Возникновение и роль государственного долга. Управление им

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период времени
бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо
бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг-это долг иностранным государствам, организациям
и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как
она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы
оплатить проценты по долгу и сам долг.

Содержание

Введение.
Глава 1. Формирование бюджета страны на примере РФ………………………………
1.1 Бюджет: его структура, принципы построения и значение…………………………….
1.2 Характеристика состояния бюджетная Российской Федерации на 2011/2012 года………
1.3 Особенности бюджетной политики, проводимой в России……………………………….
Глава 2.Проблемы бюджетного дефицита и способы его устранения……………………
2.1.Основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения………………………
2.2 Основные подходы к сокращению и ликвидации дефицита государственного
бюджета………………………………………………………………………………………………
2.2.1.Монетизация бюджетного дефицита……………………………………………..
2.2.2.Внешнее долговое финансирование…………………………………………….
2.2.3. Внутренне долговое финансирование………………………………………….
Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения…………………………………..
3.1.Государственный долг: его виды, причины возникновения и роста………………………..
3.2. Государственный долг России: валютная структура и размер……………………………….
3.2.1.Проблемы внешней задолженности России……………………………………
3.2.2. Внутренний долг……………………………………………………………….
3.3 Пути сокращения государственного долга…………………………………………………….
3.3.1. Реструктуризация…………………………………………………………………
3.3.2. Конверсия…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………
Список литературы

Работа содержит 1 файл

фин и кредит(дубль).docx

— 195.31 Кб (Скачать)

управления российским долгом. Государство может осуществлять как полный, так

и частичный валютный контроль.

Полный валютный контроль предполагает государственное управление всеми

международными расчетами. Частичный валютный контроль предполагает, наряду с

ограниченным валютным контролем  со стороны государства, использования

экономическими субъектами возможностей нерегулируемых трансакций. Поэтому

обычно частичный валютный контроль перерастает в полный всесторонний контроль

со стороны государства.

Основным методом урегулирования внешнего долга стала его реструктуризация на

максимально выгодных для  России условиях.

Термин "реструктуризация" означает составление нового, более  приемлемого для

должника графика выплаты  долга, нежели это вытекает из оригинальных схем

кредитных соглашений - такого графика, в котором предусматривается  рыночный

льготный период. Это значит, что в течении нескольких лет Россия будет

платить только незначительные проценты, а погашение основных сумм перенесется

на несколько лет. До сих  пор РФ использовала инструмент реструктуризации

долгов только в отношении  старого долга СССР как его  правопреемница. По

обязательствам, принятым до 1.01.91, были согласованы новые сроки  возврата.

Общая ответственность РФ перед кредиторами вытекает из "Заявления  об

ответственности по долгам бывшего СССР", подписанного 2.04.93. Оно означало

единоличное принятие на себя всех долгов СССР после того, как  прежде был

согласован иной порядок  ответственности - с участием других бывших союзных

республик. Этот порядок  весьма не благоприятен для РФ: теперь она одна

отвечает перед кредиторами  по всему огромному долгу СССР.

Реструктуризация долга  может быть систематизирована как  по

институциональному, так  и по техническому принципу. В институциональном плане

различают соглашения с Парижским  и Лондонским клубами. В Парижском  клубе

предметом соглашения являются государственные кредиты или  кредиты,

предоставленные под государственные  гарантии. В Лондонском же клубе речь

всегда идет о реструктуризации сроков погашения частных кредитов, выданных

коммерческими банками.

Если обычно периоды консолидации составляли от 1 до 1,5 лет, то в последнее

время в отдельных случаях  достигаются соглашения MYRA, предусматривающие

многолетние периоды консолидации долга.

Переговорный процесс  между Российской Федерацией и сообществом кредиторов

(сначала советских, а затем и российских) начался сразу же после распада

СССР в конце 1991 г. Можно  условно выделить четыре основных этапа

реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР- Первый этап, берущий

отсчет с 1992 г., включал в себя ведение предварительных переговоров, в ходе

которых российскому правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные

отсрочки по выплатам внешнего долга. К данному периоду можно  отнести и

получение первого кредита  МВФ (1 млрд. долл.).

В течение второго этапа - с 1993 по 1995 г. - Россия подписала первые

соглашения по реструктуризации долгов. Так, и в апреле 1993 правительство

России заключило первый договор о реструктуризации задолженности перед

официальными кредиторами, входящими и Парижский клуб. За этим последовали еще

два подобных соглашения в 1994 и 1995 гг., в соответствии с которыми Россия

брала на себя обязательства  по обслуживанию долгов СССР, сроки  уплаты которых

приходились на период с  декабря 1991 г. - по январь 1995 г.

Началом третьего этапа можно  считать апрель 1996 г., когда договоренности с

Парижским клубом были дополнены  всесторонним соглашением, по которому Россия

должна в общей сложности (включая предварительные договоренности) выплатить

кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долл. Из них -15% должны

быть выплачены в течение  последующих 25 лет вплоть до 2020 г., а  оставшиеся

55%, включавшие в себя  наиболее краткосрочные обязательства перед членами

Парижского клуба, - в течение 21 года. При этом реструктурированный  номинал

долга должен погашаться нарастающими платежами начиная с 2002 г.

Примерно в этот же период проводились переговоры по реструктуризации долга

перед членами Лондонского  клуба. В 1996 г. с Лондонским клубом было заключено

соглашение о реструктуризации долгов СССР банкам на условиях,

предусматривающих выплату долга за 25 лет. Процесс выверки всех

первоначальных кредитных соглашений окончательно завершился в конце 1997 г.,

когда Внешэкономбанк непосредственно приступил к долгосрочной

реструктуризации советского долга на общую сумму в 28,5 млрд. долл. Было

выпущено два новых  инструмента - PRIN (на сумму основного  долга) и IAN (на

сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 гг.

соответственно. Подписанный договор о реструктуризации предусматривал

погашение основной части долга (22,5 млрд. долл.) в течение 25 лет - При

этом первые семь лет Россия должна выплачивать лишь проценты, общий объем

которых составляет 6 млрд. долл.

Наконец, началом заключительного  этапа реструктуризации советских долгов можно

считать конец 1996 г., когда  ведущие рейтинговые агентства  мира стали

присваивать России кредитные  рейтинги (агентство IBCA первоначально

присвоило рейтинг ВВ+, Moody's -Ва2, Standard & Poor's - ВВ-). Достаточно

высокий рейтинг, который  иностранные эксперты дали России, способствовал росту

оптимистических настроений по поводу развития российской экономики. Однако

чрезмерный энтузиазм, отчасти  спровоцированный рейтингами, привел к тому, что в

последующий период происходило  стремительное наращивание задолженности, со

стороны как государственных органов власти, так и корпоративного и банковского

секторов. При отсутствии системы управления государственным  долгом это

привело к образованию необоснованно высоких пиковых нагрузок на федеральный

бюджет, в частности, в 1998-1999 гг.

Достигнуты договоренности об урегулировании задолженности СССР странам

бывшего СЭВ, Южной Кореи, ОАЭ и некоторым другим государствам. Здесь основным

инструментом урегулирования выступает метод погашения долга  товарными

поставками. Реструктуризация внешнего долга (прежде всего, отсрочка на 25 лет

в выплате основного долга  участникам Парижского и Лондонского  клубов) на

время смягчила кризис с  выплатой внешней задолженности, но принципиально не

решила его.

