Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:08, курсовая работа
В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона.
Введение 3
1 Место финансового контроля в системе финансовых отношений 6
1.1 История развития финансового контроля в РФ 6
1.2 Функции и виды финансового контроля 7
1.3 Зарубежный опыт осуществления финансового контроля 16
2 Оценка деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль .20
2.1 Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль.20
2.2 Оценка эффективности финансового контроля в РФ 28
Заключение 31
Библиографический список 34
Помимо государственного и внутриведомственного контроля, важное значение имеет и так называемый внутрихозяйственный контроль. Он проводится бухгалтерией и финансовыми службами самой организации-бюджетополучателя. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми финансовыми операциями. Она проверяет законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет. Ведущая роль в организации внутрихозяйственного контроля принадлежит главному бухгалтеру.
Для
проведения контрольных мероприятий
финансовые органы государства и
сами бюджетополучатели могут
Аудиторские
проверки подразделяются на внешние
и внутренние. Внутренний аудит проводится
аудиторской службой самой
Важное
место в системе государственно
Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:
· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
· определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
· оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
· финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;
· анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;
· контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;
· регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Хотя Счетная палата образована парламентом и подотчетна ему, при решении возложенных на нее задач в соответствии она обладает организационной и функциональной независимостью. Она обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта работа включает в себя: оперативный контроль за исполнением бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета; экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ, международных договоров по финансовым вопросам; анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства; подготовку заключений по исполнению федерального бюджета отчетного года и их представление в Федеральное Собрание; подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.
Важнейшими
направлениями работы Счетной палаты
являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая
и информационная деятельность.
2.2 Оценка эффективности финансового контроля в РФ
Эффективность финансового контроля - сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.
Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).
С
учетом этого положения критерием
эффективности финансового
В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и экономия средств в его расходной части (приложения А-Г). Методологической проблемой установления критериев по этим целям является определение "вклада" финансового контроля в уровень достижения цели. Но в принципе это возможно.
В узком смысле целью финансового контроля является сокращение количества и объемов правонарушений в экономической сфере. Определение этого критерия с методической точки зрения не представляет сложности.
По
данным за прошедший год контрольно-
По материалам ревизий и проверок в органы федерального казначейства направлено 3,5 тыс. представлений на сумму 4 млрд. рублей. Передано правоохранительным органам и органам прокуратуры 8,7 тыс. материалов ревизий и проверок на 66 млрд. рублей, в том числе по федеральному бюджету - 2,6 тыс. материалов на 10 млрд. рублей.
Значительно
хуже, пока, обстоят дела со второй составляющей
государственного финансового контроля
- оперативным и адекватным реагированием
на выявленные финансовые нарушения. Или,
другими словами, с реализацией
результатов контрольно-
Исходя из сказанного, попытка решить проблемы путем простого передела функций контроля, традиционно присущих Минфину, и переподчинения контролирующих органов Министерства, представляется неконструктивным направлением в развитии государственного финансового контроля.
Таким
образом, конечный результат, т. е. совокупность
объективных последствий
Заключение
Практика
свидетельствует, что в настоящее
время в Российской Федерации
функционирует конгломерат
Рассматривая
вопрос о современном состоянии
координации контрольной
Снятию
противоречий между органами государственного
финансового контроля будет способствовать
четкое, законодательно оформленное
разграничение функций внутреннего и
внешнего финансового контроля за исполнением
бюджета как подсистем внутри единой системы
госфинконтроля.
Заслуживает внимания в части рассматриваемого
вопроса и зарубежный опыт. Так, в «Лимской
декларации руководящих принципов контроля»
определены общие правила деятельности
контрольных органов, их взаимоотношения,
взаимодействие между собой, в том числе
с президентом, парламентом, правительством.
Таким образом, подводя итог анализу бюджетного контроля в системе государственных органов исполнительной власти, необходимо сделать следующие выводы:
—
четко определить в Бюджетном
кодексе функции Правительства
РФ в сфере бюджетного контроля.
В Бюджетном кодексе
— поскольку реализация функции контроля за исполнением федерального бюджета возложена на разные структурные подразделения Министерства финансов РФ, постольку требуется четко определить компетенцию каждого из них, а также установить нормативный порядок их правоотношений. Предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета должен быть исключительной прерогативой федерального казначейства, поскольку именно на него возложена функция исполнения федерального бюджета, управления счетами федерального бюджета и бюджетными средствами. Последующий контроль за исполнением должен быть возложен на Счетную палату РФ.