Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрена сущность и значение внебюджетных фондов, а так же методы их совершенствования. Эта тема является очень актуальной, так как внебюджетные фонды очень многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрированных в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств, и могут быть классифицированы по различным признакам, например по уровням управления, целевому назначению.
Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства.
Любое государство, должно выражать интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывать и осуществлять соответствующую политику для поддержания правопорядка и соответствующего имиджа как внутри страны, так и на мировой арене. Деятельность государства направлена на регулирование следующих важных сфер человеческих взаимоотношений: экономику, политику, социальное обеспечение и защиту, экологию, демографию, культуру, науку и другие. Главной задачей государства при урегулировании этих отношений является ловкое сочетание своих требований с пожеланиями граждан, что на практике получается не всегда.

Работа содержит 1 файл

Финансы.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

  Введение

        В данной курсовой работе рассмотрена  сущность и значение внебюджетных  фондов, а так же методы их  совершенствования. Эта тема является  очень актуальной, так как внебюджетные  фонды очень многообразны, они  различаются по цели своего  создания, объему ресурсов, концентрированных в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств, и могут быть классифицированы по различным признакам, например по уровням управления, целевому назначению. 

         Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства.

       Любое государство, должно выражать  интересы общества в различных  сферах его жизнедеятельности, вырабатывать и осуществлять соответствующую политику для поддержания правопорядка и соответствующего имиджа как внутри страны, так и на мировой арене. Деятельность государства направлена на регулирование следующих важных сфер человеческих взаимоотношений: экономику, политику, социальное обеспечение и защиту, экологию, демографию, культуру, науку и другие. Главной задачей государства при урегулировании этих отношений является ловкое сочетание своих требований с пожеланиями граждан, что на практике получается не всегда.

     Стоит отметить, что с помощью  внебюджетных фондов можно влиять  на процессы производства, путём  финансирования или кредитования  наиболее важных отраслей экономики,  а также решать задачи по  оказанию социальных услуг населению. Перераспределительная функция одна из важнейших задач государственного регулирования, так как стимулирование притока кредитных ресурсов в наиболее перспективные отрасли и производства, способны обеспечить развитие экономики и уровня жизни населения.

         Формирование кредитных ресурсов (ссудного капитала) происходит за счёт: денежных накоплений и сбережений граждан, помещенных ими в виде вкладов в банки; временно свободных денежных средств различных фондов; крупных денежных капиталов, помещенных в банки под проценты и которые обеспечивают комфортные условия жизни; это так называемые рантье; денежных капиталов, временно высвобождаемых в процессе кругооборота промышленного капитала. Причинами высвобождения денежных капиталов являются: необходимость накопления прибыли в денежной форме до размеров необходимых для расширения производства, временной разрыв от момента реализации товаров до момента выдачи заработной платы, несовпадение периодов реализации готовых товаров (работ, услуг) и покупкой сырья для производства новых товаров, постепенный износ основного капитала, т.е. промежуток между частичной амортизацией и полным обновлением основных фондов (речь идёт об амортизационных отчислениях).

     Особенность формирования этих  фондов состоит в том, что  за расходами фондов, имеющих узко целевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. При использовании внебюджетных фондов не применяется принцип общего покрытия расходов, характерный для бюджетов, при котором средства обезличиваются и нет четкого закрепления видов доходов и направлений их расходования.

     В федеральных внебюджетных фондах  аккумулируются средства, необходимые  для обеспечения социально-экономических  расходов, имеющих общегосударственное  значение, региональные внебюджетные  фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на их полномочиями из местных внебюджетных фондов финансируются некоторые потребности местных сообществ.

     Все внебюджетные фонды помимо  общих, черт характерных для любого финансового фонда, обладают своими собственными признаками, позволяющими отделить их от других фондов.

     Целью работы будет показать  недостаток в деятельности внебюджетных  фондов.

     Для этого необходимо будет  решить следующие задачи: проанализировать механизм функционирования, соответствие задач и функций данных фондов с действительностью, описать перспективу развития, исходя из состояния на сегодняшний момент.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов и их общественное назначение.

           1.1 Понятие и правовые основы образования внебюджетных фондов.

     Финансовая система РФ включает  следующие звенья финансовых  отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

      Государственный внебюджетный фонд  — это фонд денежных средств,  образуемый вне федерального  бюджета и бюджетов субъектов  Федерации и предназначенный  для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. [12]

     Внебюджетные фонды — одна  из форм перераспределения и  использования национального дохода  государства на определенные  социальные и экономические цели. [12]

     Необходимость образования государственных  внебюджетных фондов заключается  в следующем: создание государственных  внебюджетных фондов необходимо  государству, прежде всего, для  более эффективного использования  финансовых ресурсов, а также  для успешного решения социальной политики.

