Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:13, курсовая работа
Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.
Аннотация……………………………………………………………………
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии……………………………………………………………………..
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты……………………………………………………………………
1.2 Показатели качества жизни ……………………………………………
1.3 Критерии качества жизни …………………………………………………
1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны ……………………………………………………………………….
2 Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения России………………………………………………………………………..
2.1 Прожиточный минимум и уровень бедности…………………………
2.2 Денежные доходы…………………………………………………………
2.3 Заработная плата……………………………………………………………
2.4 Безработица…………………………………………………………………..
2.5 Пенсионное обеспечение……………………………………………………
2.6 Медицинское обеспечение………………………………………………….
2.7 Система образования………………………………………………………
3 Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………..
В связи с этим Программа предполагает продолжение институциональных преобразований, реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Для этого требуется создание эффективной
экономической системы, основанной
на равной и добросовестной конкуренции,
снижении избыточного вмешательства
государства в деятельность хозяйствующих
субъектов и повышении
Программой предусматривается
разработка механизмов, направленных
на повышение эффективности
Особое внимание Правительства
Российской Федерации в среднесрочной
перспективе будет уделено
Кроме того, Правительство Российской Федерации будет разрабатывать меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.
Будет продолжено проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.
Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.
В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.
Для решения задач, связанных с
устранением ограничений
Развитие конкуренции и
Заключение
Реформы 90-х привели к кардинальным изменениям в сфере социально-трудовых отношений и уровне жизни населения.
Значительное влияние на снижение реальных доходов населения и рост бедности оказали гиперинфляция и обесценивание основных видов доходов населения - заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, а также сбережений граждан. Снижение объемов производства и закрытие многих предприятий привело к значительному сокращению рабочих мест и высвобождению работников, росту явной и скрытых форм безработицы. В результате около четверти населения страны находятся за чертой бедности.
Произошли существенные изменения в области региональной концентрации денежных доходов. Она резко усилилась доходов в городах-мегаполисах Санкт-Петербурге и особенно Москве при весьма тревожном положении в ряде других регионов.
Ярким свидетельством социального
бедствия являются интегральные показатели,
характеризующие уровень и
Сегодня в России по сведениям официальной статистики около 30 млн. российских граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума и относятся к бедным слоям населения. Одной из основных причин бедности населения стала безработица 90-х годов. В конце 2005 года 3,2 млн. человек, или 3,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные.
Еще одним, по мнению большинства специалистов главным фактором, определяющим низкие показатели уровня и качества жизни населения России, является низкий уровень заработной платы. Проблема Российской бедности заключается не в том, что бедными являются безработные граждане, за чертой бедности находится и работающее население.
Дешевый труд разоряет страну, тормозит технический прогресс, блокирует структурную перестройку, рационализацию занятости населения, убивает стимулы к творческой, эффективной работе, порождает массовую бедность разрушает нравственность и трудовую мораль, подрывает конкурентоспособность экономики, снижает инвестиционную привлекательность отдельных объектов и целых отраслей.
Только в случае постоянного увеличения экономического благосостояния России общество может надеяться на повышение уровня и качества жизни населения.
Но, экономический рост государства не гарантирует автоматическое улучшение уровня и качества жизни всех без исключения слоев общества. Существуют особые категории граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке, уровень и качество жизни которых напрямую зависит от пособий государства.
Необходимо признать и понять, что
в условиях свободного функционирования
рыночных отношений нельзя обеспечить
равномерное распределение
Понятие неконкурирующих групп играет важную роль при объяснении неравенства в распределении доходов. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности. Они существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим возможностям зарабатывать.
Реально существует значительное неравенство между лицами, владеющими собственностью, а, следовательно, и получающими от нее доход. Огромное большинство домохозяйств мало или вообще не имеют собственности, приносящей доход, а именно доходы от собственности определяют положение домохозяйств на самой верхушке пирамиды доходов.
Социальная политика государства
- одно из направлений его деятельности
по регулированию социально-эконом
В России, несмотря на некоторое улучшение после кризиса 1998 г., в социальной сфере сложилась ситуация, граничащая с национальной катастрофой. Идет отмирание социально-экономической ткани общества, несколько лет в режиме деградации существуют сферы потребления, семейно-бытовая, сфера досуга и др. Имеет место опасная переоценка Правительством возможностей населения для выживания, население больше не может выступать донором политики, означающей благотворительность для капитала и жесточайшую эксплуатацию наемного труда. Резкое и устойчивое снижение уровня жизни населения свидетельствует о крайней необеспеченности национальной безопасности страны.
Подчеркивая необходимость проведения назревших реформ в социальной сфере, необходимо понимать, что главным препятствием на их пути является бедность основной массы населения. Пока граждане России находятся в депрессивном психологическом состоянии, никакие социальные реформы (пенсионная, ЖКХ и др.) проводить невозможно.
Список литературы
1) Анимца Е.Г., Ёлохов А.Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 1- Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000г.- 262с.
2) Анимица Е.Г., Ёлохов
А. Н., Сухих В.А. Качество жизни
населения крупнейшего города. Часть
2 - Екатеринбург: Издательство Уральского
государственного экономическог
3) Бюллетень Министерства
экономического развития и
4) Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы - М: Центр экономики и маркетинга, 2000г. - 360 с.
5) Экономические и
социальные проблемы России. Теневая
экономика: экономические и
6) Аверин А.Н. Социальная политика государства. - М.: АНХ, 2002.-166 с.