История финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона.

Содержание

Введение 3
1 Место финансового контроля в системе финансовых отношений 6
1.1 История развития финансового контроля в РФ 6
1.2 Функции и виды финансового контроля 7
1.3 Зарубежный опыт осуществления финансового контроля 16
2 Оценка деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль .20
2.1 Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль.20
2.2 Оценка эффективности финансового контроля в РФ 28
Заключение 31
Библиографический список 34

Работа содержит 1 файл

фин контр история.docx

— 56.34 Кб (Скачать)

    Помимо  государственного и внутриведомственного контроля, важное значение имеет и  так называемый внутрихозяйственный  контроль. Он проводится бухгалтерией и финансовыми службами самой  организации-бюджетополучателя. Бухгалтерия  обеспечивает учет и контроль за всеми  финансовыми операциями. Она проверяет  законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность  уплаты налогов в бюджет. Ведущая роль в организации внутрихозяйственного контроля принадлежит главному бухгалтеру.

    Для проведения контрольных мероприятий  финансовые органы государства и  сами бюджетополучатели могут привлекать аудиторские службы. В мировой  практике аудиторский контроль распространен  очень широко. В настоящее время  эта система получает развития и  в России. Целью аудита является проверка финансовой и бухгалтерской  отчетности организации, степени ее достоверности, а также законности проводимых финансовых операций.

    Аудиторские проверки подразделяются на внешние  и внутренние. Внутренний аудит проводится аудиторской службой самой организации. Его задача – это сбор дополнительной информации для принятия управленческих решений, повышения эффективности работы организации, увеличения рентабельности и рационального использования производственных ресурсов. Внутренний аудит проводится по инициативе руководства, и организация самостоятельно покрывает все связанные с ним расходы. Отличие внешнего аудита заключается в том, что его выполняют специальные аудиторские фирмы на основе договора. Такие проверки могут проводиться по решению государственных финансовых и контрольных органов, банков, организаций–партнеров и др.

    Важное  место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации – его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина – Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет. Постановление о его назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы.

    Задачи  Счетной палаты определены федеральным  законом. К их числу относятся:

    · организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

    · определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

    · оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

    · финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;

    · анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;

    · контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;

    · регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

    Хотя  Счетная палата образована парламентом  и подотчетна ему, при решении  возложенных на нее задач в  соответствии она обладает организационной  и функциональной независимостью. Она  обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта работа включает в себя: оперативный контроль за исполнением бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета; экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ, международных договоров по финансовым вопросам; анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства; подготовку заключений по исполнению федерального бюджета отчетного года и их представление в Федеральное Собрание; подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.

    Важнейшими  направлениями работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая  и информационная деятельность. 
 
 
 
 

    2.2 Оценка эффективности   финансового контроля  в РФ

    Эффективность финансового контроля - сложная экономическая  категория. Она характеризуется  определенными критериями и показателями.

    Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности  управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления  результатов намеченным целям, степень  приближения результата к цели с  одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).

    С учетом этого положения критерием  эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.

    В широком смысле такими целями для  государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части  федерального бюджета и экономия средств в его расходной части (приложения А-Г). Методологической проблемой  установления критериев по этим целям  является определение "вклада" финансового  контроля в уровень достижения цели. Но в принципе это возможно.

    В узком смысле целью финансового  контроля является сокращение количества и объемов правонарушений в экономической  сфере. Определение этого критерия с методической точки зрения не представляет сложности.

    По  данным за прошедший год контрольно-ревизионными органами Минфина России в организациях различных отраслей экономики и  видов деятельности проведены 49,5 тыс. ревизий и проверок, в том числе  бюджетов 33 субъектов Российской Федерации, в ходе которых выявлено различных  финансовых нарушений на общую сумму 95,6 млрд. рублей, в том числе по федеральному бюджету - 28,8 млрд. рублей.

    По  материалам ревизий и проверок в  органы федерального казначейства направлено 3,5 тыс. представлений на сумму 4 млрд. рублей. Передано правоохранительным органам и органам прокуратуры 8,7 тыс. материалов ревизий и проверок на 66 млрд. рублей, в том числе  по федеральному бюджету - 2,6 тыс. материалов на 10 млрд. рублей.

    Значительно хуже, пока, обстоят дела со второй составляющей государственного финансового контроля - оперативным и адекватным реагированием  на выявленные финансовые нарушения. Или, другими словами, с реализацией  результатов контрольно-ревизионной  работы. В течение ряда последних  лет реализация не выходит за пределы 10-15 % от объема вскрытых нарушений. Именно здесь надо исправлять ситуацию, создавать  условия для эффективной работы.

    Исходя  из сказанного, попытка решить проблемы путем простого передела функций  контроля, традиционно присущих Минфину, и переподчинения контролирующих органов  Министерства, представляется неконструктивным направлением в развитии государственного финансового контроля.

    Таким образом, конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий финансового  контроля, - это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под  влиянием контроля в управленческой деятельности. Невозможно судить об итогах контроля без выявления практических результатов, которые он оказал на содержание деятельности проверяемого субъекта или  должностного лица. Учет последствий  контроля для управленческой деятельности тем более необходим, т. к. под  эффективностью контроля подразумевается  достижение не всякого положительного результата, а только того, который  является следствием контроля. Если контрольный  орган обнаружил какие-то недостатки или нарушения, выяснил, кто в них персонально виноват, он обязан не только принять меры к виновным, но, прежде всего, указать пути и способы улучшения работы, как и кто должен устранить выявленные недостатки или нарушения, установить для этого определенный срок, а затем проверить исполнение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Практика  свидетельствует, что в настоящее  время в Российской Федерации  функционирует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в  том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующих между  собой. Случается, что один и тот  же экономический субъект последовательно  подвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов. В результате как бы имеет место непрерывный  контрольный процесс. Однако он не имеет  подчас практического смысла и вызывает негативное отношение. До сих пор  не разработана и не утверждена официальная  концепция становления и развития государственного финансового контроля.

    Рассматривая  вопрос о современном состоянии  координации контрольной деятельности, нельзя не упомянуть, что определенные организационные меры по взаимодействию государственных контрольных мероприятий  проводятся. Осуществление взаимодействия предусмотрено в Федеральном  законе «О Счетной палате Российской Федерации», в Положении «О Главном  контрольном управлении Президента Российской Федерации», утвержденном указом главы государства. Но этого  недостаточно. Необходима обеспеченная в правовом и организационном  аспектах эффективная система координации  взаимодействия органов, осуществляющих функции по контролю за исполнением  бюджета. В целях повышения эффективности  контроля, предупреждения параллелизма и пересечения функций контрольных  органов Правительством РФ при участии  Главного контрольного управления Президента РФ и других субъектов госконтроля  возможна разработка проекта концепции  государственного контроля, которая  предусматривала создание Совета по координации контрольной деятельности.

    Снятию  противоречий между органами государственного финансового контроля будет способствовать четкое, законодательно оформленное  разграничение функций внутреннего и внешнего финансового контроля за исполнением бюджета как подсистем внутри единой системы госфинконтроля.  
Заслуживает внимания в части рассматриваемого вопроса и зарубежный опыт. Так, в «Лимской декларации руководящих принципов контроля» определены общие правила деятельности контрольных органов, их взаимоотношения, взаимодействие между собой, в том числе с президентом, парламентом, правительством.

    Таким образом, подводя итог анализу бюджетного контроля в системе государственных  органов исполнительной власти, необходимо сделать следующие выводы:

    — четко определить в Бюджетном  кодексе функции Правительства  РФ в сфере бюджетного контроля. В Бюджетном кодексе отсутствуют  полномочия Правительства РФ, позволяющие  обеспечивать общее организационное  и функциональное руководство процессом  бюджетного контроля органов исполнительной власти;

    — поскольку реализация функции контроля за исполнением федерального бюджета  возложена на разные структурные  подразделения Министерства финансов РФ, постольку требуется четко  определить компетенцию каждого  из них, а также установить нормативный  порядок их правоотношений. Предварительный  и текущий контроль за исполнением  федерального бюджета должен быть исключительной прерогативой федерального казначейства, поскольку именно на него возложена  функция исполнения федерального бюджета, управления счетами федерального бюджета  и бюджетными средствами. Последующий  контроль за исполнением должен быть возложен на Счетную палату РФ.

Информация о работе История финансового контроля