     Перевод экономики на рыночные  отношения в стране сопровождается  негативными явлениями: спадом  промышленного и сельскохозяйственного  производства, инфляцией, снижением  реальных доходов населения. За 90-е годы объем промышленного производства упал более чем в 2 раза, объем ВВП сократился почти в 2 раза. Продолжает оставаться в значительных размерах внутренний и внешний долг страны.

     Задача общества – поддержать  существование граждан, нуждающихся   в помощи. В связи с этим существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях. 

    Правовой основой образования  государственных социальных внебюджетных  фондов является, прежде всего,  Конституция РФ (1993 г.) и БК РФ.

     Право на социальное обеспечение  граждан России записано в  конституции РФ: «Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания  детей и в иных случаях, установленных законом».[1]

     В  БК РФ нашли отражение  общие принципы, правовой статус  и назначение государственных  внебюджетных фондов, суть которых  состоит в следующем: государственные  внебюджетные формы образуются  на основание соответствующих  актов органов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формировании доходов.

     Бюджетном кодексом РФ установлено,  что вне федерального бюджета  образуются государственные фонды  денежных средств, управляемые  органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан:

- на  социальное обеспечение в случае  безработицы

- на  охрану здоровья и получение  бесплатной медицинской помощи

     Средство государственных внебюджетных  фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и не подлежат изъятию на цели, непредусмотренные законодательством.

      Доходы государственных внебюджетных  фондов формируются за счет:

- обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

- налоговых  доходов, предусмотренных специальными  налоговыми режимами;

- добровольных  взносов физических и юридических  лиц;

- других  доходов, предусмотренных законодательством  РФ.

       Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрении органу исполнительной власти и на утверждение в Федеративное Собрание. Утверждаются бюджетом государственных внебюджетных фондов в форме законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

       Исполнение бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется  Федеральным казначейством РФ.

 В  БКРФ определен состав государственных  внебюджетных фондов России:

- Пенсионный  фонд РФ;

- Фонд  социального страхования РФ;

- Федеральный  фонд обязательного медицинского  образования.

     На схеме, приведены ниже показы  состав внебюджетных фондов Российской  Федерации (рис.1)

       Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств. Самостоятельность внебюджетных фондов как части бюджетной системе заключается в том , что утверждение их бюджетов осуществляется представительными органами, а исполнение бюджетов фондов - органами исполнительной власти совместно с органами управление фондов самостоятельно на основе Закона о бюджете и действующего механизма бюджетного регулирования.

     Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирования, т.е.  исполнение их бюджетов, находится под контролем финансовых органов. Министерство финансов РФ, согласно положению о нем, осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов. 

 

Рис.1 Состав внебюджетных фондов РФ 

      В России с 1996 года создавались и целевые  бюджетные фонды, образуемые в составе федерального консолидированного бюджета Российской Федерации за счет целевых источников средств для финансирования целевых общегосударственных или территориальных расходов. Так, в РФ  до 2001 года создавались федеральные территориальные и дорожные фонды; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ; Фонд Федеральной службы налоговой полиции РФ и др. Однако они просуществовали в основном до 2001 года.

1.2 Единый социальный налог, его сущность и порядок уплаты во внебюджетные фонды.

    Единый социальный налог является  серьезным новаторством, включенным  во вторую часть Налогового  кодекса. Введенный в действие  с 1 января 2001 г., этот налог заменил  собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда. Но замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а во внебюджетные фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

     В связи с этим возникает неизбежный вопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразования производимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды в единый налог.

     Определение налогоплательщиков единого социального налога имеет особо важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов, входящих в российскую налоговую систему, ставки уплаты этого налога в значительной мере зависят от категорий налогоплательщиков.

     В первую очередь налогоплательщиками этого налога являются работодатели, которые производят выплаты наемным работникам. В их число входят организации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физические лица. В дальнейшем эту группу будем именовать как налогоплательщики - работодатели.

     Ко второй категории относятся индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также адвокаты. В отличие от первой группы, входящие во вторую группу налогоплательщики выступают таковыми как индивидуальные получатели доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности. В дальнейшем их будем именовать как налогоплательщики - предприниматели.

Информация о работе Внебюджетные фонды