Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:36, лекция
Предмет, система и источники финансового права. Теории происхождения финансового права. Принципы финансового права.
1)административный порядок
Подразумевает возможность подачи жалобы на должностное лицо или соответствующий орган.
Если в результате проверки налоговая выявляет расхождение между уплаченным налогом и должным. В течение 15 дней налогоплательщик может подать жалобу на должностное лицо.
Если нарушение в рамках бюджетных правоотношений – то жалоба исключительно в административном порядке.
2)судебный порядок
Отличия:
1)По срокам
Для административного порядка более сжатые сроки – максимум 30 дней, а у суда – 2 месяца.
2)По цене
Административный более дешевый порядок. В суде необходима уплата пошлины.
Органы, осуществляющие финансовую деятельность
1)Органы специальной компетенции – органы государственной власти и местного самоуправления, специально созданные для осуществления финансовой деятельности.
Бывают органы специальной компетенции, которые действуют на временной основе – Временная Финансовая Администрация.
2)Органы общей компетенции - государственной власти и местного самоуправления, которые наряду со своими основными полномочиями, частично осуществляют финансовую деятельность.
Финансовый контроль
Финансовый контроль – контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и регионов.
Задачи финансового контроля:
1)содействие
сбалансированности между
2)обеспечение
своевременности и полноты
3)выявление
внутрипроизводственных
4)содействие
рациональному расходованию
5)обеспечение
соблюдения действующего
Виды финансового контроля:
1) По времени проведения:
2)В зависимости от органов, осуществляющих контроль:
Субъекты финансового контроля
1)Счетная палата
2)Министерство финансов РФ
3)Федеральная налоговая служба
Осуществляет финансовый контроль в сфере налогообложения – контроль за своевременностью и полнотой уплаты налоговых сборов
4)Федеральная таможенная служба
Деятельность - контроль за полнотой уплаты таможенных пошлин и налоговых сборов
5)Федеральная
служба финансово-бюджетного
Контроль за субъектами страхового дела
6)Федеральная
служба финансово-бюджетного
7)Федеральное казначейство
Осуществляет
предварительный (проверяет данные,
указанные в платежном поручении)
и текущий контроль.
Аудит как вид независимого финансового контроля
Правовая основа:
ФЗ от 30 декабря 2008 года №307 «Об аудиторской деятельности»
Изменен подход к организации аудиторской деятельности.
До этого закон от 7 августа 2001 года №119
Аудиторская деятельность – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Сопутствующие аудиту услуги можно оказывать отдельно – они могут оказывать отдельно от аудита.
Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Бухгалтерская (финансовая отчетность) – отчетность, предусмотренная ФЗ от 21 ноября 1996 года №129 «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами (налоговая, управленческая и финансовая отчетность).
Аудиторская организация- коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Порядок создания:
1)Внесение в единый гос реестр юридических лиц
2)Уплата
пошлин и взносов в
Если не внесены в реестр, то организация не имеет право использовать в своих видах деятельности «аудит» и производные.
Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций.
Членами саморегулируемой организации должны быть не менее 700 лиц или не менее 500 организаций.
Саморегулируемые организации были созданы для контроля за деятельностью аудиторов и аудиторских компаний и для возмещения ущерба, причиненного клиентам в результате деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
С 2010 года принят закон о внутренних стандартах оценки качества предоставляемых услуг.
Индивидуальный аудитор
Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.
Заключения:
1)отрицательное
2)положительное
3)условно-положительное
Означает,
что в целом по бухгалтерской
отчетности, которую ведет организация,
можно сделать вывод о
Принципы осуществления аудиторской деятельности:
1)законность
2)профессионализм
Каждый аудитор должен сдавать экзамен, чтобы получить сертификат аудитора.
3)ответственность
Аудитор может самостоятельно отказаться от проведения проверки в следующих случаях:
1) если
аудитору не предоставляют
2)не обеспечение ему и его семье безопасности
В этих случаях средства, уплаченные за проведение проверки, не возвращаются.
4)независимость
(не должно оказываться
В государственных организациях и в организациях, где доля больше 25%, должны проводить аудит только аудиторские организации, при этом обязательно должен проводиться конкурс.
Виды аудита:
1)Обязательный
Проводится в случаях, установленных в законе – раз в год в ОАО, в кооперативах – в организациях, где активы более 60 млн, в государственных организациях.
2)Инициативный – по желанию организации и заинтересованных лиц
Аудиторское заключение относится к коммерческой тайне и составляет аудиторскую тайну. В случаю разглашения – ответственность. Исключения:
1)разглашение сведений самим лицом, которое проверялось
2)предоставление сведение органам гос власти, наделенным соответствующими полномочиями
Эта оговорка появилась в 2008 году.
Если органы гос власти разгласили аудиторскую тайну, то они могут быть привлечены к ответственности.
3)сведения
о стоимости оказанных услуг
не составляют аудиторскую
Основы бюджетного права
1.Понятие и роль государственного и местного бюджета
Определение бюджета:
1)по
материальному содержанию –
2)по
экономической роли –
3)по
социальной природе – система
денежных и иных общественных
отношений между
4)по
организационной природе –
Бюджет
(ст.6 БК РФ) - форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.
Структура бюджета
Доходная часть
Расходная часть
Расходы делятся
- по отраслям
- по распорядителям – по органам гос власти (Совет Федерации, Правительство и тп)
Расходная часть формируется исходя из объема полномочий органов власти – ст.71, ст.72, ст.73 Конституции.
ФЗ «Об
общих принципах организации
законодательных и
Расходные полномочия указываются в федеральных законах, законах субъектов – тот или иной уровень обеспечивается полномочиями.
В 2004 году ФЗ «О монетезации льгот» - перераспределение расходных обязательств всех бюджетов бюджетной системы.