Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:08, курсовая работа
В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона.
Введение 3
1 Место финансового контроля в системе финансовых отношений 6
1.1 История развития финансового контроля в РФ 6
1.2 Функции и виды финансового контроля 7
1.3 Зарубежный опыт осуществления финансового контроля 16
2 Оценка деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль .20
2.1 Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль.20
2.2 Оценка эффективности финансового контроля в РФ 28
Заключение 31
Библиографический список 34
Превентивному
контролю хозяйственной деятельности,
осуществляемому главным
Превентивные
проверки являются наиболее эффективным
способом финансового контроля, так
как они позволяют предупредить
возникновение различных
Текущие
контрольные проверки - форма текущего
контроля конкретных операций хозяйственной
деятельности организаций и предприятий.
Проводятся текущие проверки всеми
контролирующими органами по вопросам,
входящим в их компетенцию. Так, учреждения
банков при проведении текущего обследования
контролируют использование кассовой
наличности денег, своевременность
и полноту сдачи выручки и
т.п. По финансированию капитальных
вложений при текущем обследовании
контролируется организация строительства,
обеспеченность проектной документацией
строящихся объектов. Счетной палатой,
Минфином России и его органами на
местах проводятся текущие проверки
использования средств
Следовательно, текущие контрольные проверки являются способом оперативного контроля конкретных операций хозяйственной деятельности, не требующим применения сложных методик.
Тематические
контрольные проверки - форма текущего
финансового контроля однородных хозяйственных
операций, выполняемых объединениями,
предприятиями, например, использования
материальных, трудовых и финансовых
ресурсов, обеспечения сохранности
государственной собственности. Тематические
проверки имеют сходство с текущими
проверками, но они проводятся по более
широкому кругу показателей конкретной
темы с применением методов
Ревизия
- эта форма контрольного мероприятия,
применяемая для углубленного и
расширенного охвата объекта контроля.
Отличительной чертой ревизии является
то, что при проверке объекта используются
различные источники
Выявленные нарушения законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность, имеют адресность в части материальной и юридической ответственности. Кроме того, для ревизий характерна конкретность в определении размера ущерба, потерь, недостач ценностей и обоснованность системой доказательств (первичные документы, ведомости инвентаризации и т.д.). [17, стр. 61]
Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство - ведомство - предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.
По уровням управления контрольные мероприятия можно разделить на общегосударственные, когда осуществляется проверка ряда министерств и ведомств; отраслевые - проверка той или иной отрасли и выборочно отдельных ее предприятий и организаций; региональные - когда проверяется регион и его отдельные предприятия; объектные - когда проверяется отдельное предприятие, банк, АО и т.п.
По
субъектам контроля он (контроль) делится
на две категории: внутренний контроль,
когда проверка осуществляется ведомственным
органом контроля, например, проверка
предприятия АПК контрольным
органом Минсельхозпрода
Классификация
по объектам контроля отражает собственно
специфику этих объектов: контроль
органов государственного управления;
контроль банков; контроль предприятий
сферы материального
По
информационному обеспечению
Документальный
контроль заключается в установлении
сущности и достоверности хозяйственной
операции по данным первичной документации,
учетных регистров и
Фактический
контроль состоит в определении
действительного, реального состояния
объекта проверки путем перерасчета,
взвешивания, обмера, лабораторного
анализа и других методов проверки.
К объектам фактического контроля относятся:
наличные деньги в кассе, основные средства,
материальные ценности, готовая продукция,
незавершенное производство.
Фактический и документальный контроль
выполняется во взаимной связи, так как
только их совместное применение позволяет
установить действительное состояние
объектов проверки и их сохранности, разработать
мероприятия по устранению имеющихся
недостатков.
Поскольку
финансовый контроль является одной
из функций управления, то ему присущи
общие принципы управления, на которых
базируется процесс государственного
управления и управления конкретным
предприятием и организацией, но конечно
с преломлением содержания этих принципов
применительно к функции
В этой связи можно выделить следующие принципы [16, стр. 13].
Принцип плановости - он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.
Принцип
системности означает, что при
проведении контрольных мероприятий
должны рассматриваться все стороны
объекта контроля и вся система
его взаимосвязей по вертикали и
горизонтали структуры
Принцип
непрерывности означает, что все
объекты контроля (управляемая система)
подлежат постоянно осуществляемому
субъектами контроля (управляющей системой)
предварительному оперативному и периодическому
последующему контролю в сроки, установленные
исходя из условий, характера и свойств
их деятельности. Это обеспечивает
постоянное наблюдение за ходом выполнения
планов и заданий, принятие мер по
корректировке деятельности по мере
выявления отклонений от регламентированных
значений (условий).
Принцип законности обусловлен Конституцией
Российской Федерации, предусматривающей,
что государство, все его органы (в том
числе и контрольные) действуют на основе
законности, обеспечивают охрану интересов
общества и граждан. Органы финансового
контроля, их должностные лица при исполнении
своих обязанностей должны соблюдать
Конституцию Российской Федерации и российские
законы.
Принцип
объективности предопределяет правильное,
полное и объективное объяснение
результатов контроля на основе сопоставления
содержания проверенных фактов с
законами, основными положениями, инструкциями
и распоряжениями руководящих органов,
регулирующими проверяемую
Принцип
независимости устанавливает
Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.
Таким
образом, мы последовательно рассмотрели
основные теоретические вопросы
государственного финансового контроля.
При этом была соблюдена следующая
логическая последовательность: во-первых,
были определены генезисные источники
контроля вообще и финансового в
частности; затем мы рассмотрели
содержание и сущность государственного
контроля и установили в нем место
финансового контроля; следующий
логический шаг потребовал анализа
сущности и содержания финансового
контроля; далее были даны цель, задачи
и функции государственного финансового
контроля; в заключение в этой статье
определены предмет, метод, виды и принципы
финансового контроля. Такая логика
позволила рассмотреть основные
теоретические вопросы
1.3
Зарубежный опыт
осуществления финансового
контроля
В большинстве зарубежных государств для повышения эффективности контроля за исполнением государственного бюджета, а также для оказания помощи парламенту в реализации его контрольных полномочий создается специализированный коллегиальный орган типа счетной палаты.
Следует
отметить, что в ряде государств
аналогичные по сути функции выполняются
должностным лицом парламента - генеральным
контролером и аудитором Палаты
общин Парламента Великобритании; генеральным
аудитором канадского Парламента [10,
стр. 10]. Однако для реализации возложенных
на них задач создается
История
организации финансового