Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:36, лекция

Описание работы

Предмет, система и источники финансового права. Теории происхождения финансового права. Принципы финансового права.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 81.16 Кб (Скачать)

1)административный  порядок

Подразумевает возможность подачи жалобы на должностное  лицо или соответствующий орган.

Если  в результате проверки налоговая выявляет расхождение между уплаченным налогом и должным. В течение 15 дней налогоплательщик может подать жалобу на должностное лицо.

Если  нарушение в рамках бюджетных  правоотношений – то жалоба исключительно  в административном порядке.

2)судебный  порядок

Отличия:

1)По  срокам

Для административного  порядка более сжатые сроки –  максимум 30 дней, а у суда – 2 месяца.

2)По  цене

Административный  более дешевый порядок. В суде необходима уплата пошлины.

Органы, осуществляющие финансовую деятельность

1)Органы  специальной компетенции – органы государственной власти и местного самоуправления, специально созданные для осуществления финансовой деятельности.

  • Министерство финансов
  • Федеральное казначейство
  • Федеральная налоговая служба
  • Центральный банк РФ

Бывают  органы специальной компетенции, которые  действуют на временной основе –  Временная Финансовая Администрация.

2)Органы  общей компетенции - государственной власти и местного самоуправления, которые наряду со своими основными полномочиями, частично осуществляют финансовую деятельность.

Финансовый  контроль

Финансовый  контроль – контроль  за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и регионов.

Задачи  финансового контроля:

1)содействие  сбалансированности между расходами  и доходами

2)обеспечение  своевременности и полноты выполнения  финансовых обязательств

3)выявление  внутрипроизводственных резервов  роста финансовых ресурсов

4)содействие  рациональному расходованию материальных  ценностей и денежных ресурсов, а также правильному ведению  бухгалтерского учета и отчетности

5)обеспечение  соблюдения действующего законодательства  и нормативных актов

Виды  финансового контроля:

1) По времени проведения:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Последующий

2)В  зависимости от  органов, осуществляющих  контроль:

  • Государственный осуществляется органом государственной власти
    • общегосударственный – Счетная Палата, налоговая, Правительство РФ,
    • неведомственный
    • ведомственный – Судебный Департамент
  • Внутрихозяйственный – контроль, который проводится временными проверочными группами в рамках организации
  • Независимый – контроль, который осуществляется специально создаваемыми организациями, проводящими независимые проверки
 

    Субъекты  финансового контроля

1)Счетная  палата

2)Министерство  финансов РФ

3)Федеральная  налоговая служба

Осуществляет  финансовый контроль в сфере налогообложения  – контроль за своевременностью и полнотой уплаты налоговых сборов

4)Федеральная  таможенная служба 

Деятельность - контроль за полнотой уплаты таможенных пошлин и налоговых сборов

5)Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора

Контроль  за субъектами страхового дела

6)Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора

7)Федеральное  казначейство

Осуществляет  предварительный (проверяет данные, указанные  в платежном поручении) и текущий контроль. 

Аудит как вид независимого финансового контроля

Правовая  основа:

ФЗ от 30 декабря 2008 года №307 «Об аудиторской  деятельности»

Изменен подход к организации аудиторской деятельности.

До этого  закон от 7 августа 2001 года №119

Аудиторская деятельность – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Сопутствующие аудиту услуги можно оказывать отдельно – они могут оказывать отдельно от аудита.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Бухгалтерская (финансовая отчетность) – отчетность, предусмотренная ФЗ от 21 ноября 1996 года №129 «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами (налоговая, управленческая и финансовая отчетность).

Аудиторская организация- коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Порядок создания:

1)Внесение  в единый гос реестр юридических лиц

2)Уплата  пошлин и взносов в саморегулируемую организацию в течение 3-х месяцев и внесение в реестр.

Если  не внесены в реестр, то организация  не имеет право использовать в  своих видах деятельности «аудит»  и производные.

Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций.

Членами саморегулируемой организации должны быть не менее 700 лиц или не менее 500 организаций.

Саморегулируемые организации были созданы для контроля за деятельностью аудиторов и аудиторских компаний и для возмещения ущерба, причиненного клиентам в результате деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

С 2010 года принят закон о внутренних стандартах  оценки качества предоставляемых услуг.

Индивидуальный  аудитор

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Заключения:

1)отрицательное

2)положительное

3)условно-положительное

Означает, что  в целом по бухгалтерской  отчетности, которую ведет организация, можно сделать вывод о деятельности организации.

Принципы  осуществления аудиторской  деятельности:

1)законность

2)профессионализм

Каждый  аудитор должен сдавать экзамен, чтобы получить сертификат аудитора.

3)ответственность

Аудитор может самостоятельно отказаться от проведения проверки в следующих  случаях:

1) если  аудитору не предоставляют полные  сведения для проведения проверки

2)не  обеспечение ему и его семье  безопасности

В этих случаях средства, уплаченные за проведение проверки, не возвращаются.

4)независимость  (не должно оказываться давление)

В государственных  организациях и в организациях, где  доля больше 25%, должны проводить аудит  только аудиторские организации, при  этом обязательно должен проводиться  конкурс.

Виды  аудита:

1)Обязательный

Проводится  в случаях, установленных в законе – раз в год в ОАО, в кооперативах – в организациях, где активы более 60 млн, в государственных организациях.

2)Инициативный – по желанию организации и заинтересованных лиц

Аудиторское заключение относится к коммерческой тайне и составляет аудиторскую  тайну. В случаю разглашения –  ответственность. Исключения:

1)разглашение  сведений самим лицом, которое  проверялось

2)предоставление  сведение органам гос власти, наделенным соответствующими полномочиями

Эта оговорка появилась в 2008 году.

Если  органы гос власти разгласили аудиторскую тайну, то они могут быть привлечены к ответственности.

3)сведения  о стоимости оказанных услуг  не составляют аудиторскую тайну 

Основы  бюджетного права

1.Понятие  и роль государственного  и местного бюджета

Определение бюджета:

1)по  материальному содержанию – фонд  централизованных финансовых ресурсов

2)по  экономической роли – регулятор  производства и потребления

3)по  социальной природе – система  денежных и иных общественных  отношений между государственными

4)по  организационной природе – совокупность  доходов и расходов

Бюджет (ст.6 БК РФ)  - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

Структура бюджета

Доходная  часть

  • Налоговые доходы
  • Неналоговые доходы
  • Безвозмездные перечисления

Расходная часть

  • Оказание государственных услуг
  • Социальное обеспечение населения
  • Бюджетные инвестиции юр лицам
  • Субсидии юр лицам, ИП, физ. Лицам
  • Бюджетные инвестиции
  • Межбюджетные трансферты
  • Платежи, взносы, безвозмездные перечисления субъектам международного права
  • Обслуживание государственного (муниципального) долга
  • Исполнение судебных актов по искам к казне

Расходы делятся

- по  отраслям

- по  распорядителям – по органам  гос власти (Совет Федерации, Правительство и тп)

Расходная часть формируется исходя из объема полномочий органов власти – ст.71, ст.72, ст.73 Конституции.

ФЗ «Об  общих принципах организации  законодательных и исполнительных органов власти субъектов»

Расходные полномочия указываются в федеральных  законах, законах субъектов –  тот или иной уровень обеспечивается полномочиями.

В 2004 году ФЗ «О монетезации льгот» - перераспределение расходных обязательств всех бюджетов бюджетной системы.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"