Возникновение и роль государственного долга. Управление им

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период времени
бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо
бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг-это долг иностранным государствам, организациям
и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как
она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы
оплатить проценты по долгу и сам долг.

Содержание

Введение.
Глава 1. Формирование бюджета страны на примере РФ………………………………
1.1 Бюджет: его структура, принципы построения и значение…………………………….
1.2 Характеристика состояния бюджетная Российской Федерации на 2011/2012 года………
1.3 Особенности бюджетной политики, проводимой в России……………………………….
Глава 2.Проблемы бюджетного дефицита и способы его устранения……………………
2.1.Основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения………………………
2.2 Основные подходы к сокращению и ликвидации дефицита государственного
бюджета………………………………………………………………………………………………
2.2.1.Монетизация бюджетного дефицита……………………………………………..
2.2.2.Внешнее долговое финансирование…………………………………………….
2.2.3. Внутренне долговое финансирование………………………………………….
Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения…………………………………..
3.1.Государственный долг: его виды, причины возникновения и роста………………………..
3.2. Государственный долг России: валютная структура и размер……………………………….
3.2.1.Проблемы внешней задолженности России……………………………………
3.2.2. Внутренний долг……………………………………………………………….
3.3 Пути сокращения государственного долга…………………………………………………….
3.3.1. Реструктуризация…………………………………………………………………
3.3.2. Конверсия…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………
Список литературы

Работа содержит 1 файл

фин и кредит(дубль).docx

— 195.31 Кб (Скачать)

 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и

безвозвратном порядке в соответствии  законодательством в распоряжение органов

государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -

денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций

государства и местного самоуправления.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги

и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также

обособленно учитываются  доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым

доходам относятся доходы:

·     от использования, продажи и иного возмездного  отчуждение имущества,

находящегося в государственной или муниципальной собственности;

·     от платных  услуг, оказанных государственными или муниципальными

органами власти и учреждениями;

·     средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,

административной и уголовной  ответственности (штрафы, конфискации,

компенсации, возмещение ущерба);

·     финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

Помимо собственных, в  бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н.

регулирующие  доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по

которым устанавливаются  процентные нормативы отчислений в  бюджеты субъектов или

местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на

3 года) по разным видам  таких доходов (в отличие от закрепленных доходов

, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания подразделяются

на текущие расходы (обеспечение  текущих потребностей) и капитальные

(инвестиционные нужды  и прирост запасов). Формы расходов  бюджетов:

·     ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

·     оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

·     трансферты населению;

·     ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни

власти и на компенсацию  дополнительных расходов, возникающих  из-за решений

вышестоящих органов власти;

·     бюджетные  кредиты юридическим лицам;

·     субвенции  и субсидии, юридическим и физическим лицам;

·     инвестиции в  уставные капиталы юридических лиц;

·     бюджетные  ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней,

внебюджетным фондам;

·     кредиты иностранным  государствам;

·     средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету

другого уровня на безвозмездной  и безвозвратной основе для покрытия текущих

расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе

бюджету другого уровня или  юридическому лицу на осуществление  целевых расходов,

субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому

или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых  расходов.

Федеральный бюджет Российской Федерации

 Федеральный бюджет  Российской Федерации входит  в первый уровень

бюджетной системы РФ. Федеральный  бюджет - основной финансовый план

государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения

национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,

необходимые для регулирования  экономического развития страны и реализации

социальной политики на территории всей России. При составлении проекта

бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов

бюджета и необходимых  государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

 

Распределение доходов  и расходов бюджета  
Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов  
по уровням бюджетной системы 
в январе-сентябре 2012 года

 

Млрд. 
рублей

В % к 
итогу

Справочно  
январь-сентябрь 2011г.

млрд. 
рублей

в % к  
итогу

Доходы

16685,2

100

15170,8

100

из них:  
налог на прибыль организаций

1731,6

10,4

1772,7

11,7

налог на доходы физических лиц

1566,2

9,4

1378,5

9,1

страховые взносы на обязательное социальное страхование

2776,8

16,6

2564,3

16,9

налог на добавленную стоимость: 
на товары (работы, услуги), реализуемые  
на территории Российской Федерации

1438,4

8,6

1341,1

8,8

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1206,1

7,2

1056,7

7,0

акцизы по подакцизным  товарам (продукции):

       

производимым на территории Российской Федерации

577,5

3,5

449,3

3,0

ввозимым на территорию Российской Федерации

37,6

0,2

31,2

0,2

налоги на совокупный доход

205,2

1,2

177,0

1,2

налоги на имущество

554,2

3,3

503,0

3,3

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование  
природными ресурсами

1857,4

11,1

1510,7

10,0

задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам,  
сборам и иным обязательным платежам

1,6

0,0

3,0

0,0

из них единый социальный налог

0,1

0,0

-0,5

 

доходы от внешнеэкономической  деятельности

3625,7

21,7

3224,5

21,3

доходы от использования  имущества, находящегося  
в государственной и муниципальной собственности

504,0

3,0

555,5

3,7

платежи при пользовании  природными ресурсами

75,9

0,5

83,2

0,5

безвозмездные поступления

69,0

0,4

128,0

0,8

доходы от приносящей доход  деятельности

-0,0

 

