История финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона.

Содержание

Введение 3
1 Место финансового контроля в системе финансовых отношений 6
1.1 История развития финансового контроля в РФ 6
1.2 Функции и виды финансового контроля 7
1.3 Зарубежный опыт осуществления финансового контроля 16
2 Оценка деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль .20
2.1 Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль.20
2.2 Оценка эффективности финансового контроля в РФ 28
Заключение 31
Библиографический список 34

Работа содержит 1 файл

фин контр история.docx

— 56.34 Кб (Скачать)

    Содержание 
 

    Введение 3

    1  Место финансового контроля   в системе финансовых отношений 6

    1.1  История развития финансового  контроля в РФ 6

    1.2  Функции  и виды  финансового  контроля 7

    1.3   Зарубежный опыт осуществления  финансового контроля 16

    2  Оценка деятельности органов,  осуществляющих финансовый контроль .20

    2.1  Характеристика  органов осуществляющих финансовый контроль.20

    2.2 Оценка эффективности финансового  контроля в РФ 28

    Заключение 31

    Библиографический список 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
 

    В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым  выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики  системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах  верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства  приводится в действие и управляется  преимущественно посредством норм финансового права. Законность и  стабильность особенно важны в таких  областях, как установление налогов  и иных платежей в бюджет, регулирование  другой бюджетной деятельности государства. Основным содержанием финансового  контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности  финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов государства  и его граждан, всех субъектов  хозяйствования и управления; содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике.

    С другой стороны, важнейшим условием стабилизации финансовой системы государства  является обеспечение устойчивого  сбора налогов и других обязательных платежей.

    Финансовый  контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие  в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования  определенных фондов денежных средств.

    Механизм  управления государством посредством  централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

    В юридической и экономической  науке под финансовым контролем  понимают осуществляемую с использованием специфических организационных  форм и методов деятельность государственных  и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности, увеличения доходных поступлений  в бюджет и сохранности государственной  и муниципальной собственности.

    Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что действенная система финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает основной предпосылкой качественного преобразования процесса экономики в целом. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.

    Целью работы является  анализ развития финансового контроля в РФ, а так же разработка мер по его совершенствованию. Цель работы определяет  задачи работы:

    – Изучение  понятия и сущности финансового контроля;

    – Изучение развития финансового контроля;

    – Определение роли финансового контроля в деятельности              государства на современном этапе;

    – Изучение развития нормативно – правовой базы обеспечения             финансового контроля;

    – Оценка направлений  совершенствования нормативной базы осуществления  финансового контроля;

    – Изучение возможности применения зарубежного опыта организации финансового  контроля;

    – Оценка направлений  совершенствования финансового контроля в соответствии с  задачами бюджетной реформы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  Место финансового  контроля   в  системе финансовых  отношений

    1.1  История развития  финансового контроля  в РФ 

    Мировой опыт государственного строительства  свидетельствует, что, пока существует государственное управление, будет существовать и государственный контроль как его неотъемлемая функция. Одним из важнейших звеньев систем государственного контроля, безусловно, является государственный финансовый контроль за правильным использованием государственных средств как денежных, так и материальных, а также государственной собственности.

    Первые  исторические сведения о таком контроле относятся ко второй половине ХVII века, когда учреждается Счётный приказ (1654 г.) для проверки раздачи полкового  жалования во время войны, и для  этой цели ему доставляются приходно-расходные  книги за 1653-1663 годы [13, стр. 19].

    В 1718 году для проверки всех государственных  доходов и расходов была учреждена  Ревизион-коллегия, которая указом от 12 января 1722 года подчинена Сенату. В последствие она была переименована  в Ревизион-контору Сената и в  этом виде получила инструкцию для своих действий, представлявшую первый опыт сколько-нибудь систематического изложения обязанностей государственного контроля.

    В 1775 году в целях улучшения «дело  ревизии» на местах, в губерниях  создаются казённые палаты, в обязанности  которых входило производство ревизий  счетов губернских учреждений.

    С установлением местных контрольных  учреждений получает новую организацию и центральное учреждение контроля создается Экспедиция ревизии счетов (31 декабря 1779 года).

    В 1811 году по Манифесту от 28 января учреждается  особое ведомство - Государственный  контроль, который должен осуществлять ревизии счетов и проверять не только министерства вообще, но и в особенности Министерство финансов и Государственного казначея.

    Таким образом, с этого момента начинается история Государственного контроля, как отдельного, независимого самостоятельного учреждения в системе других органов государственного управления.

    Кроме чисто ревизионных обязанностей, на Государственный контроль возложено  рассмотрение годовых отчетов Государственного, Дворянского и Крестьянского банков и сберегательных касс, а также Управления по делам мелкого кредита и сообщение по ним заключения Государственному Совету. В таком виде с такими задачами Государственный контроль просуществовал вплоть до начала ХХ столетия.

