Уровень качества жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

Содержание

Аннотация……………………………………………………………………
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии……………………………………………………………………..
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты……………………………………………………………………
1.2 Показатели качества жизни ……………………………………………
1.3 Критерии качества жизни …………………………………………………
1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны ……………………………………………………………………….
2 Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения России………………………………………………………………………..
2.1 Прожиточный минимум и уровень бедности…………………………
2.2 Денежные доходы…………………………………………………………
2.3 Заработная плата……………………………………………………………
2.4 Безработица…………………………………………………………………..
2.5 Пенсионное обеспечение……………………………………………………
2.6 Медицинское обеспечение………………………………………………….
2.7 Система образования………………………………………………………
3 Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Реферат уровень качества жизни населения.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

Социальная политика нынешнего Правительства России, по оценке аналитиков партии «Родина» партии нарушает права в общей  сложности 34 миллионов граждан страны, то есть около 24% ее нынешнего населения! Особенно больно она бьет по представителям старшего поколения, которые создавали и защищали богатства страны. В эту группу входят:

-966790 инвалидов войны;

-99998 участников Великой  Отечественной войны;

-147289 ветеранов боевых  действий;

-19234 тех, кто в период  Великой Отечественной войны  воевал в тылу или строил военно-оборонительные сооружения;

-181332 члена семей погибших  инвалидов войны, участников Великой  Отечественной войны и ветеранов  боевых действий;

-9361426 ветеранов труда;

-4240 Героев СССР и  Российской Федерации, граждан,  награжденных орденами Славы трех степеней, и Героев Социалистического Труда;

-10551562 инвалидов разных  степеней, включая 641915 детей-инвалидов;

-1032225 необоснованно репрессированных  граждан и членов их семей; 

-1379855 чернобыльцев и  приравненных к ним лиц;

-577639 граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» и другие категории граждан. 

Самые многочисленные группы пострадавших от нынешней социальной политики — это инвалиды, включая  инвалидов войны, и ветераны труда.

Очевидно, что без кардинального  изменения социальной политики невозможно переломить указанные негативные тенденции. Социальная политика государства может быть гораздо более результативной при правильно выстроенной системе приоритетов, более совершенной законодательной базе, повышении эффективности использования ресурсов, направляемых на социальные нужды.

Следующий раздел дипломной работы посвящен рассмотрению Государственной  политики в области регулирования  уровня и качества жизни населения  России.

 

3 Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России

 

Государственное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется:

- во-первых, через систему социальной  политики государства;

- во-вторых, посредством проведения государственной экономической политики.

Социальная государственная политика обеспечивает «прямое» воздействие  на уровень и качество отдельных (слабозащищенных) слоев населения  и государственная экономическая  политика оказывает «косвенное» воздействие на благосостояние населения. Рассмотрим подробнее влияние социальной и экономической политики России на уровень и качество жизни населения, а также основные термины и определения, связанные с этими понятиями .

Словосочетание социальная политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества.

Наиболее общим определением социальной политики является следующее: Социальная политика – это взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).

Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная, региональная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций — это не только система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества.

Т.е., социальная политика — многогранный процесс и структурное явление, и главным вопросом социальной политики является социальное положение населения в целом, его отдельных групп и частей.

Объект и предмет социальной политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими  в крупный единый комплекс — социально-трудовую сферу (СТС) — систему взаимосвязанных  компонентов и частей, среди которых: 

  • отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт;
  • туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);
  • рынок труда, занятость, безработица;
  • социальное партнерство;
  • социальная защита;
  • оплата и охрана труда;
  • социальное страхование;
  • пенсионная система и др.

Главной и конечной целью социальной защиты населения является человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения  в целом.

В то же время эффективность реализации социальной политики России зависит от экономической политики и темпов экономического роста.

По мнению большинства  экономистов главный путь борьбы с бедностью – это экономический  рост.

Ведущим показателем при анализе  уровня экономического развития являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран относят страны с душевым производством ВВП от 8 тыс. долл. в год и выше .

Для превращения России в процветающую державу, в которой качество и  уровень жизни людей отвечают мировым стандартам, необходимо проводить  экономическую политику, позволяющую  уже на первом этапе реализации программы  увеличить ВВП в 4-5 раз, т.е. до 10-12 тыс. долл. на душу. Это означает, что необходимо довести темпы роста ВВП до 10-12% в год. На втором же этапе программы, чтобы достичь уровня жизни ведущих стран мира, темпы роста не должны быть менее 8% в год. И чем они выше, тем раньше будет ликвидировано отставание в социально-экономической сфере от ведущих стран мира (имеется в виду, что рост их ВВП не превысит 1,5-2%) .