В техническом плане различается  реструктуризация, включающая списание долгов,

и не включающая. Соглашения о реструктуризации как с Парижским, так и с

Лондонским клубами не включают списание долгов. Это вытекает из того, что

Россия не относится к  беднейшим странам с высокой  задолженностью и обладает

огромными сырьевыми ресурсами. Частичное списание долга странами-кредиторами

ведет не только к снижению размера российской задолженности, но и к

уменьшению сумм платежей по обслуживанию долга. Однако этому  преимуществу

противостоит потеря кредитоспособности, так что страны, которым частично

списан долг, сталкиваются с проблемой получения новых  кредитов. Но такая

проблема перед Россией  не стоит. Значит, облегчение российского платежного

баланса может быть достигнута с помощью таких инструментов, как отсрочка

погашения задолженности  и выплат процентов по кредитам на основе соглашений о

реструктуризации. Кроме  того, за счет отсрочки по долгам СССР к процессу

реструктуризации дола могут  быть привлечены новые договоры.

Однако обе эти возможности  предполагают готовность кредиторов согласиться  на

значительные уступки. На это, видимо, им придется пойти, так  как крах такого

крупного должника, как  Россия, может повлечь за собой  крах всей финансовой

системы Запада. В качестве условий для значительных уступок  со стороны

западных кредиторов Россия должна согласовать с МВФ новые  стабилизационные

программы

С помощью реструктуризации необходимо добиться сокращения валютных

трансфертных платежей, согласовав с западными кредиторами следующие основные

моменты:

1. со стороны кредиторов  желателен отказ от части долгов  по кредитам,

полученным СССР. Желательно также согласовать определенный пакет долгов,

который может на длительный период обслуживаться Россией. Необходимо избежать

реструктуризации уже  реструктурированных долгов, поскольку  это означает

неприемлемые затраты  для кредиторов. Такой отказ от погашения долга может

быть оправдан только тем исторически уникальным переходом от планового

хозяйства к рыночному, который осуществляет сейчас Россия. По остальным видам

задолженности, видимо, необходимо заключение соглашения типа MYRA.

2. по мере необходимости  следует включить в переговоры  о реструктуризации

долгов вопрос о задолженности, полученной после 1.01.91. Таким образом, речь

будет впервые идти о соглашении по долгам РФ (без долгов СССР). При  этом

следует опираться на условия  отсрочки погашения долгов, обычно применяемые

Парижским и Лондонским клубами.

Однако реструктуризировать  весь долг практически невозможно.

3.3.2 Конверсия

Существуют и другие опробированные в мировой практике механизмы, позволяющие

уменьшать долговое давление. Это конверсионные операции.

Под конверсией принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение

внешнего долга другими  видами обязательств, менее обременительных  для

экономики государства-должника. При всем разнообразии конверсионных  операций

главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается  в ликвидации

части внешних долговых требований путем их обмена свопа в национальные активы

- национальную валюту, облигации,  акции, товары, финансовые активы. Схема

базируется на принципе "непарного  обмена": номинальный долг свапируется по

специальному курсу погашения, который ориентируется на котировки  вторичного

рынка соответствующих долговых требований.

Возможны различные формы  конверсионных операций: конверсия  долга в

инвестиции, погашение его  товарными поставками, обратный выкуп  долга самим

заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства  третьих стран,

собственность, облигации  и другое. Преимущество крупномасштабных

конверсионных операций в  том, что наряду с облегчением  долгового бремени они

могут способствовать притоку  прямых иностранных инвестиций на развитие

приоритетных экспортных и импортозамещающих производств, проведение

приватизации, реформирование финансовой сферы, а также затормозить  отток

капитала из страны и стимулировать  его возвращение. Необходимой предпосылкой

для введения программы конверсии  долга является завершение процесса

переоформления задолженности.

Россия практиковала следующие своп-операции:

- "долг на наличность": выкуп долга с дисконтом по  негарантированной

коммерческой задолженности;

- "долг на экспорт": данная схема является более  привлекательной, однако

здесь важен качественный состав экспорта, то есть экспорт машино-технической

Информация о работе Возникновение и роль государственного долга. Управление им