Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа
Валютное регулирование и контроль являются одной из ключевых составляющих рыночных экономик всех стран мира. Особое значение они приобретают в условиях глобализации мировой экономики и ее наиболее динамичной составляющей - финансовой глобализации, повышающей уязвимость национального хозяйства к внешним шокам и требующей создания адекватных регулятивных механизмов для нейтрализации или смягчения их негативных последствий.
График 1
Исходя
из таблицы 2 и графика 1, можем наблюдать
тенденцию роста объема безвозмездных
поступлений с 2005 г. по 2010 г. Незначительное
снижение поступлений в 2008 г. было обусловлено
нехваткой финансовых средств ввиду мирового
финансового кризиса.
2.Современная
валютная политика на
опыте зарубежных стран
2.1.Валютная
политика Китая
В сентябре 2003 г. стало известно, что финансовые власти Китая не намерены поддаваться международному давлению, которое пытается повлиять на валютную политику Пекина. ЦБ Китая исключил возможность намеренного укрепления национальной валюты, на чем настаивали США, которые говорили, что искусственно заниженный курс юаня вредит американским производителям, которые хотели бы конкурировать с дешевым азиатским импортом.
Для
стран со слабой экономикой, в особенности,
если они находятся в фазе роста,
очень выгодно иметь заниженный
курс национальной валюты по отношению
к твердым валютам – например,
к доллару или евро. Это создает
благоприятные условия для
Однако, в этом есть и определенные теневые стороны, они связаны с тем, что национальная промышленность обладает искусственной конкурентоспособностью, и не столько настраивается на создание более совершенных видов продукции, завоевания новых рынков за счет высокого качества, сколько на то, чтобы наращивать количество за счет относительно низких издержек. Если затем происходит изменение ситуации, и курс национальной валюты укрепляется, тогда такая экономика начинает сползать в кризис. А рано или поздно это все-таки происходит.
В качестве примера можно привести опыт Японии. В 1949 г. экономика Японии находилась в ужасном положении. На тот момент времени отношение йены к доллару измерялось в сотнях йен – чтобы была высокая инфляция, и национальная валюта Японии стоила очень дешево. Это была послевоенная разруха. Тогда, в 1949 г., под руководством американского банкира Дожа была осуществлена программа финансовой стабилизации. Были введены очень жесткие макроэкономические правила, и национальная валюта была привязана к доллару в соотношении 320 йен за один доллар – тогда это примерно соответствовало рыночному курсу. Затем 22 года курс йены по отношению к доллару не менялся. Для американцев наступили трудные времена: японцы, благодаря этому заниженному курсу, при сравнительно дешевой стоимости рабочей силы, освоили производство и экспорт крупнотоннажных судов – ценились супер-танкеры, которые строились в Японии, однако сейчас этого не наблюдается, потому что стало невыгодно, а строительство началось в Южной Корее, которая пошла по тому же пути7.
В последнее время появляется все больше сообщений о склонности властей Китая к диверсификации валютных резервов, что влияет на отношение инвесторов к доллару. Как и другие ведущие держатели, Китай беспокоится по поводу угрозы снижения американской валюты в более долгосрочной перспективе, что, в свою очередь, приведет к обесцениванию валютных резервов. В этой связи власти Китая дали понять, что рассматривают другие возможности распределения рисков.
Китай не собирается менять свою политику в отношении валютных резервов. За июнь 2009 г. валютные резервы страны выросли на рекордную величину 42,1 млрд долларов, в результате чего общий объем резервов составил рекордные в мире 2,13 трлн долларов. Соответственно спрос на американские активы со стороны Китая не снизился.
Кроме того, внушительный спрос зарубежных инвесторов на казначейские облигации США в ходе аукционов, проводившихся во 2 квартале, исходил со стороны Китая. Чистый отток средств из казначейский облигаций США составил в мае 66,6 млрд долларов; во многом эти показатели были обусловлены переходом инвесторов на корпоративные облигации США.
ВВП Китая во 2 квартале 2009 г. вырос на 7,9%. Этот рост экономической активности не только превышает зафиксированный в 1 квартале рост ВВП на 6,1%, но и ожидания, согласно которым ВВП во 2-м квартале должен был вырасти на 7,7%. Этот рост экономической активности во многом обусловлен масштабными инвестициями правительства Китая в экономику страны, тогда как экспортный сектор почти не продемонстрировал признаков восстановления. И это является ключевым фактором для валютной политики Китая. Внушительный рост валютных резервов Китая был обусловлен активными покупками доллара в рамках политики Пекина, нацеленной на сохранение конкурентоспособного курса китайского юаня.