В существующей стратегии развития отмечается, что экономический рост в России в среднесрочной перспективе  возможен на уровне 5-7% в год по общим объемам производства и 10-15% - по объемам производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности. Такая возможность в ближайшие годы определяется рядом позитивных факторов, в том числе возникших в результате многолетнего спада производства .

Это, во-первых, наличие незагруженных  производственных мощностей. Речь идет о "натуральном" капитале, т. е. о  зданиях, сооружениях, станках, механизмах, тепловых и электрических коммуникациях, которые в условиях глубокого  экономического кризиса использованы в производстве продукции не в полной мере или выведены в резерв.

Во-вторых, - ослабление ресурсных  ограничений в развитии экономики. В настоящее время она не имеет  жестких ограничений по энергии, металлу и другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы. Единственным серьезным ограничением является нехватка квалифицированной рабочей силы, потеря многими предприятиями (особенно отраслей обрабатывающей промышленности) за годы стагнации наиболее квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров.

В-третьих, - относительное снижение издержек во многих отраслях обрабатывающей промышленности на фоне сравнительно более медленного роста цен на продукцию производственно-технического назначения в 1998-1999 гг. Одновременно улучшение конъюнктуры на мировых рынках в отношении традиционных товаров российского экспорта позволило существенно укрепить финансовое положение экспортных отраслей. Это привело к образованию в ряде секторов экономики значительных доходов, которые могут стать финансовой основой экономического роста.

Таким образом, возможно реализовать  малокапиталоемкий вариант развития большинства отраслей народного  хозяйства и промышленности. Расчеты  показывают, что в ближайшие два-три  года только путем использования уже существующих производственных мощностей производство может быть увеличено минимум на 25-30%.

С позиций современных практики и теории экономического роста выход  из кризиса и новый хозяйственный  подъем исключены без нацеливания  государственной бюджетной политики на максимальное стимулирование инвестиционно-инновационной активности. Для этого используются как прямые госинвестиции, так и косвенное стимулирование инвесторов, в том числе путем предоставления госгарантий. Важную роль в наращивании капиталовложений в условиях неравновесной экономики играют институты развития. Тем самым при помощи бюджета государство оказывается в состоянии расширять конечный спрос, содействуя преодолению депрессии. Именно таким образом в свое время обеспечивались выход из "великой депрессии", послевоенное восстановление хозяйства, а также бурный рост новых индустриальных стран .

В настоящее время формируется  рыночная модель инновационного развития экономики, в которой приоритетное внимание должно быть уделено модернизации, реконструкции, развитию производства на новых технических и технологических основах. Эта модель предполагает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической сферы устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции и услуг, завоевывать и расширять традиционные. В результате должна сложиться национальная инновационная система, создающая новые продукты и услуги, соответствующие по своему качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынки имеющемуся платежеспособному спросу.

Реализация продукции высокотехнологичных  отраслей на внутреннем и внешнем  рынках и должна обеспечить поступление  соответствующих средств на поддержку  и развитие промышленности в целом. Необходимо создать экономический механизм по стимулированию активности всех субъектов инновационного процесса, особенно рискового, венчурного предпринимательства. Государственная помощь потребуется для реализации проектов производства высокотехнологичной продукции и носящей пионерный характер, еще не нашедшей широкого сбыта.

В принятом «Программе развития социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2002-2005 годы) отмечено, что  «правительство Российской Федерации  намерено обеспечить эффективность финансирования фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также оказать государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков».

Для стимулирования экономического роста необходима реализация налоговой политики, которая должна способствовать повышению конкурентоспособности  и росту деловой активности субъектов  экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки, в том числе снижение в среднесрочной перспективе основной ставки налога на добавленную стоимость, упрощение процедур расчетов и уплаты налогов и упорядочение налоговых проверок и отчетности .

В 2004 году в России наметился новый этап во внутренней государственной социальной политике. Впервые Президентом России В.В. Путиным были четко сформулированы стратегические цели социально-экономического развития. Среди них первая – «повышение качества жизни людей». Правительству было предложено перейти от управления бюджетными затратами к управлению результатами деятельности субъектов бюджетного планирования по отношению к стратегическим целям.

В 2005 году В.В. Путин на встрече с  членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета свое выступление начал c фразы: «Основной целью нашей с Вами деятельности, ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России». Правительство России уже предприняло ряд шагов для того, чтобы эта установка Президента стала реальностью. В июне 2004 г. Минфин РФ и Минэкономразвития РФ выпустили Методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. В этом документе содержание стратегической цели «Повышение уровня и качества жизни населения» раскрыто по некоторым позициям.

В целях создания условий для  обеспечения динамичного и устойчивого  развития российской экономики, повышения  уровня жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации Правительством России была утверждена программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы).

Программа определяет ключевые направления  деятельности Правительства Российской Федерации на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.

Достижение этих целей возможно при условии проведения активной экономической политики Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Уровень качества жизни населения