История финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона.

Содержание

Введение 3
1 Место финансового контроля в системе финансовых отношений 6
1.1 История развития финансового контроля в РФ 6
1.2 Функции и виды финансового контроля 7
1.3 Зарубежный опыт осуществления финансового контроля 16
2 Оценка деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль .20
2.1 Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль.20
2.2 Оценка эффективности финансового контроля в РФ 28
Заключение 31
Библиографический список 34

Работа содержит 1 файл

фин контр история.docx

— 56.34 Кб (Скачать)

    Превентивному контролю хозяйственной деятельности, осуществляемому главным бухгалтером, придается исключительно важное значение. Положением о главном бухгалтере предусмотрено, что документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные  и расчетные обязательства подписываются  руководителем объединения, предприятия  и главным бухгалтером или  лицами, ими на то уполномоченными. Без подписи главного бухгалтера указанные документы считаются  недействительными и не принимаются  к исполнению материально ответственными лицами, а также учреждениями банка. Главному бухгалтеру предоставлено  право не принимать к исполнению и оформлению документы по хозяйственным  операциям, противоречащие законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей [27, стр. 38].

    Превентивные  проверки являются наиболее эффективным  способом финансового контроля, так  как они позволяют предупредить возникновение различных недостач, перерасходов и потерь ресурсов в  хозяйственной деятельности объединения, предприятий, отрасли, экономики в  целом.

    Текущие контрольные проверки - форма текущего контроля конкретных операций хозяйственной  деятельности организаций и предприятий. Проводятся текущие проверки всеми  контролирующими органами по вопросам, входящим в их компетенцию. Так, учреждения банков при проведении текущего обследования контролируют использование кассовой наличности денег, своевременность  и полноту сдачи выручки и  т.п. По финансированию капитальных  вложений при текущем обследовании контролируется организация строительства, обеспеченность проектной документацией  строящихся объектов. Счетной палатой, Минфином России и его органами на местах проводятся текущие проверки использования средств федерального бюджета. Статистические органы на местах организуют текущие проверки применения типовой документации в учете  хозяйственной деятельности объединений, предприятий, выявляют излишнюю отчетность, которая не утверждена в установленном  порядке, а предоставляется по запросу  органов управления. При внутриведомственном  контроле путем текущего обследования проверяется выполнение указаний собственника, предприятиями по вопросам их деятельности. При внутрихозяйственном контроле посредством текущих проверок осуществляется оперативный контроль за совершением  хозяйственных операций, в частности, проверяются условия хранения товарно-материальных ценностей.

    Следовательно, текущие контрольные проверки являются способом оперативного контроля конкретных операций хозяйственной деятельности, не требующим применения сложных  методик.

    Тематические  контрольные проверки - форма текущего финансового контроля однородных хозяйственных  операций, выполняемых объединениями, предприятиями, например, использования  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения сохранности  государственной собственности. Тематические проверки имеют сходство с текущими проверками, но они проводятся по более  широкому кругу показателей конкретной темы с применением методов экономического анализа, вычислительной техники и  привлечением специалистов различного профиля. Если в процессе текущего обследования применяются в основном методы фактического контроля, то при тематических проверках  используются планово-нормативная  и договорная информация, данные бухгалтерского учета, хронометражные наблюдения, проводятся выборочные инвентаризации ценностей.

    Ревизия - эта форма контрольного мероприятия, применяемая для углубленного и  расширенного охвата объекта контроля. Отличительной чертой ревизии является то, что при проверке объекта используются различные источники информации, методические приемы и контрольно-ревизионные  процедуры, а выводы обосновываются на документально достоверных обстоятельствах.

    Выявленные  нарушения законодательства, нормативных  правовых актов, регулирующих хозяйственную  деятельность, имеют адресность в  части материальной и юридической  ответственности. Кроме того, для  ревизий характерна конкретность в  определении размера ущерба, потерь, недостач ценностей и обоснованность системой доказательств (первичные  документы, ведомости инвентаризации и т.д.). [17, стр. 61]

    Комплексная ревизия охватывает все стороны  хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной  чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство - ведомство - предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения  по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

    По  уровням управления контрольные  мероприятия можно разделить  на общегосударственные, когда осуществляется проверка ряда министерств и ведомств; отраслевые - проверка той или иной отрасли и выборочно отдельных  ее предприятий и организаций; региональные - когда проверяется регион и его  отдельные предприятия; объектные - когда проверяется отдельное  предприятие, банк, АО и т.п.

