Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 19:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы стало:
1) изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры, источников формирования
2) обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Сущность государственных внебюджетных фондов …………………………. 4
1.1. Понятие, состав, классификация внебюджетных фондов. Источники их формирования ……………………………………………………………………… 4
1.2. Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов … 10
2. Основные направления совершенствования деятельности государственных социальных внебюджетных фондов . …………………………………………….19
2.1. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда ……………………19
2.2. Основные направления совершенствования деятельности фонда социального страхования ……………………………………………………………………. 25
2.3. Перспективы развития деятельности фонда обязательного медицинского страхования . ……………………………………………………………………… 33
Заключение ……………………………………………………………………….. 39
Список литературы ……………………………………………………………….. 40
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1)
лица, производящие выплаты и
иные вознаграждения
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2)
индивидуальные
При этом база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.1
В 2010 году тарифы взносов будут повторять ставки ЕСН без учета регрессивной шкалы: В ПФР – 20%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 1,1% и в ТФОМС – 2%. Суммарная ставка составит 26%.
Начиная
с 2011 года тарифы страховых взносов
возрастут и буду составлять: в ПФР
– 26%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 2,1% и в ТФОМС
– 3%. Суммарная ставка достигнет 34%.
1.2.
Характеристика государственных
социальных внебюджетных
фондов.
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) образован постановлением ВС РСФСР от 22.12.90 и введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением ВС РФ от 27.12.91.
ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о ПФ РФ, утвержденным Постановлением ВС РФ от 27.12.91.
ПФ РФ и его денежные средства находятся в собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами ПФ РФ являются:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашение по вопросам пенсий и пособий.
ПФ РФ используется на выплату: пенсий по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца, за выслугу лет, пенсий военнослужащим, а также пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, пособий, одиноким матерям, пособий на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, пособий пострадавшим на Чернобыльской АЭС, материальной помощи престарелым и инвалидам; в условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда также идут на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги для «роста» в условиях инфляции.
Средства ПФ РФ формируются за счет:
- страховых взносов, взимаемых с работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, иных категорий работающих граждан;
- ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
- средств, возмещаемых ПФ РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
- добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФ РФ и других поступлений.
В настоящее время происходят два процесса, связанные с пенсионным обеспечением граждан страны. С одной стороны, продолжается поиск новых схем пенсионной системы, с другой –осуществление мер по повышению действенности уже существующей системы.
Из мероприятий по повышению эффективности формирования и использования средств ПФ РФ необходимо отметить следующие.
Во-первых, повсеместное распространение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования, при котором на каждого работающего открывается лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем пенсии по старости. Где бы человек ни работал, сведения о нем будут попадать на один и тот же лицевой счет.
Государство обеспечивает достоверность сведений о каждом застрахованном, их сохранность и конфиденциальность. Введение такой системы устраняет главный недостаток существующей системы пенсионного обеспечения – незаинтересованность граждан в суммах платежей и их своевременности. Система индивидуального учета ставит размер пенсии в зависимость от выплаченных за трудовую жизнь страховых взносов и единого социального налога в счет будущей пенсии, что повышает мотивацию к труду и уплате страховых взносов.
Во-вторых, в связи с большими объемами денежных потоков эффективность пенсионной системы во многом определяется временем прохождения средств через эту систему. Одним из способов ускорения оборачиваемости средств является ускорение информационных потоков путем улучшения самой технологии передачи информации и ускорение движения финансовых ресурсов благодаря уменьшению количества промежуточных счетов, по которым проходят эти средства.
В-третьих, сокращение времени движения средств по звеньям пенсионной системы способствует уменьшению иммобилизованных ресурсов. Эта же цель достигается уменьшением остатков на счетах участников процесса за счет законных способов инвестирования сумм страховых взносов и единого социального налога.
В-четвертых, на повышение эффективности пенсионной системы влияет обеспечение целостности финансового процесса. Нельзя выплатить средств больше, чем поступает в систему и накоплено в ней. Для обеспечения этой целостности необходимо управлять тарифами, размерами выплат и взаимоотношениями ПФ РФ с государственным бюджетом. Все это ныне является прерогативой Совета Федерации. Отступления от системного подхода оборачиваются тем, что требуемые повышенные выплаты из фондов, например в виде проиндексированных пенсий, не обеспечены достаточными взносами в эти фонды. Как следствие – сокращение оборотных средств и необходимость покупать недостающие ресурсы на финансовом рынке под рыночный процент.
Важным механизмом управления целостностью пенсионных процессов в РФ является перераспределение средств от регионов, где они превышают потребности в выплатах из пенсионного фонда, в регионы с дефицитом пенсионных средств.2
Фонд социального страхования (ФСС РФ) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. ФСС РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.
Положение о ФСС РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование ФСС.
Средства ФСС образуются за счет:
- страховых взносов, взимаемых с работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности) и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС РФ в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- ассигнований из республиканского бюджета РФ;
- прочих доходов.
Средства ФСС РФ направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
- санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения, отдыха и др.);
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС РФ на всех уровнях;
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС РФ;
-
проведение научно-
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами ФСС РФ.3
Для
реализации государственной политики
в области обязательного
Основными задачами Федерального и территориальных фондов являются:
1) обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
2)
обеспечение предусмотренных
3)
достижение социальной
4)
участие в разработке и
5) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Для выполнения уставных задач в области финансовой политики и финансирования ФФОМС:
-
осуществляет выравнивание
-
проводит финансирование
-
организует разработку
-
совместно с органами