Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа
Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период времени
бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо
бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг-это долг иностранным государствам, организациям
и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как
она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы
оплатить проценты по долгу и сам долг.
Введение.
Глава 1. Формирование бюджета страны на примере РФ………………………………
1.1 Бюджет: его структура, принципы построения и значение…………………………….
1.2 Характеристика состояния бюджетная Российской Федерации на 2011/2012 года………
1.3 Особенности бюджетной политики, проводимой в России……………………………….
Глава 2.Проблемы бюджетного дефицита и способы его устранения……………………
2.1.Основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения………………………
2.2 Основные подходы к сокращению и ликвидации дефицита государственного
бюджета………………………………………………………………………………………………
2.2.1.Монетизация бюджетного дефицита……………………………………………..
2.2.2.Внешнее долговое финансирование…………………………………………….
2.2.3. Внутренне долговое финансирование………………………………………….
Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения…………………………………..
3.1.Государственный долг: его виды, причины возникновения и роста………………………..
3.2. Государственный долг России: валютная структура и размер……………………………….
3.2.1.Проблемы внешней задолженности России……………………………………
3.2.2. Внутренний долг……………………………………………………………….
3.3 Пути сокращения государственного долга…………………………………………………….
3.3.1. Реструктуризация…………………………………………………………………
3.3.2. Конверсия…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………
Список литературы
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и
безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов
государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -
денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги
и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также
обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым
доходам относятся доходы:
· от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности;
· от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными
органами власти и учреждениями;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации,
компенсации, возмещение ущерба);
· финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н.
регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по
которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или
местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на
3 года) по разным видам
таких доходов (в отличие от за
, полностью поступающих в соответствующий бюджет).
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются
на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные
(инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:
· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
· оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
· трансферты населению;
· ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни
власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений
вышестоящих органов власти;
· бюджетные кредиты юридическим лицам;
· субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;
· инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
· бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней,
внебюджетным фондам;
· кредиты иностранным государствам;
· средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету
другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих
расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе
бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов,
субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому
или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Федеральный бюджет Российской Федерации
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень
бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план
государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения
национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,
необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории всей России. При составлении проекта
бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов
бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
Распределение доходов
и расходов бюджета
Российской Федерации и бюджетов государственных
внебюджетных фондов
по уровням бюджетной системы
в январе-сентябре 2012 года
Млрд. |
В % к |
Справочно | ||
млрд. |
в % к | |||
Доходы |
16685,2 |
100 |
15170,8 |
100 |
из них: |
1731,6 |
10,4 |
1772,7 |
11,7 |
налог на доходы физических лиц |
1566,2 |
9,4 |
1378,5 |
9,1 |
страховые взносы на обязательное социальное страхование |
2776,8 |
16,6 |
2564,3 |
16,9 |
налог на добавленную стоимость: |
1438,4 |
8,6 |
1341,1 |
8,8 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
1206,1 |
7,2 |
1056,7 |
7,0 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): |
||||
производимым на территории Российской Федерации |
577,5 |
3,5 |
449,3 |
3,0 |
ввозимым на территорию Российской Федерации |
37,6 |
0,2 |
31,2 |
0,2 |
налоги на совокупный доход |
205,2 |
1,2 |
177,0 |
1,2 |
налоги на имущество |
554,2 |
3,3 |
503,0 |
3,3 |
налоги, сборы и регулярные
платежи за пользование |
1857,4 |
11,1 |
1510,7 |
10,0 |
задолженность и перерасчеты
по отмененным налогам, |
1,6 |
0,0 |
3,0 |
0,0 |
из них единый социальный налог |
0,1 |
0,0 |
-0,5 |
|
доходы от внешнеэкономической деятельности |
3625,7 |
21,7 |
3224,5 |
21,3 |
доходы от использования
имущества, находящегося |
504,0 |
3,0 |
555,5 |
3,7 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
75,9 |
0,5 |
83,2 |
0,5 |
безвозмездные поступления |
69,0 |
0,4 |
128,0 |
0,8 |
доходы от приносящей доход деятельности |
-0,0 |
35,4 |
0,2 | |
Расходы |
15099,8 |
100 |
12745,4 |
100 |
из них на: |
946,0 |
6,3 |
870,0 |
6,8 |
обслуживание государственного
и |
322,0 |
2,1 |
260,3 |
2,0 |
национальную оборону |
1216,8 |
8,1 |
908,4 |
7,1 |
национальную безопасность
и правоохранительную |
1177,8 |
7,8 |
944,8 |
7,4 |
национальную экономику |
1913,4 |
12,7 |
1520,1 |
11,9 |
из нее на: |
