Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:08, курсовая работа
В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона.
Введение 3
1 Место финансового контроля в системе финансовых отношений 6
1.1 История развития финансового контроля в РФ 6
1.2 Функции и виды финансового контроля 7
1.3 Зарубежный опыт осуществления финансового контроля 16
2 Оценка деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль .20
2.1 Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль.20
2.2 Оценка эффективности финансового контроля в РФ 28
Заключение 31
Библиографический список 34
Содержание
Введение 3
1
Место финансового контроля
в системе финансовых
1.1 История развития финансового контроля в РФ 6
1.2 Функции и виды финансового контроля 7
1.3 Зарубежный опыт осуществления финансового контроля 16
2
Оценка деятельности органов,
осуществляющих финансовый
2.1 Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль.20
2.2
Оценка эффективности
Заключение 31
Библиографический
список 34
Введение
В
любом обществе, где существуют товарно-денежные
отношения, объективно необходимым
выступает финансовый контроль. Обязательным
условием эффективного функционирования
характерной для рыночной экономики
системы свободного хозяйствования
является соблюдение прав, обязательств
и ответственности всех участников
хозяйственной деятельности. Достижение
этого возможно только на принципах
верховенства закона. Поэтому в рыночных
условиях финансовая система государства
приводится в действие и управляется
преимущественно посредством
С другой стороны, важнейшим условием стабилизации финансовой системы государства является обеспечение устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей.
Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.
Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.
В
юридической и экономической
науке под финансовым контролем
понимают осуществляемую с использованием
специфических организационных
форм и методов деятельность государственных
и муниципальных органов, наделенных
законом соответствующими полномочиями
в целях установления законности
и достоверности финансовых операций,
объективной оценки экономической
эффективности финансово-
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что действенная система финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает основной предпосылкой качественного преобразования процесса экономики в целом. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.
Целью работы является анализ развития финансового контроля в РФ, а так же разработка мер по его совершенствованию. Цель работы определяет задачи работы:
– Изучение понятия и сущности финансового контроля;
– Изучение развития финансового контроля;
– Определение роли финансового контроля в деятельности государства на современном этапе;
– Изучение развития нормативно – правовой базы обеспечения финансового контроля;
– Оценка направлений совершенствования нормативной базы осуществления финансового контроля;
– Изучение возможности применения зарубежного опыта организации финансового контроля;
– Оценка
направлений совершенствования финансового
контроля в соответствии с задачами
бюджетной реформы.
1. Место финансового контроля в системе финансовых отношений
1.1
История развития
финансового контроля
в РФ
Мировой опыт государственного строительства свидетельствует, что, пока существует государственное управление, будет существовать и государственный контроль как его неотъемлемая функция. Одним из важнейших звеньев систем государственного контроля, безусловно, является государственный финансовый контроль за правильным использованием государственных средств как денежных, так и материальных, а также государственной собственности.
Первые
исторические сведения о таком контроле
относятся ко второй половине ХVII века,
когда учреждается Счётный
В 1718 году для проверки всех государственных доходов и расходов была учреждена Ревизион-коллегия, которая указом от 12 января 1722 года подчинена Сенату. В последствие она была переименована в Ревизион-контору Сената и в этом виде получила инструкцию для своих действий, представлявшую первый опыт сколько-нибудь систематического изложения обязанностей государственного контроля.
В 1775 году в целях улучшения «дело ревизии» на местах, в губерниях создаются казённые палаты, в обязанности которых входило производство ревизий счетов губернских учреждений.
С
установлением местных
В 1811 году по Манифесту от 28 января учреждается особое ведомство - Государственный контроль, который должен осуществлять ревизии счетов и проверять не только министерства вообще, но и в особенности Министерство финансов и Государственного казначея.
Таким образом, с этого момента начинается история Государственного контроля, как отдельного, независимого самостоятельного учреждения в системе других органов государственного управления.
Кроме
чисто ревизионных
После Октябрьской революции в России стали создаваться органы рабочего контроля. Наряду с этим, решением СНК от 5 декабря 1917 года был создан специальный наркомат – Народный комиссариат государственного контроля, который должен был осуществлять предварительную и фактическую ревизии хозяйственной и финансовой деятельности всех ведомств.
Впоследствии
декретом от 7 февраля 1920 года этот наркомат
был реорганизован в Народный
комиссариат рабоче-
Решением ХVII съезда ВКП(б) Рабоче-крестьянская инспекция была преобразована в комиссию советского контроля, а в 1940 году образован союзно-республиканский Народный Комиссариат государственного контроля. Позднее этот комиссариат в зависимости от политической ситуации менял названия: Комитет партийно-государственного контроля, Комитет народного контроля. Однако, независимо от изменения названия, в их функциях было много общего, в частности, они были централизованными, подчинялись партийным органам и имели большие права. Они имели право осуществлять контроль за государственными, кооперативными и общественными предприятиями, учреждениями и организациями; при установлении нарушений и злоупотреблений налагать дисциплинированные взыскания, вплоть до отстранения от должности, производить денежные начёты, передавать материалы следственным органам и т.д [13, стр. 19].
В начале двадцатых годов начинают создаваться контрольные службы при финансовых органах. В связи с тем, что органы Рабоче-крестьянской инспекции главное внимание уделяли ревизионно-инспекторским обследованиям по планам, утвержденным Правительством, то для проведения ревизий непосредственно на предприятиях и в учреждениях в составе Наркомфина СССР постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 октября 1923 года было создано финансово-контрольное управление.
Именно
23 октября 1923 года является официальной
датой образования контрольно-
В
годы существования Советского государства
система государственного финансового
контроля была трансформирована, исходя
из задач, определенных партийным руководством
страны, а ее характерной чертой
стало одновременное наличие
системы органов партийного, народного,
а также общественного контроля
в составе профсоюзных и
С
распадом СССР произошел и распад
советской системы
1.2Виды
финансового контроля
и принципы его осуществления
Виды финансового контроля классифицируются по ряду признаков: по формам осуществления, уровням управления, субъектам контроля, объектам контроля и информационной базе контроля.
По
формам осуществления финансового
контроля различают следующие
Превентивные
(от лат. praeventus - предупреждающий, предупредительный)
контрольные проверки организуются
на стадии предварительного контроля
производственной и финансово-хозяйственной
деятельности отрасли, объединений
и предприятий. Проверяются обоснованность
финансовых планов, размер взносов
в государственный бюджет налогов
и других платежей согласно утвержденным
нормативам. Если органы государственного
контроля осуществляют превентивные проверки
периодически, то внутрихозяйственный
контроль выполняет их систематически
и непрерывно. Санкционируя выполнение
хозяйственной операции, руководитель
предприятия или лица, им уполномоченные,
подвергают ее превентивной проверке
в части хозяйственной
Особо ответственна роль главного бухгалтера в превентивных проверках хозяйственных операций, отражаемых в системе бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, зафиксированная на материальных носителях, подвергается главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным, повторной превентивной проверке после санкционирования руководством предприятия ее выполнения. Наряду с проверкой хозяйственной операции по указанным выше параметрам, которые также контролируются бухгалтерией, проверяются: юридически-правовая обоснованность документа, отражающего достоверность совершения хозяйственной операции; количественные и стоимостные ее измерители; применение норм расходования ресурсов; цен на товарно-материальные ценности и объекты основных фондов; заполнение показателей; обеспечение сохранности ценностей; кодирование реквизитов документа, определяющих содержание и характеристику операции для отражения в системе бухгалтерского учета хозяйственной деятельности.