Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ. 4
1.1 Понятие, история и причины возникновения внебюджетных фондов. 4
1.2 Классификация внебюджетных фондов 6
1.3 Источники их формирования. 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ. 12
2.1 Пенсионный фонд РФ. 12
2.1 Фонд социального страхования РФ. 15
2.3 Фонды обязательного медицинского страхования РФ. 17
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВБФ. 21
3.1 Совершенствования деятельности ПФ. 21
3.2 Основные направления совершенствования деятельности фонда социального страхования. 28
3.3 Перспективы развития деятельности фонда обязательного медицинского страхования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 75.02 Кб (Скачать)

     Во-вторых, в связи с большими объемами денежных потоков эффективность пенсионной системы во многом определяется временем прохождения средств через эту систему. Одним из способов ускорения оборачиваемости средств является ускорение информационных потоков путем улучшения самой технологии передачи информации и ускорение движения финансовых ресурсов благодаря уменьшению количества промежуточных счетов, по которым проходят эти средства.

     В-третьих, сокращение времени движения средств по звеньям пенсионной системы способствует уменьшению иммобилизованных ресурсов. Эта же цель достигается уменьшением остатков на счетах участников процесса за счет законных способов инвестирования сумм страховых взносов и единого социального налога.

     В-четвертых, на повышение эффективности пенсионной системы влияет обеспечение целостности финансового процесса. Нельзя выплатить средств больше, чем поступает в систему и накоплено в ней. Для обеспечения этой целостности необходимо управлять тарифами, размерами выплат и взаимоотношениями ПФ РФ с государственным бюджетом. Все это ныне является прерогативой Совета Федерации. Отступления от системного подхода оборачиваются тем, что требуемые повышенные выплаты из фондов, например в виде проиндексированных пенсий, не обеспечены достаточными взносами в эти фонды. Как следствие – сокращение оборотных средств и необходимость покупать недостающие ресурсы на финансовом рынке под рыночный процент.

     Важным  механизмом управления целостностью пенсионных процессов в РФ является перераспределение средств от регионов, где они превышают потребности в выплатах из пенсионного фонда, в регионы с дефицитом пенсионных средств.2

2.1 Фонд социального страхования РФ.

     Фонд  социального страхования (ФСС РФ) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. ФСС РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

     Положение о ФСС РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Этот документ регламентирует организацию  и функционирование ФСС.

     Средства  ФСС образуются за счет:

     - страховых взносов, взимаемых  с работодателей (администраций  предприятий, организаций, учреждений  и иных хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности)  и граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью, а также  осуществляющих трудовую деятельность  на иных условиях и имеющих  право на обеспечение по государственному  социальному страхованию;

     - доходов от инвестирования части  временно свободных средств ФСС  РФ в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские  вклады в пределах средств,  предусмотренных бюджетом на  соответствующий период;

     - добровольных взносов физических  и юридических лиц;

     - ассигнований из республиканского  бюджета РФ;

     - прочих доходов.

     Средства  ФСС РФ направляются на:

     - выплату пособий по временной  нетрудоспособности, беременности  и родам, при рождении ребенка,  по уходу за ребенком до  достижения им возраста полутора  лет, на погребение;

     - санаторно-курортное лечение и  оздоровление работников и членов  их семей, а также на другие  цели государственного социального  страхования, предусмотренные законодательством  (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных  лагерей для детей и юношества,  лечебное питание, частичное финансирование  мероприятий по внешкольному  обслуживанию детей, оплату проезда  к месту лечения, отдыха и  др.);

     - создание резерва для обеспечения  финансовой устойчивости ФСС  РФ на всех уровнях;

     - обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления  ФСС РФ;

     - проведение научно-исследовательских  работ по вопросам социального  страхования и охраны труда;

     - осуществление иных мероприятий  в соответствии с задачами  ФСС РФ.3

2.3 Фонды обязательного медицинского страхования РФ.

     Для реализации государственной политики в области обязательного медицинскою  страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с Положениями, утвержденными постановлением ВС РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» от 24.02.93.

     Основными задачами Федерального и территориальных  фондов являются:

     1) обеспечение реализации Закона  РФ «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации»;

     2) обеспечение предусмотренных законодательством  РФ прав граждан в системе  обязательного медицинского страхования;

     3) достижение социальной справедливости  и равенства всех граждан в  системе обязательного медицинского  страхования;

     4) участие в разработке и осуществлении  государственной финансовой политики  в области обязательного медицинского  страхования;

     5) обеспечение финансовой устойчивости  системы обязательного медицинского  страхования.