35,4

0,2

Расходы

15099,8

100

12745,4

100

из них на:  
общегосударственные вопросы

946,0

6,3

870,0

6,8

обслуживание государственного и  
муниципального долга

322,0

2,1

260,3

2,0

национальную оборону

1216,8

8,1

908,4

7,1

национальную безопасность и правоохранительную  
деятельность

1177,8

7,8

944,8

7,4

национальную экономику

1913,4

12,7

1520,1

11,9

из нее на: 
топливно-энергетический комплекс

40,3

0,3

28,3

0,2

сельское хозяйство и  рыболовство

176,7

1,2

170,9

1,3

транспорт

398,0

2,6

266,6

2,1

дорожное хозяйство (дорожные фонды)

619,0

4,1

458,3

3,6

связь и информатику

48,2

0,3

35,6

0,3

прикладные научные исследования в области  
национальной экономики

128,7

0,9

87,5

0,7

другие вопросы в области  национальной экономики

388,4

2,6

361,6

2,8

жилищно-коммунальное хозяйство

579,9

3,8

651,0

5,1

социально-культурные мероприятия

8916,5

59,1

7571,3

59,4


 

Данные свидетельствуют, что почти 89 % всех доходов бюджета  составляют налоговые

доходы, а около 9% налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную

стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные,

безвозвратные платежи в  пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд

федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них  направляются в

бюджеты субъектов РФ и  местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от

уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые)

на территории РФ, лишь 75 %  поступает в федеральный  бюджет; из акцизов на

спирт этиловый из всех видов  сырья, водку и ликероводочные изделия,

спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, -

50 % и т.п. Полностью  в федеральный бюджет поступают  такие налоги, как,

например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины,

таможенные сборы и  иных таможенные платежи.

В доходы федерального бюджета  на 2000 год были включены  средства следующих

целевых федеральных  бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда,

Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с

преступностью, Фонда воспроизводства  минерально-сырьевой базы,Федерального

Министерства РФ по атомной  энергии.

Расходы бюджета на 2012 г. определены в размере 15099,8 млрд.руб. Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место занимают затраты на проведение социально-культурные мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Проблемы бюджетного дефицита  и способы  его устранения.

2.1.Основные виды  бюджетных дефицитов и причины  их возникновения.

Исследование  его масштабов в различных  странах с рыночной экономикой.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы  бюджета

превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма  задолженности

государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В

зависимости от этого различают  внутренний и внешний государственный  долг.

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно взаимосвязаны.  Ежегодный

дефицит может покрываться  либо за счет роста государственного долга, либо

путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный  бюджет не может

свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой  долг.

Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень

внимательно.

В данной главе я рассматриваю основные виды бюджетных дефицитов.

Анализируются такие виды, как:

1.     Циклический  дефицит госбюджета – результат  действия встроенных

стабилизаторов.

2.     Структурный  дефицит госбюджета – разность  между расходами и доходами

бюджета в условиях полной занятости.

3.     Операционный  дефицит госбюджета – общий  дефицит госбюджета за вычетом

инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

4.     Первичный  дефицит госбюджета – разность  между величиной общего

дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5.     Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета,

обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит  государственного бюджета.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является

результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный"

(автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить

амплитуду циклических колебаний  уровней занятости и выпуска, не прибегая к

частым изменениям экономической  политики. В качестве таких стабилизаторов в

индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения,

система государственных  трансфертов (в том числе страхование  по безработице) и

система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики  относительно

смягчают проблему продолжительных  временных лагов дискреционной фискальной

политики так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства

правительства.

При дискреционной фискальной политике в

целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности

правительство принимает  специальные решения, направленные на увеличение уровней

занятости и выпуска. В  ходе осуществления этих решений  вследствие увеличений

госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих

мест) или снижения налогов  правительство целенаправленно

создает дефицит госбюджета. Соответственно, в период подъема  в целях сдерживания

инфляционных тенденций  целенаправленно создается бюджетный  излишек.

Дискреционная политика правительства  связана со значительными

внутренними временными лагами, так как изменение структуры  госрасходов или

ставок налогообложения  предполагает длительное обсуждение этих мер в

парламенте.

При недискреционной фискальной политике

бюджетные дефициты и излишки возникают

автоматически, в результате

действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы

"включаются" без непосредственного  вмешательства правительства.

Создание эффективных  систем прогрессивного налогообложения  и страхования

занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где

объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием

адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов

макроэкономического управления.

 
 


 

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит  от величин

циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функции автоматических

"амортизаторов" колебаний  совокупного спроса. Он вызван  автоматическим

сокращением (увеличением) налоговых  поступлений и увеличением (сокращением)

государственных трансфертов  на фоне циклического спада (подъема) деловой

активности. Рис 1:

Пояснения: В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается (Y2 >

Y0), и поэтому налоговые  отчисления автоматически возрастают, а трансфертные

платежи автоматически снижаются. В результате возрастает циклический бюджетный

излишек и инфляционный бум  относительно сдерживается. В фазе циклического спада

совокупный доход снижается (Y1 < Y0), и поэтому налоги автоматически  падают,

трансферты растут. В итоге  увеличивается циклический бюджетный  дефицит на фоне

относительного роста  совокупного спроса и объема производства, что относительно

ограничивает глубину  спада.

Величины циклических  дефицитов (излишков) определяются степенью "крутизны"

графиков налоговой и  бюджетной функций. Угол наклона  налоговой функции T

определяется величиной  предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции

Информация о работе Возникновение и роль государственного долга. Управление им