    После Октябрьской революции в России стали создаваться органы рабочего контроля. Наряду с этим, решением СНК  от 5 декабря 1917 года был создан специальный наркомат – Народный комиссариат государственного контроля, который должен был осуществлять предварительную и фактическую ревизии хозяйственной и финансовой деятельности всех ведомств.

    Впоследствии  декретом от 7 февраля 1920 года этот наркомат был реорганизован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ).

    Решением  ХVII съезда ВКП(б) Рабоче-крестьянская инспекция была преобразована в комиссию советского контроля, а в 1940 году образован союзно-республиканский Народный Комиссариат государственного контроля. Позднее этот комиссариат в зависимости от политической ситуации менял названия: Комитет партийно-государственного контроля, Комитет народного контроля. Однако, независимо от изменения названия, в их функциях было много общего, в частности, они были централизованными, подчинялись партийным органам и имели большие права. Они имели право осуществлять контроль за государственными, кооперативными и общественными предприятиями, учреждениями и организациями; при установлении нарушений и злоупотреблений налагать дисциплинированные взыскания, вплоть до отстранения от должности, производить денежные начёты, передавать материалы следственным органам и т.д [13, стр. 19].

    В начале двадцатых годов начинают создаваться контрольные службы при финансовых органах. В связи  с тем, что органы Рабоче-крестьянской инспекции главное внимание уделяли ревизионно-инспекторским обследованиям по планам, утвержденным Правительством, то для проведения ревизий непосредственно на предприятиях и в учреждениях в составе Наркомфина СССР постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 октября 1923 года было создано финансово-контрольное управление.

    Именно 23 октября 1923 года является официальной  датой образования контрольно-ревизионных  органов Министерства финансов Российской Федерации.

    В годы существования Советского государства  система государственного финансового  контроля была трансформирована, исходя из задач, определенных партийным руководством страны, а ее характерной чертой стало одновременное наличие  системы органов партийного, народного, а также общественного контроля в составе профсоюзных и кооперативных  организаций. Исходя из поставленных перед  ней задач, система в целом  была достаточно эффективной.

    С распадом СССР произошел и распад советской системы государственного финансового контроля. Образованной в 1995 г. Счетной палате Российской Федерации  пришлось выполнить историческую, без  преувеличения, задачу восстановления системы и работоспособности  независимого финансового контроля на новом витке российской истории. При этом необходимо понимать, что  государственный финансовый контроль развивался в соответствии с определенными закономерностями, которых нужно придерживаться и пренебрегать которыми было бы в высшей степени неосмотрительно. 
 
 

        1.2Виды  финансового контроля и принципы его осуществления 

    Виды  финансового контроля классифицируются по ряду признаков: по формам осуществления, уровням управления, субъектам контроля, объектам контроля и информационной базе контроля.

    По  формам осуществления финансового  контроля различают следующие контрольные  проверки: превентивные, текущие, тематические, ревизии, комплексные ревизии.

    Превентивные (от лат. praeventus - предупреждающий, предупредительный) контрольные проверки организуются на стадии предварительного контроля производственной и финансово-хозяйственной  деятельности отрасли, объединений  и предприятий. Проверяются обоснованность финансовых планов, размер взносов  в государственный бюджет налогов  и других платежей согласно утвержденным нормативам. Если органы государственного контроля осуществляют превентивные проверки периодически, то внутрихозяйственный  контроль выполняет их систематически и непрерывно. Санкционируя выполнение хозяйственной операции, руководитель предприятия или лица, им уполномоченные, подвергают ее превентивной проверке в части хозяйственной целесообразности, нормативной правовой и плановой обоснованности, хозяйственной и материальной ответственности лиц, которым поручается ее выполнение, и т.п.

    Особо ответственна роль главного бухгалтера в превентивных проверках хозяйственных  операций, отражаемых в системе бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, зафиксированная на материальных носителях, подвергается главным бухгалтером  или лицом, им уполномоченным, повторной  превентивной проверке после санкционирования руководством предприятия ее выполнения. Наряду с проверкой хозяйственной  операции по указанным выше параметрам, которые также контролируются бухгалтерией, проверяются: юридически-правовая обоснованность документа, отражающего достоверность  совершения хозяйственной операции; количественные и стоимостные ее измерители; применение норм расходования ресурсов; цен на товарно-материальные ценности и объекты основных фондов; заполнение показателей; обеспечение  сохранности ценностей; кодирование  реквизитов документа, определяющих содержание и характеристику операции для отражения  в системе бухгалтерского учета  хозяйственной деятельности.

Информация о работе История финансового контроля