     Для выполнения уставных задач в области  финансовой политики и финансирования ФФОМС:

     - осуществляет выравнивание условий  деятельности территориальных ФОМС  по обеспечению финансирования  программ обязательного медицинского  страхования;

     - проводит финансирование целевых  программ в рамках обязательного  медицинского страхования;

     - организует разработку нормативно-методических  документов, обеспечивающих реализацию  Закона РФ «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации»;

     - совместно с органами исполнительной  власти, профессиональными медицинскими  ассоциациями принимает участие  в разработке базовой программы  обязательного медицинскою страхования;

     - вносит в установленном порядке  предложения о страховом тарифе  на обязательное медицинское  страхование;

     - осуществляет сбор и анализ  информации о финансовых ресурсах  системы обязательного медицинского  страхования;

     - участвует в создании территориальных  ФОМС;

     - осуществляет контроль за рациональным  использованием финансовых средств  системы обязательного медицинского  страхования;

     - аккумулирует финансовые средства  и осуществляет финансово-кредитную  деятельность для выполнения  задач, предусмотренных Положением  о ФФОМС.

     Территориальные ФОМС в области финансово-кредитной  деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств  в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие  основные функции:

     1) аккумулируют финансовые средства  территориальных ФОМС граждан;

     2) осуществляют финансирование обязательного  медицинского страхования, проводимого  страховыми медицинскими организациями,  имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцируемым нормативам, устанавливаемым правлением территориальных ФОМС;

     3) осуществляют финансово-кредитную  деятельность по обеспечению  системы обязательного медицинского  страхования;

     4) выравнивают финансовые ресурсы  городов и районов, направляемые  на проведение обязательного  медицинского страхования;

     5) предоставляют кредиты, в том  числе на льготных условиях, страховщикам  при обоснованной нехватке у  них финансовых средств;

     6) накапливают финансовые резервы  для обеспечения устойчивости  системы обязательного медицинского  страхования;

     7) согласовывают совместно с органами  исполнительной власти, профессиональными  медицинскими ассоциациями тарификацию  стоимости медицинской помощи, территориальную  программу обязательного медицинского  страхования населения и вносит  предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления,  о тарифах на медицинские и  иные услуги по обязательному  медицинскому страхованию;

     8) предоставляют ФФОМС информацию  о финансовых ресурсах системы  обязательного медицинского страхования  и другую информацию в пределах  своей компетенции.

     Финансовые  средства Федерального и территориальных  ФОМС образуются за счет некоторых  общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие  из них:

     - страховые взносы;

     - взносы территориальных фондов  на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

     - ассигнования из федерального  бюджета на выполнение республиканских  программ обязательного медицинского  страхования;

     - добровольные взносы юридических  и физических лиц;

     - доходы от использования временно  свободных финансовых средств  Федерального и территориальных  фондов;

     - нормированные страховые запасы  финансовых средств Федерального  и территориального фондов;

     - средства, предусматриваемые органами  исполнительной власти в соответствующих  бюджетах на обязательное медицинское  страхование неработающего населения;

     - финансовые средства, взыскиваемые  со страхователей, медицинских  учреждений и других юридических  и физических лиц в результате  предъявления им регрессных требований.

     Платежи на обязательное медицинское страхование  неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы  обучения, пенсионеров, зарегистрированных должным образом безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного  медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих  бюджетах на здравоохранение.

     ФОМС  – финансово-кредитные учреждения, а потому для наиболее целесообразного  использования остатков средств  в соответствии с прямым указанием  законодателя – защищать средства обязательного медицинского страхования  от инфляции – они размещают их на депозитных вкладах и приобретают  государственные ценные бумаги. 4

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВБФ.

3.1 Совершенствования деятельности ПФ.

    В 2011 – 2013 годах в целях обеспечения  сбалансированности бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделены ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году – 980,4 млрд. рублей, в 2013 году – 1 109,5млрд. рублей.

    Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного  фонда Российской Федерации составит в 2011 году 2 324,4 млрд. рублей, в 2012 году – 2 541,7 млрд. рублей, в 2013 году – 2 784,3 млрд. рублей (таблица 1).

Информация о работе Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации