Входящие и исходящие финансовые потоки страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить финансовые потоки страховой компании, их роль в формировании доходов и расходов страховщика.
В связи с данной целью выделяются следующие задачи:
-изучить финансовые потоки страховой компании, их сущность;
-способы формирования финансовых потоков и контроль за ними;
- составляющие финансовых потоков: прибыль, доходы и расходы страховщика

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
1.Страхование как часть финансовой системы………………………………………………...3
1.1Экономическая сущность финансовых потоков……………………………………………3
1.2Классификация финансовых потоков……………………………………………………….6
1.3Нормативно-правовое регулирование финансовых потоков……………………………...9
2.Финансовые потоки страховой компании…………………………………………………..13
2.1Доходы страховщика………………………………………………………………………..13
2.2Расходы страховщика……………………………………………………………………….18
2.3Прибыль как часть финансовых потоков………………………………………………….21
3Регулирование финансовых потоков страховой компании………………………………...23
3.1Формирование финансовых потоков……………………………………………………...23
3.2Контроль за формированием финансовых потоков………………………………………26
3.3Финансовая устойчивость страховой компании………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………………….......34
Список используемых источников…………………………………………………………….35
Приложение А:Финансовые показатели участников рейтинга……………………………...38

Работа содержит 1 файл

курсач1.doc

— 320.00 Кб (Скачать)
  • по степени управляемости:

а) внешние:

  • международный финансовый поток - для страховой организации, это отчасти финансовый поток, связанный с получением перестраховочной защиты, связанный с поиском иностранного перестраховщика для покрытия ряда рисков;
  • страновой консолидированный поток обусловлен валютным и финансовым законодательством государства, зависит от способов и ставок налогообложения, наличия налоговых льгот для конкретной сферы бизнеса в стране;
  • финансовые потоки, возникающие при взаимодействии с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, с прямыми участниками и учреждениями инфраструктуры финансового рынка, с прямыми инвесторами и учреждениями инфраструктуры страхового рынка и контрагентами по операционной деятельности;

б) внутренние:

  • финансовые потоки, возникающие между головным центром и филиалами;
  • финансовые потоки между компанией и собственниками;
  • финансовые потоки между компанией и персоналом;
  • финансовые потоки между структурными единицами компании.

Классификация финансовых потоков по составу включает следующие элементы: денежный поток, бюджетный поток, поток финансовых инструментов, поток средств в  форме дебиторской задолженности  по операциям прямого страхования. 
По участию в формировании финансового результата деятельности компании выделяют:

  • положительный финансовый поток, характеризующий приток финансовых ресурсов от всех видов деятельности;
  • отрицательный финансовый поток - совокупность исходящих финансовых ресурсов, характеризующих отток финансовых средств из компании в целом.

    При изучении состава и структуры  входящих и исходящих финансовых потоков по страховой деятельности особое внимание уделяется исследованию процесса формирования, специфике учета  и определения размера страховых премий и выплат по прямому страхованию и перестрахованию, которые формируют главные статьи доходов и расходов страховой компании.

    По  уровню достаточности объема выделяют следующие виды финансовых потоков:

  • дефицитный финансовый поток образуется при наличии отрицательного чистого финансового потока (рассчитываемого как разность между положительными и отрицательными валовыми потоками);
  • избыточный финансовый поток определяется на основе требований Министерства финансов к соотношению активов и принятых страховых обязательств.

    Предложенная  классификация финансовых потоков  страховых компаний позволяет провести оценку рентабельности консолидированных  финансовых потоков по направлению  деятельности и определить степень  их участия в формировании конечного  финансового результата.

    Наиболее  общим критерием оценки финансовых потоков является степень их участия  в финансовом результате компании - прибыли страховщика до налогообложения. Для консолидированных финансовых потоков в рамках рассмотренных  видов деятельности, имеющих как входящую, так и исходящую форму, критерием оценки является прибыльность чистого финансового потока.

    Страховые финансовые потоки, связанные с формированием  и использованием страхового фонда, являются определяющими для оценки результатов деятельности страховщика.

    Сравнительную характеристику финансовых потоков  страховщика, на взгляд автора, целесообразно  осуществлять исходя из основных задач  современной украинской страховой компании:

  • обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости;
  • повышение инвестиционной привлекательности.

