Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:13, курсовая работа
Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.
Аннотация……………………………………………………………………
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии……………………………………………………………………..
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты……………………………………………………………………
1.2 Показатели качества жизни ……………………………………………
1.3 Критерии качества жизни …………………………………………………
1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны ……………………………………………………………………….
2 Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения России………………………………………………………………………..
2.1 Прожиточный минимум и уровень бедности…………………………
2.2 Денежные доходы…………………………………………………………
2.3 Заработная плата……………………………………………………………
2.4 Безработица…………………………………………………………………..
2.5 Пенсионное обеспечение……………………………………………………
2.6 Медицинское обеспечение………………………………………………….
2.7 Система образования………………………………………………………
3 Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………..
Поэтому значительную долю в программе ОМС должны занимать меры профилактики и ранней диагностики заболеваний, как это делается в других странах. Там программы страхования на случай болезни предусматривают санитарное просвещение застрахованных, профилактику стоматологических заболеваний, ежегодные обследования по раннему распознаванию рака у женщин начиная с 20 летнего возраста, а у мужчин - с 45 лет.
В нашей стране чаще всего
дети застрахованы в муниципальных
страховых компаниях, а каждый из
родителей – в страховой
Не реализуется и право застрахованных на выбор врача, предусмотренное ст. 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Очень остро сегодня стоит проблема лекарственного обеспечения. При скудном финансировании медицинских учреждений даже при стационарном лечении пациенты не обеспечиваются лекарственными средствами, одноразовыми шприцами, перевязочными материалами, хотя это и предусмотрено законодательством. Амбулаторное лечение вообще не предполагает обеспечения лекарствами.
Поэтому можно сделать вывод о том, что программы ОМС по объему медицинской помощи не позволяют компенсировать социально-рисковую ситуацию, связанную с необходимостью получения медицинской помощи или профилактики заболеваний.
Но даже та помощь, которая оказывается, как правило, не соответствует необходимым стандартам качества.
На сегодняшний день в нашей стране практически не осуществляется дифференциация программ ОМС для различных категорий населения с учетом их потребностей. Так, для работающих важны профилактические мероприятия, диспансеризация, раннее выявление заболеваний, для нетрудоспособных и престарелых – лечение имеющихся заболеваний, реабилитационные мероприятия и т.п.
Совокупные расходы на функционирование здравоохранения (государственные и страховые) крайне низки и достигают порядка 2,8 – 3,0% ВВП, тогда как по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и МОТ их минимально-допустимый уровень должен составлять не менее 5% ВВП.
Для России с ее территориальной спецификой рассредоточения малонаселенных пунктов и мест проживания этот минимальный порог объемов финансирования должен быть существенно выше.
Развитые страны в среднем тратят около 6 - 8% ВВП на медицинское обслуживание населения, что в абсолютном выражении в расчете на одного жителя равняется примерно $2,0 - 2,5 тыс. в год по сравнению с $100 в России.
Более того, такой важный бюджетоформирующий показатель, как расчетный норматив Минздрава России по оказанию медицинской помощи населению за счет бюджетных средств, составляет всего 1544 рубля в год на душу населения, то есть всего $50.
Это приводит к низкому уровню медицинского обслуживания в стране, особенно малоимущих слоев населения, для которых медицинские услуги предоставляются зачастую только в самых неотложных случаях и на поздних стадиях протекания заболеваний.
Достаточно показательна в этой связи комплексная оценка системы здравоохранения в Российской Федерации, данная ВОЗ в 2005 году: Россия находится на 130-м месте в группе из 191 страны – члена организации.
В настоящее время
система здравоохранения в
Главной проблемой в сфере отечественного здравоохранения является ее хроническое недофинансирование, объем которого, по оценкам специалистов, составляет около половины от потребностей.
По этой причине государственные обязательства и гарантии в получении бесплатных медицинских услуг в значительной степени не покрывают объективных потребностей населения.
Особенно проблема недофинансирования обострена в региональном аспекте. Так, в Республиках Бурятия, Ингушетия, Хакасия и Агинском Бурятском автономном округе территориальные программы бесплатной медицинской помощи недофинансируются более чем на половину, а в 39 субъектах Российской Федерации – на четверть.
В результате состояние и качество медицинской помощи значительной части населения является неудовлетворительными. Уровень смертности трудоспособного населения России превышает аналогичные показатели по Евросоюзу в 2,5 раза, крайне низкой является продолжительность жизни населения страны, особенно у мужчин.
На протяжении последних двадцати лет ученые и специалисты отмечают небывалые для цивилизованных стран, сверхвысокие в России показатели смертности мужчин в трудоспособном возрасте – от 40 до 60 лет.
Неблагоприятные тенденции
со здоровьем населения
Небывалое для мирного
времени ухудшение здоровья населения
России объясняется комплексом причин:
снижением качества трудовой жизни,
чрезмерными стрессовыми нагруз
Например, в Томской
области число
Крупными проблемами плохого состояния здоровья и недостаточного питания, низкого уровня медицинской помощи отличаются такие группы населения, как заключенные и пенсионеры.
Понятно, что для большинства пенсионеров очень острой является проблема покупки лекарств и возможности пользоваться услугами платных медицинских учреждений.
В проекте бюджета на 2006 год оценка решения тактической задачи повышения качества медицинской помощи осуществляется с помощью показателей медицинского эффекта (снижение смертности, больничная летальность), но не установлены показатели социального эффекта. При этом в 2006 году Правительство собирается на 30 млрд. рублей сократить социальные и медицинские гарантии, в связи с проведенной Правительством монетизацией льгот.
