Возникновение и роль государственного долга. Управление им

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период времени
бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо
бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг-это долг иностранным государствам, организациям
и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как
она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы
оплатить проценты по долгу и сам долг.

Содержание

Введение.
Глава 1. Формирование бюджета страны на примере РФ………………………………
1.1 Бюджет: его структура, принципы построения и значение…………………………….
1.2 Характеристика состояния бюджетная Российской Федерации на 2011/2012 года………
1.3 Особенности бюджетной политики, проводимой в России……………………………….
Глава 2.Проблемы бюджетного дефицита и способы его устранения……………………
2.1.Основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения………………………
2.2 Основные подходы к сокращению и ликвидации дефицита государственного
бюджета………………………………………………………………………………………………
2.2.1.Монетизация бюджетного дефицита……………………………………………..
2.2.2.Внешнее долговое финансирование…………………………………………….
2.2.3. Внутренне долговое финансирование………………………………………….
Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения…………………………………..
3.1.Государственный долг: его виды, причины возникновения и роста………………………..
3.2. Государственный долг России: валютная структура и размер……………………………….
3.2.1.Проблемы внешней задолженности России……………………………………
3.2.2. Внутренний долг……………………………………………………………….
3.3 Пути сокращения государственного долга…………………………………………………….
3.3.1. Реструктуризация…………………………………………………………………
3.3.2. Конверсия…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………
Список литературы

Работа содержит 1 файл

фин и кредит(дубль).docx

— 195.31 Кб (Скачать)

Осуществляют ее налоговые  инспекции и налоговая полиция, государственные

казначейства, центральный  банк и другие органы.

Государственный бюджет образует центральный фонд денежных ресурсов

правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных  сил ,

здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является

мощным рычагом государственного регулирования экономики , воздействия на

хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие

государства на экономику  происходит путем финансирования , выдачи субсидий ,

трансфертов и т.д.

Бюджет современного государства  – сложный, многоплановый инструмент ,

отражающий компромисс в  соотношениях социально-экономических  интересов

различных групп и партий. С помощью бюджета государство  осуществляет

сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение

налогов , бюджетных дотаций, трансфертов. Как политический документ бюджет

отражает политическую и  социальную динамику общества.

Местные бюджеты – бюджеты  штатов, земель , субъектов федерации. Под влиянием

усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается

тенденция  усиления влияния  местных органов власти. Все это  усиливает

значение, авторитет и  удельный вес местных бюджетов. На их долю в

федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетных ресурсов,

тогда как в унитарных  государствах не более 30%.

Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального

(федерального)правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней

государственных и административно- территориальных властей(штатов, губерний,

субъектов федерации, земель и др.)

К бюджету относятся также  различные внебюджетные фонды или денежные

средства, имеющие целевое  назначение. По своему количественному  составу они не

всегда включаются в состав бюджета .Но по принципу распределения и

использования они равнозначны  государственным бюджетным расходам. Находятся они

в распоряжении центральных  и местных  органов власти , концентрируясь в

определенные целевые  фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные фонды и другие,

которые создаются за счет специальных налогов , займов и субсидий из бюджета.

Посредством их государство  сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает

помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в

областях и республиках.

Большинство государственных  фондов формируется для содержания и

финансирования производственной и социальной инфраструктуры: аэропортов,

гидроэлектростанций, водоохраны, лесовосстановительных посадок  и др.

крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного

обеспечения , пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д.

Внебюджетные фонды расширяют  возможность государственного регулирования  и

вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский  контроль. В любом

государственном образовании  выделяется внутренняя структура бюджета  по

доходам и расходам.

 

 

Доходы

Удельный

Расходы

удельный

вес , %

вес , %

налоги, акцизные сборы,

85

на здравоохранение,

50

таможенные пошлины, гербовый

образование, пособия ,

сбор и др.

субсидии региональным властям

 

на эти цели

доходы от государственной  собственности, государственных предприятий, торговли и др.

7

на поддержание конъюнктуры  экономический рост: инвестиции в  инфраструктуру, дотации фирмам, расходы  на развитие аграрного сектора экономики, осуществление целевых программ и планов

15

поступления фондров социального страхования,

7

на оборону

12

пенсионного и страхового фондов

прочие доходы

1

на материальное обеспечение

3

внешней политики

   

содержание аппаратов  государства

10

   

платежи по государственному долгу

8

   

прочие расходы

2


 

Структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они  обусловлены не

только национальными  традициями, организацией образования  и здравоохранения,

но главным образом  характером административной системы, структурными

особенностями экономики, развитием  оборонных отраслей , численностью армии и

др.

Расходная часть бюджета  характеризует направления и  цели бюджетных

ассигнований для развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда

носят целевой и , как правило , безвозвратный характер. Безвозвратное

представление государственных  средств из бюджета на целевое  развитие

называется бюджетным  финансированием. Этот режим расходования финансовых

ресурсов отличается от банковского  кредита  , которое, как правило,

предполагает возвратный характер кредита. Значительное место  в  бюджетных

расходах приходится на так называемые бюджетные статьи. Они призваны смягчить

социальную дифференциацию и обеспечить доступ к получению  квалификации,

достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение.

Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, классификации

работника, укреплению его  здоровья.

Расходы на поддержание конъюнктуры  и экономический рост через субсидии

инвестиции оказывают  влияние на повышение нормы накопления, ускорение тем

пов развития отраслей и производств. Государство выступает катализатором

развития НТП, инновационных  технологий, повышения конкурентоспособности

национальной продукции  на внешних рынках.

Значительное место в  бюджетных расходах занимают расходы  на вооружение,

материальное обеспечение  внешнеполитических связей содержание аппарата

управления.

Определенное место в  расходных статьях бюджета приходится на расходы по

обслуживанию  внутреннего  и внешнего долга, оборону, закупку  вооружений,

военное строительство. Размеры  этих расходов существенно воздействуют на

масштабы спроса и величину инвестиций. Расходы бюджета на кредитование

экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования,

ввозимого  и  вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную

перспективу , оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают

возможность освоения новых  зарубежных рынков, способствуют повышению

авторитета и укреплению национальной валюты.

Часть расходов государство  использует для обеспечения поставок на внутренний

рынок зарубежных  товаров.

Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых

поступлений, прибыли казенной промышленности, поступлений от приватизации

собственности и т.д.

Общая сумма доходов  в  идеале  должна покрывать запрограммированные расходные

статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей

структуре , образуя бюджетный дефицит.

Образовавшийся остаток  доходов правительство может  использовать на

непредусмотренные программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные

выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток  в бюджет

следующего года.

Рассмотрим бюджетное  устройство на примере российской Федерации.

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы

и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты

государственных внебюджетных фондов;

  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский

бюджет, 55 краевых и областных  бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных,

поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным

устройством - в унитарных  государствах бюджетная система  имеет два уровня -

государственный бюджет и  местные бюджеты (однако и в унитарных, и в

федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих

государственных и административно-территориальных  единиц) не входят в бюджеты

вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ

внебюджетные фонды, являясь  элементом финансовой системы (общегосударственные

финансы) не включались в  бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет»

- свод бюджетов всех  уровней бюджетной системы на  соответствующей территории

(ст. 6 БК РФ). Консолидированный  бюджет субъекта РФ составляют  бюджет самого

субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных

образований. Консолидированный  бюджет РФ - это федеральный бюджет и

консолидированные бюджеты  субъектов РФ. Консолидированные  бюджеты позволяют

получить полное представление  обо всех доходах и расходах региона  или Федерации

в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и  статистических целей.

Принципы бюджетной  системы

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы

бюджетной системы Российской Федерации:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
  • внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы,

денежной системы, форм бюджетной  документации, единство принципов бюджетного

процесса, санкций за нарушения  бюджетного законодательства, а также  единый

порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов

бюджетов всех уровней  бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств

Информация о работе Возникновение и роль государственного долга. Управление им