По формам используемых денежных средств финансовые потоки страховщика делят на:

  • наличный финансовый поток
  • безналичный финансовый поток

    По  значимости в формировнии конечных результатов хозяйственной деятельности:

  • приоритетный финансовый поток
    • второстепенный финансовый поток

    По  предсказуемости  возникновения:

  • полностью предсказуемый финансовый поток
  • недостаточно предсказуемый финансовый поток
  • непредсказуемый финансовый поток

По возможности  регулирования в процессе управления:

  • Финансовый поток, поддающийся регулированию
  • Финансовый поток, не поддающийся регулированию

    По  возможности обеспечения:

    • Ликвидный финансовый поток
    • Неликвидный финансовый поток

    По  законности осуществления:

    • Легальный финансовый поток
    • Теневой финансовый поток;

    По  методу оценки во времени:

    • Настоящий финансовый поток
    • Будущий финансовый поток

    По  непрерывности формирования в рассматриваемом  периоде:

    • Регулярный финансовый поток
    • Нерегулярный финансовый поток

    По  стабильности временных интервалов формирования:

    • Регулярный финансовый поток с равномерными временными интервалами
    • Регулярный финансовый поток с неравномерными временными интервалами

    Взаимообусловленность этих задач заключается в необходимости  обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности страховщика с целью повышения рентабельности на вложенный капитал не менее средней величины относительно других отраслей экономики Украины. 
 

1.3НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ

    Правовое  обеспечение страхования составляют принимаемые законодательные и нормативные акты, регулирующие страховую деятельность как в целом, так и по отдельным ее направлениям.

    Первой  попыткой на законодательном уровне регламентировать предпринимательскую  страховую деятельность и страховые  отношения в Украине был Декрет Кабинета Министров Украины "О страховании" от 10 мая 1993 г. № 47-93. Его разработчики пошли по пути, предложенному Законом Российской Федерации "О страховании". При этом были объединены правовые нормы, регламентирующие предпринимательскую страховую деятельность с гражданско-правовыми нормами, регулирующими страховые отношения. Следует отметить, что в тексте Декрета Кабинета Министров Украины "О страховании" противоречий и недоработок больше, чем в одноименном Законе Российской Федерации. Тем не менее, данный нормативный акт оказал большое влияние на страховой рынок услуг в Украине (в большей степени за счет учреждения Комитета по делам надзора за страховой деятельностью в Украине). Укрстрахнадзор создан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины и Национального Банка Украины от 17 сентября 1993 г. № 743.

    Закон Украины "О страховании" имеет 5 основных разделов. Центральное место  в этом разделе занимают нормы, определяющие требования к страховщику во время  его создания и регистрации, а  также порядок осуществления обязательного страхования. В частности, этим Законом в Украине устанавливается особый механизм, когда виды обязательного страхования могут определяться только этим Законом, а не другими законодательными актами. При этом Кабинету Министров Украины предоставляется право регулировать порядок проведения каждого вида обязательного страхования при условии, что этот вид предусмотрено Законом.

    Когда Закон был принят, Правительство  внедрило ряд подзаконных актов, в частности постановлений и распоряжений, регулирующих отдельные вопросы осуществления страховой деятельности.

    К важнейшим действующих нормативных  актов бывшего Укрстрахнадзора  принадлежат Методика расчета резервов в случае страхования жизни, инструкция по лицензированию страховщиков, положения о филиалах и обособленные представительства страховщиков, положения по регулированию размещения страховых резервов и некоторые другие документы.

    Сегодня в Украине в большинстве случаев страховой полис (страховое свидетельство) не рассматривается как гарантия защиты личных и имущественных интересов от непредсказуемых случайностей. Злоупотребления при осуществлении предпринимательской страховой деятельности со стороны, как страховщиков, так и страхователей, особенно при страховании финансовых рисков (в частности непогашения кредитов), нанесли непоправимый ущерб деловой репутации страховщиков и страхового дела в целом. Причины такого явления следующие:

    · неэффективный надзор со стороны  государства за страховой деятельностью;

      · отсутствие нормативных актов, регулирующих страховую деятельность, и опыта страховых отношений в сфере частно - правового негосударственного страхования как со стороны субъектов страховых отношений, так и со стороны государства. Необходимо также учитывать, что Декретом Кабинета Министров Украины "О страховании" (ст. 2) был введен запрет на осуществление предпринимательской страховой деятельности на территории Украины иностранными страховщиками. Между тем, именно они обладают опытом и культурой предоставления высококачественных страховых услуг, а также многолетней практикой технологии осуществления страховой деятельности. Иностранным страховым посредникам было отказано также в осуществлении посреднической деятельности в Украине. Мотивировкой таких нецивилизованных запретов послужило стремление предоставить возможность отечественным страховщикам "стать на ноги". На самом же деле это лишь устранило необходимую для частного предпринимательства конкуренцию, что лишило страхователей права совершить цивилизованный выбор.