Монетизация льгот еще больше обострила проблему лекарственного обеспечения населения.
Не решен и еще один серьезный вопрос. Речь идет о категории людей, для которых никакой монетизации льгот не предусмотрено, но которые в то же время имеют право на бесплатное или льготное получение лекарств. Это дети до трех лет, больные бронхиальной астмой, туберкулезом, психическими, онкологическими и гематологическими заболеваниями. Вся ответственность за них опять же возлагается на регионы, у которых, уже сейчас ясно, средств не хватит.
2.7 Система образования
Основными компонентами системы образования Российской Федерации является дошкольное, общее школьное, профессиональное и высшее образование. Каждая из указанных составляющих претерпела за годы реформ существенные негативные изменения. Некогда одна из лучших систем образования в мире заметно деградировала.
Так, в последнее десятилетие происходит резкое расслоение школ и учащихся по качеству и уровню знаний. Ученики только 4% школ показывают высокие результаты. Хотя приемлемым считается, когда доля таких школ составляет от 20 до 30%.
Опрос фонда «Общественное мнение», в котором участвовали 1500 россиян, показал, что сумма, которую родители считают достаточной, чтобы собрать все необходимое для ребенка к учебному году, в среднем по стране составляет 3879 рублей. Еще более высокую цифру называют жители самых крупных городов - по их мнению, полный школьный набор обходится родителям ученика в 4676 рублей. Эти цифры говорят сами за себя.
Дети из менее обеспеченных семей имеют гораздо меньше шансов продолжить профессиональное образование «за пределами» обязательного. В вузы поступают лишь 15% детей из бедных семей и почти 80% - из более обеспеченных.
Вместе с тем Правительство
с каждым годом выделяет на образование
все меньше средств. Так, расходы
по разделу «Образование»
В 2006 году на науку и образование предполагается выделить 86% от общего объема средств, выделенных на эти цели в 2005 году.
Сметное финансирование составит для науки высшей школы порядка 500 - 600 млн. рублей на всю высшую школу. Такая сумма даже для науки одного МГУ им. М.В. Ломоносова считается небольшой.
В последние десять лет произошла девальвация уровня высшего образования в России, где сейчас 1200 вузов, а с филиалами - в 4 - 5 раз больше, чем в СССР, а качество преподавания в них часто значительно ниже, чем в советских вузах.
Из Закона «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании»
изымается положение о том, что
средние оклады для учителей должны быть не ниже средней зарплаты
по промышленности, а для профессорско-
В начале 2005 года средняя зарплата работников образования составляла 60% от уровня в промышленности, а к концу 2005 - уже 45%!
Следует вспомнить, что в сложнейшем предвоенном 1940 году этот показатель составлял 97%.
Отныне образовательные учреждения страны поделены на три типа финансирования: государственный, региональный и муниципальный, при этом минимум зарплаты гарантируется лишь работникам федерального подчинения. Остальные будут финансироваться исходя из возможностей местных бюджетов, дефицит которых на обеспечение федеральных норм оплаты труда восполняться не будет.
Новая редакция статьи 50 Закона «Об образовании» исключает для обучающихся и воспитанников государственных и муниципальных образовательных учреждений нормативы стипендий, льготное и бесплатное питание и проезд на транспорте. Права на бесплатный проезд лишаются и иногородние студенты-очники.
Несколько увеличилась (с 5% до 25%) доля стипендиального фонда, направляемая на поддержку социально необеспеченных студентов. Это в небольшой степени компенсирует отобранные у студентов льготы, связанные с проездом к месту учебы и обратно, а также с доплатами на питание.
Изъято из закона все, что касалось размеров средних ставок и окладов педработников (в особенности работников вузов). По федеральным учебным заведениям предполагается повышение зарплаты на 20% с 1 января 2005 года. По нефедеральным предлагается провести такое же повышение (если регион способен это сделать).
Что касается повышения заработной платы на 20% с 1 января 2005 года, то тут есть некоторое статистическое лукавство. Повышенная на 20% зарплата в начале 2005 года в реальных деньгах окажется на 10% меньше той, которая была в конце 2001-го. После декабря 2001 года законом была значительно повышена зарплата (тарифная часть – на 89%, средняя зарплата – на 54%); она выросла на 33% и с 1 октября 2003 года. Но, по официальным данным, с тех пор прожиточный минимум вырос на 40% (а по данным профсоюзов - на 45%). Это значит, что по отношению к прожиточному минимуму зарплата стала меньше на 7%. Если считать не среднюю инфляцию, а рост прожиточного минимума, то за последний квартал 2003 года он составил чуть более 6%. В 2004 году ожидаемый рост прожиточного минимума - 16,5%.
Конституция устанавливает бесплатность основного общего образования, Закон «Об образовании» – бесплатность среднего (полного) общего образования. В реальности же и первое, и второе – небесплатно. Значительную часть расходов средней российской семьи, в которой есть дети школьного возраста, составляют расходы на их обучение.
Итак, проанализировав различные аспекты уровня и качества жизни населения России, можно сделать выводы, что на сегодняшний день социальная политика России способна привести страну к политической катастрофе.
Чтобы в этом убедиться, достаточно лишь приоткрыть разрекламированный Правительством «социальный пакет», который:
-отнимает 100 рублей, которые
выделялись учителям на
-отменяет 25%-ные надбавки
к заработной плате для
-лишает этой надбавки также выпускников педагогических вузов, что обрушивает всю кадровую политику в образовании на селе;
-лишает студентов права на льготный проезд в городском транспорте (при стипендии в 400 рублей проездной билет на наземном транспорте сейчас стоит 350 рублей) и т.д.