Так как ранее в 2009 г. доллар снизился, Народный банк Китая был вынужден покупать доллар, чтобы предотвратить рост юаня. На фоне по-прежнему слабой активности в экспортном секторе маловероятно, что в ближайшей перспективе правительство Китая откажется от проведения этой политики. Все жалобы и опасения в Китае относительно слишком высокой уязвимости страны перед лицом доллара должны быть противопоставлены желанию властей страны сохранить курс национальной валюты на определенном уровне. Пока Китай ставит обеспечение стабильности юаня выше большинства других целей, и пока сохраняется крупное положительное сальдо платежного баланса, Китаю будет необходимо продолжить покупки доллара. Таким образом, все предположения о том, что заявления со стороны властей Китая о диверсификации валютных резервов страны в целях ухода от доллара в пользу других основных валют были пустыми речами, подтвердились8.
Валютный курс Китая влияет на его торговых партнерах. Это особенно справедливо в отношении крупных экономик, поэтому многие торговые партнеры имею законное право интересоваться его политикой жесткого контроля над валютным курсом. Объем китайского экспорта - крупнейший в мире. Уже никто не считает это мелочью. Китайцы возмущены таким давлением. По завершении саммита ЕС - Китай в Нанкине Вэнь Цзябао, премьер-министр Китая, пожаловался по поводу предъявляемых к Пекину требований - позволить национальной валюте вырасти в цене. Он возразил, что "с одной стороны некоторые страны хотят, чтобы юань вырос в цене, а с другой стороны - хотят опуститься до торгового протекционизма в отношении Китая. Это несправедливо. Такие меры препятствуют развитию Китая". Премьер также повторил и традиционное заклинание: "Мы будем обеспечивать стабильность юаня, удерживая его на разумном и сбалансированном уровне".
Заявление господина Вэня предполагает четыре очевидных возражения. Во-первых, уровень протекционизма, направленный против их экспорта, на удивление низок. Во-вторых, низкий валютный курс аналогичен экспортной субсидии, а единый тариф - протекционизму. В-третьих, накопив к сентябрю валютные резервы на сумму в 2237 млрд. долларов, Китай рекордно снизил валютный курс - такого еще не видели в мировой экономической истории. И, наконец, в результате Китай деформировал собственную экономику и экономику остального мира. Например, реальный валютный курс страны не выше, чем в 1998г., при этом за последние семь месяцев он снизился на 12%, даже при том, что китайская экономика развивается самыми быстрыми темпами в мире и имеет самый большой профицит текущего счета.
Как отметил господин Карни, очевиден недостаток регулирования изменений в отношении мировой конкурентоспособности, и здесь уже были неудачные прецеденты, особенно в 1920х и 1930х, при подъеме США, и опять же в 1960х и 1970х во время развития Европы и Японии. Он также отмечает: "Интеграция Китая только в мировую экономику - гораздо большее потрясение для системы, чем восстановление США в конце прошлого века. Доля Китая в мировом ВВП растет быстрее, а его экономика более открыта". Более того, сегодня китайская система регулируемых курсов сильно отличается от систем других крупных экономик, чего нельзя было сказать о США в период подъема. Поэтому регулируемый валютный курс Китая приводит к смещению давления во время регулирования на другие страны. Это имело разрушительные последствия до кризиса, однако сейчас, в послекризисный период, стало еще хуже: некоторые развитые страны, в особенности Канада, Япония и Еврозона уже столкнулись со стремительным ростом курса валют.