      Таким образом, сегодня платежеспособных страховых организаций, предоставляющих высококачественные страховые услуги на уровне мировых стандартов в Украине нет. Запрет на осуществление предпринимательской страховой деятельности иностранными страховщиками тогда привел к таким негативным последствиям:

      · в Украину не поступили  современные страховые технологии;

      · потенциальные страхователи  не доверяют отечественным страховщикам,. что снижает спрос их на страховые услуги;

      · за несколько лет осуществления  предпринимательской страховой деятельности не сложилась система личного страхования;

      · монополизирован страховой  рынок в некоторых отраслях. В  целом это можно было определить  как несложившуюся финансовую  систему распределения и перераспределения  рисков в государственном масштабе.

      В ст. 2 Декрета Кабинета Министров  Украины "О страховании"  законодатель определил исключительный  перечень организационно-правовых  форм, посредством которых возможно  осуществление предпринимательской  страховой деятельности. Указанная  норма сохранена без изменений в ст. 2 Закона Украины "О страховании". Особое внимание следует обратить на то, что были выбраны такие формы, которые предполагают ответственность учредителей по обязательствам компании полностью или в долях, пропорционально взносам в уставный фонд, личным имуществом (за исключением акционерного общества). Критерий, которым воспользовался законодатель при определении организационно-правовых форм, выбран не совсем точно. Во всяком случае, такой подход на практике себя никак не оправдал. Финансовому учреждению, каковым является страховая компания, необходимо согласование действий многих учредителей с целью объединения денежных средств для нормального функционирования страховой компании и обеспечения страховых обязательств. Это нашло подтверждение в ст. 29 Закона Украины "О страховании" в повышенных по сравнению с положениями Декрета Кабинета Министров Украины "О страховании" требованиях к минимальному размеру уставного фонда страховой компании: 100 000 экю для страховых компаний, участниками которых являются украинские физические и юридические лица и соответственно 500 000 экю для страховых компаний, если среди участников имеются иностранные физические пли юридические лица. Такие организационно-правовые формы, как коммандитное товарищество, товарищество с дополнительной ответственностью и полное товарищество, по своей правовой природе предполагают объединение небольшого числа участников и их капиталов для осуществления совместной предпринимательской деятельности. Единственной организационно-правовой формой, имеющей неоспоримые преимущества для осуществления предпринимательской страховой деятельности, является акционерное общество. Это преимущество состоит в способе формирования уставного фонда путем выпуска акций. Закон Украины "О страховании" (ч. 3 ст. 2) предусматривает ограничение на участие иностранного физического или юридического лица в уставном фонде страховой компании в размере, не превышающем 49 % уставного фонда. Ч. 4 ст. 2 предусматривает ограничение в размере 20 % от собственного уставного фонда, которые страховая компания имеет право инвестировать в уставные фонды других страховых компаний. При этом каждая такая инвестиция, осуществляемая в виде взноса (доли) в уставный фонд, не может превышать 5 % уставного фонда инвестируемой страховой компании. Перечисленные инвестиционные ограничения, как с юридической, так и с практической точки зрения, выглядят не более чем иллюзия, поскольку существует множество абсолютно легитимных способов обойти их. Мировой опыт и многолетняя практика в области страхования высокоразвитых государств Европы и Северной Америки подсказывают иные пути решения этой проблемы: жесткое законодательное регулирование инвестиционной деятельности страховых компаний, вплоть до прямых предписаний, в каком размере и в какие источники должны быть инвестированы находящиеся в распоряжении страховой компании денежные средства.  
Государственное страхование направлено на обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание в Украине необходимых условий для деятельности страховиков различных организационно-правовых форм, защиты интересов страхователей. Государственное регулирование этих процессов должно содействовать усилению роли на страховом рынке обществ, которые имеют крепкую финансовую и правовую основу, и вместе с тем не допускать на него спекулятивные или фиктивные компании, которые могут нанести ущерб, как страховому делу, так и страхователям. Важную роль в системе мероприятий государственного регулирования страхования играет регистрация страховых организаций, выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования, осуществления контроля за деятельностью всех страховых обществ (компаний) и их объединений. Согласно Декрету "О страховании", государственный надзор за страховой деятельностью в Украине осуществляется с целью соблюдения требования законодательства Украины о страховании, эффективном развитии страховых услуг, предотвращении неплатежеспособности страховиков и защиты интересов страхователей. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Украины осуществляется Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью, которая действует в соответствии с Положением, утвержденным Кабинетом Министров Украины.

Информация о работе Входящие и исходящие финансовые потоки страховой компании