Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ. 4
1.1 Понятие, история и причины возникновения внебюджетных фондов. 4
1.2 Классификация внебюджетных фондов 6
1.3 Источники их формирования. 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ. 12
2.1 Пенсионный фонд РФ. 12
2.1 Фонд социального страхования РФ. 15
2.3 Фонды обязательного медицинского страхования РФ. 17
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВБФ. 21
3.1 Совершенствования деятельности ПФ. 21
3.2 Основные направления совершенствования деятельности фонда социального страхования. 28
3.3 Перспективы развития деятельности фонда обязательного медицинского страхования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 75.02 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"КУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" 
 

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра Финансов, кредита и налогообложения 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине "Финансы"

на  тему "Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации" 
 

              Выполнил: студент 51 группы

              специальность финансы и кредит

              форма обучения заочная (3,5 года)

              Беликов Евгений Владимирович 

              Проверил:

              к.э.н. доц., Щедрина Ирина Николаевна 

Оценка___________

Дата_____________ 

Курск 2011

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ. 4

1.1 Понятие, история и причины возникновения внебюджетных фондов. 4

1.2 Классификация внебюджетных фондов 6

1.3 Источники их формирования. 8

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ. 12

2.1 Пенсионный фонд РФ. 12

2.1 Фонд социального страхования РФ. 15

2.3 Фонды обязательного медицинского страхования РФ. 17

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВБФ. 21

3.1 Совершенствования деятельности ПФ. 21

3.2 Основные направления совершенствования деятельности фонда социального страхования. 28

3.3 Перспективы развития деятельности фонда обязательного медицинского страхования. 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

 

ВВЕДЕНИЕ

     Внебюджетные  фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

     Появление государственных внебюджетных фондов (было вызвано необходимостью решения  на том или ином этапе возникающих  острых социально-экономических проблем, решение которых по разным причинам оказалось невозможным за счет бюджетных  ресурсов. К тому же в отличие  от бюджетных фондов, предназначенных  для удовлетворения огромного круга  общественных потребностей, внебюджетные фонды изначально создавались для  решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало  формирования особых финансовых механизмов привлечения и использования  средств.

     Актуальность  темы курсовой работы: в современных  условиях перехода к рыночной экономике  используемый в условиях плановой экономики  механизм социального обеспечения  граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального  обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые  для поддержания населения и  экономики страны. Для дальнейшего  совершенствования системы социального  обеспечения и стимулирования экономики  необходимо изучение современного состояния  внебюджетных фондов.

     Целью данной курсовой работы стало:

     1) изучение роли внебюджетных фондов  РФ, их структуры, источников формирования

     2) обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ

 

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ.

1.1 Понятие, история и причины возникновения внебюджетных фондов.

     Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

     Внебюджетные  фонды являются одним из важнейших звеньев бюджетной системы любой страны с рыночной экономикой. Начало их формирования совпало с периодом перехода РФ к новым экономическим отношениям и юридически оформлено принятием Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91. В настоящее время основные положения формирования и деятельности внебюджетных фондов содержатся в Бюджетном кодексе РФ.

     Государство мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Средства, обобществленные  внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и  расширение социальных услуг населению.

     Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов и особых счетов задолго до возникновения  бюджета. Государственная власть  с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались  в особых фондах, предназначенных  для специальных целей. Такие  фонды носили, как правило, временный  характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали  свое существование. В связи с  этим количество фондов постоянно менялось, в целом же наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

     С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет.

     Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные  структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы  в рыночную привело на практике к  децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало  реформирование государственной системы  финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы  внебюджетные фонды, часть из которых  затем опять была консолидирована  в бюджеты в виде целевых фондов.

     Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически  все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и  централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых  заключались в возможности мобилизации  значительных финансовых ресурсов для  решения глобальных национальных задач  в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации  финансовых средств было малоэффективное  их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных  объектов финансирования.

     На  историческом переходе от одной хозяйственной  системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих  друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа  населения, безработицу. В сочетании  с вялостью государственной власти в стране наблюдаются такие явления, как невыплата в течение многих месяцев заработной платы, пенсий и других социальных пособий.

     В этих условиях, с одной стороны, возникает  потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном  уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических  потребностей. С другой стороны, в  условиях финансового кризиса, обусловившего  дефицит финансовых ресурсов, у центральной  власти возникает необходимость  ранжировать общественные потребности  по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым  оградив эти потребности от значительного  недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

1.2 Классификация внебюджетных фондов

     По  разным оценкам, количество формируемых в РФ внебюджетных фондов достигает нескольких десятков. В связи с этим актуальным представляется вопрос об их классификации. Существует несколько критериев классификации внебюджетных фондов, в частности:

     1) в зависимости от субъектов,  которые определяют порядок формирования и использования фондов, все они делятся на государственные (федеральные) и фонды субъектов РФ;

     2) по социально-экономическому содержанию (в зависимости от целевого назначения) выделяют фонды экономические и социальные;

     3) по способу образования фонды  подразделяются на фонды, выделенные в составе бюджетов, и фонды, имеющие автономное управление;

     4) по характеру использования в материальных отраслях народного хозяйства существуют фонды технологического развития и фонды поддержки отраслей;

     5) по источникам и механизму  формирования ресурсов различаются внебюджетные фонды, формирующиеся за счет отчислений от фонда оплаты труда и имеющие налоговый характер, за счет отчислений от себестоимости произведенной продукции или ее стоимости по утвержденному нормативу, за счет прочих источников.

     Наиболее  важное значение принадлежит государственным внебюджетным фондам. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином им предусмотренном порядке.

     Бюджетное законодательство формулирует общие  принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ декларирует, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

  1. Социальное обеспечение по возрасту;
  2. Социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
  3. Социальное обеспечение в случае безработицы;
  4. Охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

     Правовой  статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом.

Информация о работе Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации