индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход с 01.01.2002г., а индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003г. уплачивают только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Среди плательщиков специально не выделены занимающиеся частной практикой нотариусы, детективы и охранники, поскольку они включены в категорию "индивидуальные предприниматели", что соответствует п.2 ст.11 НК РФ.
Достаточную
«молодость» данной части законодательства,
существуют некоторые противоречия.
Так, например, в обязанности
Указанная
проблема возникла по той причине, что
глава 24 “Единый социальный налог”
устанавливает обязанности
Несмотря на то, что в фондах была достигнута высокая собираемость платежей, все они накопили огромную недоимку. Обязанность по ее взысканию перешла к налоговым органам на местах. Однако проблему с задолженностью по ранее начисленным платежам в государственные внебюджетные фонды за короткий промежуток времени решить силами только налоговых органов невозможно.
Изменилось
и представление самих
Но,
как уже было, отмечено выше, с
момента вступления в силу положения
о едином социальном налоге прошло
меньше года и о дальнейшей эффективности
его применения можно будет высказываться
в ближайшем будущем.
1.4.Перспективы
развития ЕСН
Положительным результатом стало выполнение ежемесячных заданий за январь-март 2001 г. по сбору ЕСН во все фонды. Поступления платежей в сравнении с тем же периодом прошлого года увеличились.
Несмотря на то, что в фондах была достигнута высокая собираемость платежей, все они накопили огромную недоимку. Обязанность по ее взысканию перешла к налоговым органам на местах. Однако проблему с задолженностью по ранее начисленным платежам в государственные внебюджетные фонды за короткий промежуток времени решить силами только налоговых органов невозможно.
ЕСН сегодня еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.
Законодатели
могли бы также объединить взносы
в федеральный и
Существенные недостатки имеют регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.
К
сожалению, ожидаемого снижения налоговой
нагрузки на фонд оплаты труда налогоплательщиков
не получилось. Совокупная ставка налога
для налогоплательщиков-
Сейчас налогоплательщики должны ежемесячно представлять расчеты авансовых платежей по ЕСН, что обременительно для них и создает излишнюю нагрузку на налоговые органы. Целесообразно было бы ввести ежеквартальное представление расчетов, а уплату ЕСН производить, как и ранее, ежемесячно.
Бесспорно,
предусмотреть абсолютно все
при введении столь сложного по своей
сути налога чрезвычайно трудно. Особенно
когда одновременно происходит реформирование
систем пенсионного и социального обеспечения.
Но уже сегодня исходя из положительных
результатов проделанной работы можно
смело сказать: введение единого социального
налога - правильный и обоснованный шаг.
При внесении взвешенных законодательных
поправок единый социальный налог максимально
способен показать свою эффективность
и жизнеспособность, а это в интересах
и государства, и налогоплательщика, и
граждан.
Глава II (Порядок исчисления и уплаты единого социального налога)
2.1. Плательщики.
Согласно ст. 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются:
1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам. К ним относятся:
— организации:
— индивидуальные предприниматели;
— родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
— крестьянские (фермерские) хозяйства:
— физические лица.
К организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств: международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
Определение
понятия «наемные работники» законодательством
о налогах и сборах не предусмотрено,
но из анализа объектов налогообложения
по ЕСН можно дать следующее определение.
Наемные работники — это
Не являются наемными работниками: непосредственно сами предприниматели в отношении себя, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования по отношению к самим общинам, члены крестьянского (фермерского) хозяйства по отношению к самому хозяйству. Однако перечисленные субъекты являются налогоплательщиками ЕСН, если у них работают наемные работники, которым выплачиваются суммы доходов по разны основаниям, являющиеся объектом налогообложения.
Под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. При этом физические липа осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.