    По  субъектам контроля он (контроль) делится  на две категории: внутренний контроль, когда проверка осуществляется ведомственным  органом контроля, например, проверка предприятия АПК контрольным  органом Минсельхозпрода России; внешний контроль осуществляется внешним  контрольным органом, например, Счетной  палатой Российской Федерации, счетной  палатой региона, Главным контрольным  управлением Президента Российской Федерации, налоговой службой и  т.д.

    Классификация по объектам контроля отражает собственно специфику этих объектов: контроль органов государственного управления; контроль банков; контроль предприятий  сферы материального производства; контроль организаций сферы нематериального  производства; контроль международной  деятельности; контроль вооруженных  сил и т.д.

    По  информационному обеспечению различают  документальный и фактический контроль.

    Документальный  контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной  операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном  и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной  документации, учете и отчетности.

    Фактический контроль состоит в определении  действительного, реального состояния  объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного  анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство. 
Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

    Поскольку финансовый контроль является одной  из функций управления, то ему присущи  общие принципы управления, на которых  базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно  с преломлением содержания этих принципов  применительно к функции контроля.

    В этой связи можно выделить следующие  принципы [16, стр. 13].

    Принцип плановости - он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

    Принцип системности означает, что при  проведении контрольных мероприятий  должны рассматриваться все стороны  объекта контроля и вся система  его взаимосвязей по вертикали и  горизонтали структуры управления.

    Принцип непрерывности означает, что все  объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому  субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные  исходя из условий, характера и свойств  их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий). 
Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.

    Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления  содержания проверенных фактов с  законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при  ее выполнении.

    Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального  или морального воздействия на субъект  контроля.

    Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах  государства. Результаты контроля доводят  до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов  управления, а также в необходимых  случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

    Таким образом, мы последовательно рассмотрели  основные теоретические вопросы  государственного финансового контроля. При этом была соблюдена следующая  логическая последовательность: во-первых, были определены генезисные источники  контроля вообще и финансового в  частности; затем мы рассмотрели  содержание и сущность государственного контроля и установили в нем место  финансового контроля; следующий  логический шаг потребовал анализа  сущности и содержания финансового  контроля; далее были даны цель, задачи и функции государственного финансового  контроля; в заключение в этой статье определены предмет, метод, виды и принципы финансового контроля. Такая логика позволила рассмотреть основные теоретические вопросы рассматриваемой  проблемы.  
 

    1.3   Зарубежный опыт  осуществления финансового  контроля 

    В большинстве зарубежных государств для повышения эффективности  контроля за исполнением государственного бюджета, а также для оказания помощи парламенту в реализации его  контрольных полномочий создается  специализированный коллегиальный  орган типа счетной палаты.

    Следует отметить, что в ряде государств аналогичные по сути функции выполняются  должностным лицом парламента - генеральным  контролером и аудитором Палаты общин Парламента Великобритании; генеральным  аудитором канадского Парламента [10, стр. 10]. Однако для реализации возложенных  на них задач создается соответствующее  ведомство, подчас весьма многочисленное. Так, возглавляемое Генеральным контролером и аудитором Национальное ревизионное ведомство Великобритании имеет в штате 900 ревизоров. Таким образом, организация бюджетного контроля и в этих странах также осуществляется специализированным коллегиальным органом, однако статус его председателя отличен от статуса председателя счетной палаты.

    История организации финансового контроля в зарубежных государствах свидетельствует  о существовании соответствующих  высших  специализированных органов  уже в начале XIV в. Так, в 1314 г. была учреждена должность генерального контролера государственной казны  Англии, в 1319 г. - Счетная палата Франции, в 1714 г. - Генеральная счетная палата Германии. Однако с точки зрения государственно-правовых реалий и уровня экономических задач прообразом современных счетных палат можно  считать возрожденную после Французской  революции в 1807 г. Счетную палату Франции. Именно в этот период, характеризовавшийся  отходом от господства принципа экономического либерализма и невмешательства  в экономику со стороны государства, для усиления контроля парламента за использованием государственных финансов были заложены основы современной модели высшего финансового контроля.

Информация о работе История финансового контроля