40,3 |
0,3 |
28,3 |
0,2 |
сельское хозяйство и рыболовство |
176,7 |
1,2 |
170,9 |
1,3 |
транспорт |
398,0 |
2,6 |
266,6 |
2,1 |
дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
619,0 |
4,1 |
458,3 |
3,6 |
связь и информатику |
48,2 |
0,3 |
35,6 |
0,3 |
прикладные научные |
128,7 |
0,9 |
87,5 |
0,7 |
другие вопросы в области национальной экономики |
388,4 |
2,6 |
361,6 |
2,8 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
579,9 |
3,8 |
651,0 |
5,1 |
социально-культурные мероприятия |
8916,5 |
59,1 |
7571,3 |
59,4 |
Данные свидетельствуют, что почти 89 % всех доходов бюджета составляют налоговые
доходы, а около 9% налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную
стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные,
безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд
федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в
бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от
уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые)
на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет; из акцизов на
спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия,
спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, -
50 % и т.п. Полностью
в федеральный бюджет
например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины,
таможенные сборы и иных таможенные платежи.
В доходы федерального бюджета на 2000 год были включены средства следующих
целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда,
Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с
преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы,Федерального
Министерства РФ по атомной энергии.
Расходы бюджета на 2012 г. определены в размере 15099,8 млрд.руб. Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место занимают затраты на проведение социально-культурные мероприятия.
Глава 2.Проблемы бюджетного дефицита и способы его устранения.
2.1.Основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения.
Исследование его масштабов в различных странах с рыночной экономикой.
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета
превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности
государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В
зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный
дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо
путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может
свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг.
Поэтому к дефициту государственного
бюджета следует подходить
внимательно.
В данной главе я рассматриваю основные виды бюджетных дефицитов.
Анализируются такие виды, как:
1. Циклический
дефицит госбюджета –
стабилизаторов.
2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами
бюджета в условиях полной занятости.
3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом
инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.
4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего
дефицита и всей суммой выплат по долгу.
5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета,
обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.
Циклический дефицит государственного бюджета.
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является
результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный"
(автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить
амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к
частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в
индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения,
система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и
система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно
смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной
политики так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства
правительства.
При дискреционной фискальной политике в
целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности
правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней
занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений
госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих
мест) или снижения налогов правительство целенаправленно
создает дефицит госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания
инфляционных тенденций
целенаправленно создается
Дискреционная политика правительства связана со значительными
внутренними временными лагами, так как изменение структуры госрасходов или
ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в
парламенте.
При недискреционной фискальной политике
бюджетные дефициты и излишки возникают
автоматически, в результате
действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы
"включаются" без непосредственного вмешательства правительства.
Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования
занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где
объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием
адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов
макроэкономического управления.
|
Степень встроенной стабильности
экономики непосредственно
циклических бюджетных дефицитов,
которые выполняют функции
"амортизаторов" колебаний совокупного спроса. Он вызван автоматическим
сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением)
государственных трансфертов на фоне циклического спада (подъема) деловой
активности. Рис 1:
Пояснения: В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается (Y2 >
Y0), и поэтому налоговые
отчисления автоматически
платежи автоматически снижаются. В результате возрастает циклический бюджетный
излишек и инфляционный бум относительно сдерживается. В фазе циклического спада
совокупный доход снижается (Y1 < Y0), и поэтому налоги автоматически падают,
трансферты растут. В итоге
увеличивается циклический
относительного роста совокупного спроса и объема производства, что относительно
ограничивает глубину спада.
Величины циклических дефицитов (излишков) определяются степенью "крутизны"
графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции T
определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции
Информация о работе Возникновение и роль государственного долга. Управление им