Как известно, существует две категории стран, невосприимчивых к внешнему воздействию при изменении политики, которое влияет на мировые "дисбалансы". Первая - эмитент основной мировой валюты; вторая включает страны, имеющие профицит. Таким образом, создавшаяся безвыходная ситуация может просуществовать еще некоторое время. Однако также очевидны и связанные с этим риски: если, например, профицит текущего счета Китая снова вырос бы до 10% от ВВП, профицит страны мог бы составить к 2018 г. 800 млрд. долларов (543 млрд. евро, 491 млрд. фунтов) в нынешнем долларовом выражении. Благосостояние американских домохозяйств подрывается долгами, как и в большинстве других стран с большими дефицитами текущего счета. По этой причине правительства сейчас являются заемщиками последней инстанции. Страны с внешним дефицитом обеспокоены тем, как уменьшить финансовые долги, не столкнув свои экономики обратно в рецессию. Это будет невозможно до тех пор, пока они не смогут вернуть расходы и займы частного сектора на прежние уровни, или не добьются быстрого увеличения чистого экспорта. Последний из двух путей более безопасен для восстановления. Однако это в свою очередь случится только в том случае, если страны, имеющие профицит, будут наращивать спрос быстрее, чем потенциальные объемы производства. Ключевым игроком в данной игре является Китай.
Данное
регулирование в интересах обеих сторон,
включая Китай. Согласно отчету Европейской
торговой палаты, внешний профицит Китая
- побочный продукт ошибочной политики.
Следовательно, в 2000-х капитал был слишком
недооценен из-за наличия дешевых кредитов
и низких налогов на корпоративную прибыль,
тогда как иностранная валюта была умышленно
завышена в результате валютных интервенций.
При этом прибыль переходила от домохозяйств
к промышленности. В результате произошел
огромный рост экспорта и подъем капиталоемкой
тяжелой промышленности, при этом образовалось
лишь небольшое число рабочих мест. Располагаемый
доход домохозяйств упал до крайне низкого
уровня по отношению к ВВП, тогда как корпоративные
инвестиции, сбережения и профицит текущего
счета выросли. Краткосрочные меры по
борьбе с кризисом в условиях роста кредита
и инвестиций в основной капитал при поддержании
спроса скорее усугубили, а не смягчили
положение. Вероятно, неизбежен еще один
цикл высокого роста избыточной мощности
и профицита текущего счета. В действительности,
валютный режим Китая и его структурная
политика вызывают беспокойство в мире.
Тоже самое относится и к политике других
крупных держав. Неизвестно, что произойдет,
если бы имеющие дефицит страны урезали
расходы относительно доходов, тогда как
их торговые партнеры сохранили бы разницу
между собственным избытком производства
и доходами и экспортом; или, если бы имеющие
дефицит страны поддерживали внутренний
спрос с огромными и неограниченными финансовыми
дефицитами.
2.2.Валютная
политика США
Китай продолжает манипулировать своей валютой и проводимая им торговая политика привела к огромному торговому дефициту для США.
Была созвана комиссия по американо-китайским экономическим и военным отношениям, которая призывала законодателей обратиться к президенту Обаме, чтобы он ответил на китайскую политику дешевого юаня и искал пути для преодоления торговых барьеров в торговле с Китаем.
Глава комиссии Дэн Слейн заявил, что проводимая Китаем манипуляция со своей валютой продолжает наносить ущерб производственному сектору в США и рынку труда. «Есть ощущение, что у китайцев нет никакой реальной мотивации принять рыночные подходы в отношении своей валюты».
Критики считают, что китайский юань искусственно поддерживается на низком уровне с помощью накопления резервов, что поддерживает китайский экспорт и наносит вред иностранным конкурентам. Китай в ответ на это выражает опасения, что дорогой юань вызовет большие трудности для его экономики и подорвет социальную стабильность в стране. Китай в июне 2010 г. объявил о более гибкой валютной политике в отношении юаня. Но комиссия и другие критики отмечают, что этот шаг оказался недостаточным.
С июня китайский юань вырос против доллара США всего на 2,3% (см. рисунок 1 и 2)9.
Рисунок 1
Рисунок
2
Слейн отметил, что китайское правительство намерено просто отгородить большую часть своей экономики от международной конкуренции. В рамках своей политики Китай обеспечил своему внутреннему производству преимущество и заставил американские компании раскрывать "чувствительную технологическую информацию" в борьбе за выгодные правительственные контракты, говорится в отчете комиссии10.
Министр финансов США Тимоти Гайтнер призвал страны мира к повышению уровня взаимодействия при определении валютной политики - по его мнению, политика удержания национальной валюты на недооцененном уровне не принесет пользы мировой экономике и может привести к инфляции и "пузырям" на рынках.
"Все
большее число стран